КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы социально-экономического планирования развития муниципального образования
Основные цели и задачи социально-экономического планирования развития муниципального образования Основной целью социально-экономического планирования развития муниципальных образований является формирование комплекса прогнозных, плановых и постплановых документов, обеспечивающих согласованную деятельность всех субъектов управления, направленную на удовлетворение (реализацию) общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества, а также создание благоприятных условий для жизни и ведения хозяйственной (экономической) деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Основными задачами социально-экономического планирования развития муниципальных образований являются: ¾ формирование ясных для всего местного сообщества представлений о ценностях, стратегических целях, ресурсах, задачах и возможностях социально-экономического развития муниципального образования; ¾ согласование стратегических целей и задач социально-экономического развития муниципального образования с государственными и региональными стратегическими целями и задачами; ¾ эффективное использование потенциала муниципального образования; ¾ поддержание оптимального сочетания уровня реализации стратегических целей и задач муниципального образования в условиях необходимости обеспечения текущей жизнедеятельности местного сообщества; ¾ формирование оптимального сочетания методов государственного регулирования и рыночных регуляторов развития экономики и социальной сферы на территории муниципального образования; ¾ согласование отраслевых стратегий и стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципальных образований; ¾ установление партнерских отношений между органами местного самоуправления и населением, органами государственной власти, частным капиталом и другие задачи в зависимости от специфики муниципального образования. Практика формирования и реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований в субъектах Федерации показала, что из всего многообразия принципов, сформулированных в экономической литературе, многие разработчики комплексных программ развития муниципальных образований руководствуются следующими базовыми принципами, обеспечивающими методологическое единство планирования на всех уровнях иерархии: 1. Принцип непрерывности. Принцип предполагает постоянный мониторинг реальной ситуации, корректировку показателей, а также непрерывное движение в совершенствовании плановых и прогнозных документов. Алгоритм реализации принципа непрерывности планирования развития муниципальных образований при годичном цикле пролонгации плановых решений представлен на рисунке 2. Теория непрерывного планирования предполагает возможность и трехлетнего цикла пролонгации плановых решений, который может быть применим для муниципальных образований с трехлетним циклом бюджетного планирования. 2. Принцип субсидиарности, согласно которому муниципальные образования планируют свою деятельность совместно с другими муниципальными образованиями в логике системных приоритетов государства и соответствующих субъектов РФ не потому, что они подвергаются давлению сверху, а потому, что являются органическими элементами этой системы. То есть составные элементы не могут покинуть систему, так как они не могут существовать вне системы.
Рис. 2. Алгоритм реализации принципа непрерывности планирования социально-экономического развития муниципальных образований (при годовом цикле пролонгации плановых решений) Однако и система не обладает никаким иерархическим превосходством по отношению к своим составляющим элементам. Следуя данному принципу, никакие вышестоящие органы управления (федеральные или региональные) не вправе брать на себя ответственность за решения, касающиеся местных гражданских сообществ, если сами эти сообщества в состоянии компетентно и за счет собственных ресурсов решить эти проблемы. 3. Принцип системности и комплексности. Комплексность муниципального развития достигается оптимальным сочетанием пропорций развития и взаимодействия специализированных отраслей и хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, направленным на улучшение качества жизни населения. С одной стороны, муниципальное образование должно быть заинтересовано в развитии на своей территории специализированных конкурентоспособных отраслей и предприятий. Они влияют на инвестиционную привлекательность городов и поселений, дают высокую занятость трудоспособного населения, высокие уровни оплаты и т.д. С другой стороны, отрасли и предприятия высокой специализации работают, как правило, на потребности внешнего, а не внутреннего рынка. Если не выстроена система экономических ограничений, имеют стремление к максимальному использованию всех территориальных ресурсов в ущерб другим отраслям и сферам муниципальной экономики, ведут к формированию монопрофильности развития экономики муниципальных образований. На определенной стадии развития комплексные программы или отдельные этапы социально-экономического развития городов и поселений могут предполагать как ориентацию на комплексность своего экономического развития, так и на приоритетность развития специализированных отраслей и предприятий. Так как любое муниципальное образование является и открытой экономической и социальной системой, и одновременно, обособленной административно-территориальной единицей, имеющей свои вопросы ведения, понятие «системность» должно рассматриваться как необходимость встраивания процесса планирования и управления социально-экономическим развитием муниципального образования в общую систему планирования и управления функционированием экономики и социальной сферы региона и государства. На практике это означает, что определение целей развития каждого муниципального образования и механизмов реализации данных целей, должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость развития муниципального образования с субъектом Российской Федерации, на территории которого оно дислоцируется, с другими регионами и муниципальными образованиями и страной в целом. Реализация данного принципа предполагает формирование всей системы социально-экономического планирования от субъекта Российской Федерации до городского, сельского поселения на единой методологической и временной платформе. 4. Принцип адаптивности основывается на том, что муниципальное образование как открытая система подвержена внешним воздействиям: экономическим, политическим, природно- экологическим и т.д. В этих условиях методика социально-экономического планирования должна предполагать возможность детализации, актуализации и корректировки индикаторов программы социально- экономического развития муниципального образования в соответствии с изменениями внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов, механизмов и этапов реализации планов и программ. 5. Принцип единого экономического и социального пространства. Расширение финансовых, экономических и социальных процессов приводит к несовпадению административных и «экономических границ» муниципального образования. Понятие «экономическая граница» муниципального образования основано на повсеместном стремлении хозяйствующих субъектов расширить сферы своего влияния на рынках товаров и услуг за пределы любых административно-территориальных границ. Финансовый результат, а, значит, и величина ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта, который муниципальное образование при определенных условиях может привлечь для своего развития, в этом случае зависит не только от эффективности производства, находящегося непосредственно на территории объекта планирования, но и от эффективности его деятельности по месту реализации произведенных товаров и услуг. В связи с этим, в планируемый период времени необходимо учитывать программы развития хозяйствующих субъектов не только на территории муниципального образования, где организовано производство, но и за его пределами. 6. Принцип баланса интересов региональных, муниципальных органов власти, бизнеса и населения основывается на установлении взаимного согласия между властью и местным сообществом относительно целей, задач, механизмов, инструментов, этапов и ресурсов социально-экономического развития муниципальных образований. Без учета данного принципа программы социально-экономического развития муниципальных образований носят формальный характер.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |