Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Формирование среднесрочного плана социально- экономического развития муниципального образования


Содержание разделов долгосрочного плана социально- экономического развития муниципального образования

Первый раздел. Основные проблемы социально-экономичес­кого развития муниципального образования на планируемый период.

Основой для выявления проблемсоциально-экономичес­кого развития муниципального образования служит раздел Концепции «Стартовые условия и оценки исходной социально- экономической ситуации».

В данном разделе должно найти отражение решение проблем, как минимум, по следующим основным направлениям:

1. Экономическая перспектива муниципального образования, в том числе:

1.1. Возможные варианты направлений развития промышленности территории. Например, могут быть рассмотрены проблемы целевой поддержки отдельных жизнеспособных производственных предприятий, расположенных на территории муниципального образования с целью повышения конкурентоспособности их производства, завоевания ими большей устойчивости на рынке. Проблемы, формы и методы поддержки малого предпринимательства, особо значимых хозяйствующих субъектов, выполняющих важные муниципальные функции, экспортоориентированных предприятий и производств. Проблемы ведущих предприятий, осуществляющих полную реструктуризацию производства, перепрофилирование, широкую диверсификацию деятельности, глубокую техническую реконструкцию, а также предприятий, осуществляющих активную инновационную деятельность. Проблемы инновационных центров, технополисов, технопарков и т.д.

1.2. Возможные проблемы развития сельского хозяйства и связанных с ним сфер деятельности с учетом природно-ресурсного потенциала и экономического состояния агропромышленного ком­плекса, модернизации, интенсификации производства; создание условий для нормального функционирования личного подсобного хозяйства и т.д.

1.3. Возможные проблемы и направления развития муниципальной экономики. Раздел включает в себя укрупненные показатели финансово- хозяйствен­ной деятельности муниципальных предприятий, развития муниципального имущества, муниципальные целевые программы и т.д. Показатели развития муниципальной экономики конкретизируются в среднесрочных и годовых планах.

2.Формирование и развитие инфраструктуры территории

2.1. Формулируются проблемы и перспективы развития систем водоснабжения, канализации, газификации, электроснабжения территории с применением новых энергосберегающих технологий.

2.2. При разработке направлений в области жилищного строительства необходимо обратить внимание на проблемы финансовой поддержки населения в строительстве, проведении ремонта и реконструкции жилья, в частности, должны быть рассмотрены проблемы развития ипотеки при участии муниципального бюджета, накопительного кредитования и т.д.



2.3. В соответствии с принятой в Концепции политикой по совершенствованию расселения должны быть также освещены проблемы и задачи по развитию дорожной сети. При разработке плана развития инженерно-транспортной инфраструктуры необходимо учесть, что с социальной точки зрения все поселения, в том числе малые и удаленные, должны быть снабжены подъездными дорогами с твердым покрытием.

2.4. Развитие средств связи должно рассматриваться только на основе новых технологий, которые могут обеспечить не только телефонную коммутацию, но и повысить доступность глобальных информационных потоков, обеспечив тем самым повышение конкурентоспособности территории.

2.5. Возможные направления развития рыночной инфраструктуры: формирование современного рынка банковских и страховых услуг, расширение стационарной торговли и т.д. должны быть тесно увязаны с аналогичными направлениями развития инфраструктуры субъекта Федерации или органично входить в них.

3. Проблемы формирования и развития социальной сферы.

3.1. На основе демографического прогноза рассматривается целый ряд проблем: доступность жилья и медицинского обслуживания (особенно матерям и детям), наличие работы для трудоспособного населения, социальная помощь малоимущим слоям, профилактика заболеваемости и преступности детей и подростков и т.п.

3.2. Должна быть проанализирована перспективная занятость различных социальных и возрастных групп населения. Сопоставляя прогноз занятости и развития демографической ситуации, необходимо оценить масштабы безработицы, в том числе скрытой (неполная занятость, отпуск по вине администрации).

