Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к показателям оценки эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований

В литературе выделяют ряд методологических требований к показателям оценки эффективности реализации комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований. Наиболее известными являются принципы «4С» и SMART:

SMART
  Четкость (Clearness) Конкретность (Specificity)
  Полнота (Completeness) Измеримость (Measurability)
  Комплексность (Complexity) Достижимость (Achievability)
  Непротиворечивость (Consistency) Релевантность (Relevance)
    Привязка к определенному периоду времени (Time- certainty)

 

Наиболее распространенными требованиями к показателям оценки эффективности реализации комплексных программ являются требования международной системы качества целей SMART.

S (Specificity) – конкретность, специфичность - цель должна соответствовать полномочиям или сфере воздействия органа исполнительной власти;

M (Measurability) – измеримость - для цели должен быть определен достоверный показатель результативности;

А (Achievability) – достижимость - цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы результат ее достижения находился в пределах цикла планирования;

R (Relevance) – релевантность - цель должна отражать основную деятельность органа исполнительной власти;

T (Time- certainty) – возможность постоянного мониторинга, привязка к определенному периоду времени - цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы можно было не только оценить результат в конце периода планирования, но и отслеживать движение к результату во времени.

Эти требования относятся как к количественным, так и к качественным показателям. Как правило, при постановке качественных показателей (например, «обеспечение эффективного финансового управления») органами власти четко определяются критерии качественной деятельности (например, «уровень дополнительных расходных обязательств на конец отчетного периода не должен превышать 25% финансовых средств департамента» и так далее).

Углубленный анализ внутренней структуры и динамики показателей позволяет дополнить данный перечень такими требованиями, как критичность, устойчивость и информативность.

Критичность предполагает существенное изменение значений показателя при существенном изменении его аргументов.

Устойчивость означает, что показатель изменится незначительно при незначительном изменении значений его аргументов.

Информативность отражает разнообразие числа существенных аргументов данного показателя. Существенными являются те аргументы, изменение значений которых заметно меняет значение показателя.

Несоответствие показателей данным требованиям говорит об их второстепенности.

4. Система показателей для оценки эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований

Для оценки эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований должна быть сформирована система показателей.

Наиболее известным сейчас и общепринятым вариантом подхода к группировке показателей является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП; в англоязычном варианте - Human development Indicator, HDI). Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. Концепция человеческого развития провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития территорий.

Оценка качества жизни посредством ИРЧП строится на минимальном наборе базовых показателей: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Долголетие - способность человека прожить долгую и здоровую жизнь - оценивается на основе показателя средней продолжительности предстоящей жизни при рождении. Этот показатель, в свою очередь, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.

Образованность - это способность к получению и накоплению знаний. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением детей и молодежи. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения оценивается на основе доли грамотных в возрасте 15 лет и старше. Охват обучением рассчитывается как отношение общего числа учащихся вне зависимости от их возраста и ступени обучения к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения.

Показатель ИРЧП изменяется в пределах {0; 1}, причем каждому из трех его элементов приписывается вес, равный 0,33. Высокому уровню развития соответствует значение ИРЧП, превышающее 0,8, среднему - интервал 0,5-0,8 и т.д.

ИРЧП не является всеохватывающим показателем, поскольку упускает из виду такие ориентиры, как уровень свободы человека, степень участия в принятии решений, удовлетворение потребности в самоуважении. Вместе с тем данный показатель относительно прост в использовании и однозначен в толковании, что делает его популярным во всем мире.

Для оценки эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образованийцелесообразнее использовать интегральный показатель качества жизни населения, который может стать критерием эффективности реализации планово- прогнозных документов муниципального образования.

Для количественной оценки качества жизни территории муниципального образования на практике приняты измерения двадцати частных индикаторов по четырем группам:

- воспроизводство населения, состояние его здоровья;

- благосостояние населения, занятость;

- социальная инфраструктура;

- образование, культура, духовность.

Интегральный показатель качества жизни (К) рассчитывается по формуле:

(1),

где: Кi нормированные, однонаправленные обобщенные показа­тели качества жизни (графа 1 таблицы); аi – весовые коэффициенты значимости обобщенных показа­телей качества жизни, определяются на основе экспертных оценок; п – число показателей в используемой системе.

Обобщенные показатели i) рассчитываются на основе системы частных показателей по формуле:

(2),

где: Kij частные показатели качества жизни (графа 2 таблицы); aij весовые коэффициенты значимости частных показателей качества жизни, определяются на основе экспертных оценок; т – число показателей в компоненте.

