Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и состав стратегического плана социально- экономического развития муниципального образования





Тема 6. Разработка стратегического плана социально- экономического развития муниципального образования

1. Сущность и состав стратегического плана социально- экономического развития муниципального образования

2. Структура стратегического плана социально- экономического развития муниципального образова­ния

 

Специфика стратегического планирования как процесса предопределена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего.

Между категориями «стратегия» и «концепция» прослеживается взаимосвязь части и целого. Концепция является более общим понятием по отношению к частному – к стратегии.

Стратегический план социально-экономического развития му­ниципального образования является по своей сути и содержанию механизмом реализации стратегических целей, сформулирован­ных в Концепции его развития. В связи с этим, данный раздел ком­плексной программы социально-экономического развития реко­мендуется выполнять для муниципальных образований на уров­не городских округов, муниципальных районов и крупных город­ских поселений.

Стратегический план социально-экономического развития муниципального района, городского округа – краткий планово-прогнозный документ, включающий в себя:

– стратегические цели и задачи по обеспечению конкурентоспособности муниципального образования в основных областях и сферах экономической и социальной жизни на прогнозируемый период;

– соглашения, формализующие общественное согласие и стратегическое партнерство гражданского сообщества, бизнеса и власти в части реализации приоритетных функций муниципального образования на весь плановый период;

– систему мер, проектов, выполнение которых должно обеспечить создание благоприятных условий для реализации приоритетных функций муниципального образования;

– сценарии развития инвестиционных и инновационных проектов, этапы реализации проектов и ресурсы, необходимые для достижения сформулированных в Концепции социально- экономического развития стратегических целей и задач.

Отправным пунктом разработки стратегического плана являет­ся сформированная в Концепции социально- экономического развития система согласованных стратеги­ческих целей и приоритетов развития муниципального образова­ния, а также инструментов и механизмов их реализации.

Если с момента утверждения Концепции социально- экономического развития прошел длительный период времени, что часто встречается на практике, обязательным условием начала работ над стратегическим планом является ак­туализация аналитических данных, полученных на предыдущих этапах, и уточнение информационной модели текущего облика территории. Особое внимание на этапе разработки стратегичес­кого плана социально- экономического развития муниципального образования следует уделить вновь возникшим факторам воздейс­твия со стороны внешней среды на муниципальное образование, как открытую экономическую и социальную систему.



К таким факторам могут относиться: изменившаяся конъюнк­тура внутреннего и внешнего рынка, вновь вышедшие или всту­пившие в силу федеральные и региональные законы, федеральные и региональные целевые программы, Указы Президента Российс­кой Федерации, Постановления Правительства Российской Феде­рации, субъекта Российской Федерации, определяющие политику страны, региона в промышленности, агропромышленном комп­лексе, финансовом, социальном, инвестиционном секторах, и т.д.

Отличительной чертой стратегического плана в сравнении с планом долгосрочным является его направленность только на са­мое главное - обеспечение реализации стратегических приорите­тов социально-экономического развития муниципального образо­вания. Он должен касаться только тех хозяйствующих субъектов, отраслей, кластеров, сфер социума, которые могут иметь определяющее значение для достижения сформулированной в Концеп­ции стратегической цели.

Стратегический план формирует вектор направле­ния развития муниципального образования, а долгосрочный план формирует механизм трансформации вектора направле­ний в конкретные планы действий.

2. Структура стратегического плана социально- экономического развития муниципального образова­ния

Как правило, стратегический план социально- экономического развития муниципального образова­ния состоит из трех разделов.

Первый раздел включает в себя заключительную часть Концеп­ции социально- экономического развития муниципальногообразования, т. е. систему согласо­ванных приоритетов его развития, составляющих стратегический выбор муниципального образования, и содержащую пакет локаль­ных первоочередных, среднесрочных и долгосрочных целей и за­дач, а также (при необходимости) актуализированный анализ те­кущего состояния внутренней и внешней среды муниципального образования.