3.3. В основу муниципальной социальной политики должны быть заложены социальные нормативы,разработанные в рамках специальных государственных или региональных программ и являющиеся инструментом, корректирующим потребности муниципального образования по их реализации. Наряду с оптимизацией структуры принадлежащему муниципальному образованию объектов социальной сферы, качественного улучшения их работы, в плане должны быть предусмотрены меры по привлечению в данный сектор частных инвестиций. Направления и перспективы развития социальной инфраструктуры определяются с учетом степени развития экономики, состояния финансов муниципального образования, уровня жизни населения, структуры хозяйства, плотности населения, а также с учетом рождаемости, демографической структуры населения, средней продолжительности жизни.

3.4. Должны найти освещение проблемы реформирования системы здравоохранения с учетом реализации задач, сформулированных стратегических документах РФ. Проблемы оптимизации системы финансирования и управления медицинских учреждений, обеспечения гарантий оказания гражданам законодательно установленного объема и качества бесплатных медицинских услуг, организации эффективной системы учреждений медицинского обслуживания, предоставляющей населению возможность получить квалифицированную медицинскую помощь, контроля наличия в аптечных учреждениях жизненно необходимых лекарственных препаратов и др.

3.5. При разработке направлений по усилению социального обеспечения населения необходимо рассмотреть проблемы и меры по повышению эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим семьям на основе адресного принципа ее предоставления и контроля, снижению социального неравенства и т.д.

3.6. Основываясь на прогнозе развития демографической ситуации, необходимо совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации определить направления, способствующие созданию равных условий доступности образовательных услуг для жителей любой территории, а также направления совершенствования системы профессионального образования.

3.7. При разработке рекомендаций по совершенствованию культурной сферы следует учесть, что важнейшими долговременными задачами культурно-просветительской работы должно быть развитие потребностей в культурном проведении досуга и обеспечение возможности их реализации.

3.8. Так как личная безопасность населения является составляющей понятия «качество жизни» жителей любой территории, в данном разделе должны быть рассмотрены такие направления, как кадровое, организационное, финансовое и материально-техническое укрепление муниципальной полиции по обеспечению общественной безопасности. Создание, поддержка и развитие системы муниципальной и негосударственной деятельности в области профилактики и лечения наркозависимости, профилактика детской и подростковой беспризорности и преступности; система социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и др.

4. Экологическая политика во все большей степени выступает одним из критериев инвестиционной привлекательности территории, поэтому она должна являться важной составляющей частью долговременных планов и программ.

5. Основные показатели развития потребительского рынка, отражающие наличие платежеспособного спроса населения и наличие товара и услуг в необходимом количестве и необходимого качества, являются для муниципальных образований бюджетообразующими. Это определяет необходимость и важность рассмотрения проблем развития потребительского рынка с точки зрения максимального обеспечения населения собственными видами доступных и качественных товаров и услуг.

6. В случае наличия на территории муниципального образования труднодоступных и малых населенных пунктов с разрушенной и не подлежащей восстановлению экономической базой, долгосрочный план должен содержать отдельный раздел, определяющий действия населения и власти на плановый период по данной проблеме (изменение статуса населенного пункта; меры по сносу бесхозных домов; использование бесхозных земель для летнего выпаса скота, а также в качестве садово-дачных участков и т.д.).

Количество направлений может быть увеличено, как за счет сегментации названных выше направлений деятельности, так и за счет учета специфики социально- экономического развития поселений.

Для количественной характеристики выявленных основных проблем возможно применение оценок обеспеченности важнейшими ресурсами – финансовыми, производственными, трудовыми, сырьевыми и топливно- энергетическими.

Второй раздел. Ресурсы длительного пользования и резервы социально-экономического развития муниципального образования.

Данный раздел также имеет под собой уже наработанную ранее основу в виде подраздела «Потенциал развития муниципального образования» первого раздела Концепции «Стартовые условия и оценки исходной социально-экономической ситуации».

Третий раздел. Цели и задачи комплексного социально-эконо­мического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу.

Содержание раздела представляет собой выборку из Концепции социально-экономического развития муниципального образования целей и задач, соответствующих долгосрочному периоду планирования. Например, цели и задачи развития промышленного производства; совершенствование развития транспортной системы и связи; повышение использования потенциала сельскохозяйственно­го производства и т.д.

Четвертый раздел. Оценка развития социального и экономического секторов муниципального образования на долгосрочную перспективу с учетом реализации приоритетов и задач, определенных в Концепции.

Раздел предполагает относительно объемную расчетно-аналитическую работу, построенную на применении методов экстраполяции, методов экспертных оценок, экономического, статистического, финансового анализа, а при соответствующей подготовке специалистов – и экономико- математического моделирования.

В качестве основы для расчетов принимаются исходные данные первого раздела «Стартовые условия и оценка исходной социально- экономической ситуации» и данные разделов Концепции, определяющие конечные индикаторы, которые отражают целевые рубежи плановых решений. В условиях отсутствия программно-технологических комплексов укрупненные индикаторы, характеризующие развитие экономических и социальных секторов муниципальных образований внутри планового периода, можно вычислить достаточно простым графическим методом, показанным на рис. 7.

Точка А – значение индикатора, характеризующее текущую ситуацию на момент разработки долгосрочного плана. Точка В– значение индикатора, характеризующее целевые рубежи плановых решений. Точка Б – значение искомого индикатора. В данном случае индикатора, характеризующего целевые рубежи через 5 лет.

 

Рис.7. Графический метод укрупненного расчета индикаторов социально- экономического развития муниципальных образований внутри 10-летнего планового периода

Аналогично на прямой А- В может быть определено укрупненное значение любого другого индикатора во временном отрезке от нуля до десяти лет.

Пятый раздел. Основные элементы механизма реализации долгосрочного плана социально-экономического развития муниципального образования.

Этот раздел состоит из четырех подразделов.

Подраздел 5.1 «План мероприятий, определяющий работу организационной структуры по реализации долгосрочного плана» представляет как по форме, так и по содержанию стандартный план мероприятий органов местного самоуправления. В нем определяются этапы реализации долгосрочного плана, формы и методы реализации его основных положений, инвестиционных программ, бизнес-проектов, муниципальных целевых программ, муниципальных фрагментов региональных и федеральных целевых программ, а также конкретные должностные лица и подразделения органов местного самоуправления, ответственные за исполнение мероприятий в запланированные сроки.

Подраздел 5.2 «Отбор и принятие долгосрочных инвестиционных предложений от бизнес-структур» содержит краткую аннотацию условий включения бизнес-проектов в долгосрочный план в качестве муниципальных «точек экономического роста». Методика проведения отбора хозяйствующих субъектов и инвестиционных проектов в качестве муниципальных «точек экономического роста» утверждается решением представительного органа муниципального образования и публикуется, как и другие правовые акты, в местной печати.

При выполнении ранжирования хозяйствующих субъектов и инвестиционных проектов в качестве муниципальных «точек экономического роста» приоритетом должны пользоваться направления деятельности субъектов муниципального образования, обеспечивающие ус­ко­ренный социальный и экономический эффект и реализацию Концепции социально-экономического развития муниципального образования.

«Точками роста» могут быть отрасль, предприятие, кластер или проект, позволяющие не только удовлетворить растущую потребность рынка, но и инициировать долгосрочное развитие инфраструктуры (транспортной, инженерной, информационной, деловой, социальной), смежных отраслей и малого пред­принимательства, дать дополнительные доходы в бюджет муни­ци­пального образования, повысить занятость и самозанятость населения.