Второй раздел содержит базовый сценарий реализации стра­тегических приоритетов муниципального образования, обес­печивающий наибольшую вероятность реализации стратеги­ческих целей и задач.

Базовый сценарий выбирается на основе технико-экономического сравнения вероятных вариантов (сце­нариев) социально-экономического развития муниципальных образований. Выбор базового сценария развития муниципального образования производится с учетом оценки рисков и ресурсных возможностей муниципального образования.

Основными требованиями к формиро­ванию сценариев являются:

¾ реалистичность;

¾ отсутствие антагонистических противоречий со стратеги­ческими интересами субъекта Российской Федерации;

¾ минимизация использования бюджетных ресурсов и максимизация иных ресурсов, как внутренних, так и внешних, на всех вре­менных периодах реализации стратегических приоритетов му­ниципального образования;

¾ наличие вариантов устойчивого материального обеспече­ния реализации сценариев;

¾ обоснованность траекторий развития событий при тех или иных условиях финансирования стратегических целей;

¾ согласованность со стратегическими интересами субъектов муниципального планирования и управления.

Можно выделить следующие типы сценариев:

Инерционный - сценарий, ориентированный на развитие муниципального образования под воздействием сложившихся на начало планового периода тенденций в рамках сформиро­вавшейся ранее событийной траектории. Инерционный сценарий развития предполагает сохранение основных тенденций и трендов в будущем. Основой социально-экономического развития будут являться традиционные виды экономической деятельности муниципального образования.

Инновационный - сценарий, ориентированный на траекторию развития муниципального образования, принципиально отлич­ную от предпланового периода. Инновационный сценарий развития предусматривает существенные качественные изменения по основным индикаторам социально- экономического развития и предполагает активный поиск, создание, внедрение и распространение инноваций во всех сферах экономики муниципального образования.

Переходный- сценарий, предполагающий наличие на опреде­ленных этапах как инерционных, так и инновационных траекто­рий развития муниципального образования.

На первом этапе инерционного развития муни­ципального образования сохраняются общие тенденции социально-экономического развития (по основным индикаторам) при последовательном и непрерывном сглаживании негативных тенденций и усилении позитивных к концу периода. На данном этапе происходит формирование основы будущего инновационного развития муни­ципального образования посредством создания эффективной институциональной среды развития и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Одним из приоритетов развития на данном этапе является закрепление положительных тенденций роста качества жизни населения. Значимым результатом этапа является создание условий активизации «точек роста» экономики муни­ципального образования.

Следующий этап: прорывного количественного роста – устранение негативных тенденций социально-экономического развития (качественный перелом ситуации), существенное улучшение качества жизни населения, закрепление институциональных условий инновационного развития муни­ципального образования. К концу этапа «точки роста» должны стать ключевыми в развитии муни­ципального образования и определяющими его социально- экономическое положение. По основным направлениям деятельности и развития муни­ципального образования - обеспечены устойчивые позитивные изменения.

Третий этап переходного сценария - инновационный качественный рост - происходит фактический переход к функционированию и социально- экономическому развитию в институциональных условиях новой экономики, основанной на информации, инновациях и знаниях.

Третий раздел стратегического плана социально- экономического развития должен содержать меха­низм реализации базового сценария стратегических приоритетов развития муниципального образования, в том числе:

¾ этапы реализации сценария;

¾ перечень нормативно-правовых актов, которые необходимо разработать и принять для правового обеспечения выбранной тра­ектории развития событий;

¾ принципы, формы, методы и инструменты управленческого воздействия на процесс выбранного сценария реализации страте­гических приоритетов развития муниципального образования;

¾ размеры и состав ресурсов, необходимых для реализации вы­бранного сценария стратегических приоритетов развития муни­ципального образования;

¾ предложения по финансированию реализации стратегических приоритетов муниципального образования за счет средств бюдже­тов всех уровней;

¾ основные принципы мониторинга реализации стратегических приоритетов муниципального образования.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.