В подразделах 5.3 «Комплекс мероприятий, стимулирующих привлечение инвестиций» и 5.4 «Комплекс мероприятий по продвижению проектов в целевые федеральные и региональные программы» местные органы власти кратко формулируют свою долгосрочную политику по обеспечению комфортного ведения бизнеса и эффективного использования региональных и федеральных бюджетных средств, обеспечивающую конкурентоспособность территории в борьбе за внешние инвестиции.

Шестой раздел. Основные индикаторы социально-экономичес­кого развития муниципального образования на долгосрочную перспективу.

Разделсостоит из двух подразделов. Подраздел 6.1 «Основные индикаторы, характеризующие результаты реализации плана» содержит только состав индикаторов, раскрывающих достижение основных целей комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в плановый период. Раскрываются методики расчета интегральных индикаторов, например, таких, как индекс качества жизни, индекс развития человеческого потенциала и т.д.

Индикаторы, характеризующие достижение основных целей комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования на уровне муниципальных районов и городских округов в плановый период, приведены в Приложении 7.

Подраздел 6.2 содержит укрупненный прогноз формирования двух статей муниципального бюджета: его доходной и расходной частей в начале пятого и десятого года реализации долгосрочного плана.

Влияние внешних факторов затрудняет выбор и определение в рамках муниципального планирования наиболее вероятной траектории развития внешней среды, что вносит в долгосрочное планирование высокий коэффициент неопределенности. В связи с этим при разработке долгосрочного плана социально- экономического развития муниципального образования, как правило, рассматривается три сценария развития внешних факторов: благоприятный, умеренный и неблагоприятный.

В качестве критерия, определяющего вариант сценария, предлагается принять интегральный показатель – среднегодовой индекс инфляции.

К сценарию с благоприятным вариантом развития событий в этом случае можно отнести вариант с отрицательной динамикой индекса инфляции на весь плановый период. Умеренный сценарий предполагает сохранение инфляции в значениях предыдущего планового периода. Неблагоприятный сценарий характеризуется положительной динамикой индекса инфляции.

При разработке сценарных вариантов расчеты производятся только для индикаторов, раскрывающих достижение основных целей комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в плановый период.На рассмотрение органов представительной власти должны быть вынесены все сценарные варианты, однако в окончательный текст комплексной программы включается только тот вариант, который будет принят депутатами в качестве основного.

Разработка сценариев увеличивает трудоемкость формирования долгосрочного плана, но одновременно создает условия его быстрой актуализации при изменении экономической конъюнктуры в ту или иную сторону. «Вариативность» системы планирования создает благоприятные условия для мобильного реагирования органов управления на возможные изменения внешней среды.

Седьмой раздел. Мониторинг хода реализации стратегии и долгосрочного плана социально-экономического развития муниципального образования.

Состоит из трех подразделов. Подраздел 7.1 содержит периодичность сбора, анализа, обобщения и публикации основных индикаторов, характеризующих достижение основных целей комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в плановый период.

В подразделе 7.2 даются прогнозные значения индикаторов, характеризующих достижение основных целей комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в конце пятого и десятого годов долгосрочного плана.

Подраздел 7.3 содержит мероприятия органов исполнительной власти и общественных организаций по контролю за ходом реализации плана: публичные слушания, отчеты местного самоуправления перед депутатами, коллективами работающих и населением, публикации в местной печати и т.д. Раздел должен также содержать периодичность запланированных мероприятий и ответственных за их реализацию.

Практически все индикаторы долгосрочного плана носят укрупненный характер и подлежат последующей конкретизации и корректировке. Инструментами конкретизации и корректировки долгосрочного плана служат среднесрочный и текущий (годовой) планы.

1. Порядок формирования среднесрочного плана социально- экономического развития муниципального образования

2. Структура и содержание среднесрочного плана социально- экономического развития муниципального образования

3. Основные инструменты реализации среднесрочного плана социально- экономического развития муниципального образования

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок формирования и структура долгосрочного плана социально- экономического развития муниципального образования | Порядок формирования среднесрочного плана социально- экономического развития муниципального образования

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.