Обобщенные показатели характеризуют вклад того или иного компонента качества жизни в общую оценку.

Значение конкретного частного показателя определяется отношением значения объективного индикатора качества жизни к его эталонному значению:

(3),

где: значение i,j -гo расчетного объективного индикатора качества жизни (графа 3 таблицы); – значение i,j -гo объективного индикатора качества жизни, принятого за эталон.

В качестве эталонных значений частных показателей принимаются их среднероссийские значения.

Основываясь на основных группах человеческих потребностей, а также принимая во внимание принципы построения системы показателей качества жизни, рекомендуется использовать следующую конкретную номенклатуру показателей оценки качества жизни населения муниципального образования:

Обобщенный показатель Ki Частный показатель (Kij) Объективные индикаторы для расчета показателей ()
1.Воспроизводство населения, состояние его здоровья 1.1. Здоровье населения 1.1. Коэффициент младенческой смертности
1.2. Миграция населения 1.2. Коэффициент миграционного прироста населения
1.3. Рождаемость населения 1.3. Коэффициент рождаемости
1.4. Смертность населения 1.4. Коэффициент смертности
1.5. Общественная безопасность   1.5. Коэффициент общественной безопасности
2. Благосостояние населения, занятость 2.1. Доходы населения 2.1. Коэффициент материального благосостояния
2.2. Жилищные условия населения 2.2. Коэффициент обеспеченности населения благоустроенным жильем
2.3. Занятость населения 2.3. Коэффициент уровня занятости
2.4. Потребительский рынок 2.4. Коэффициент доли промышленных товаров и общественного питания на душу населения в среднемесячной номинальной заработной плате
2.5. Социальная защита населения 2.5. Коэффициент доли населения, имеющей доходы выше прожиточного минимума
3. Социальная инфраструктура 3.1. Загрязненность атмосферы 3.1. Коэффициент загрязненности атмосферного воздуха
3.2. Текущие жилищные условия населения 3.2. Коэффициент комплексной обеспеченности услугами ЖКХ
3.3. Социальная инфраструктура 3.3. Коэффициент комплексной обеспеченности социальной инфраструктурой
3.4. Строительство нового жилья 3.4. Коэффициент доли строительства нового жилищного фонда на душу населения
3.5. Транспортное обслуживание 3.5. Коэффициент транспортной обеспеченности
4. Образование, культура, духовность 4.1. Образование населения 4.1. Коэффициент охвата обучением населения
4.2. Культура 4.2. Коэффициент развития культуры
4.3. Средства коммуникации 4.3. Коэффициент комплексного охвата населения информационной инфраструктурой и услугами связи
4.4. Семейные отношения 4.4. Коэффициент устойчивости семейных отношений
4.5. Социокультурное общение 4.5. Коэффициент социокультурного общения

 

Представленная номенклатура показателей является развернутой. Она включает в себя четыре группы показателей по различным направлениям, характеризующим качество жизни населения муниципального образования. Каждая группа содержит по пять частных показателей, конкретизирующих каждое направление.

В качестве примера, для нормированного однонаправленного обобщенного показателя качества жизни К1 – «воспроизводство населения, состояние его здоровья» – рассчитываются частные показатели качества жизни K 1j (здоровье населения, миграция населения, воспроизводство населения, смертность населения, общественная безопасность) на основе объективных индикаторов:

Объективные индикаторы K 1j Формулы расчета объективных индикаторов
1.1. Коэффициент младенческой смертности: , где Чу - число детей, умерших в течение года, на 1-м году жизни, чел.; Чж - число родившихся живыми в данном календарном году, чел.
1.2. Коэффициент миграционного прироста населения: , где Чп – число прибывших, чел.; Чв – число выбывших, чел.; Счн – среднегодовая численность населения, чел.
1.3. Коэффициент рождаемости: , где Чр – число родившихся за год, чел.; Счн – среднегодовая численность населения, чел.
1.4. Коэффициент смертности: , где Чу – число умерших за год, чел.; Счн – среднегодовая численность населения, чел.
1.5. Коэффициент общественной безопасности: , где Чпр – число зарегистрированных преступлений в расчёте на 1000 жителей

 

Основанием для расчетаобъективных индикаторов является статистическая отчетность. Все они должны быть выражены в количественной форме.

Оценка эффективности реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования на основе системы объективных индикаторов качества жизни позволяет выявить «слабые места» (наиболее низкие значения частных показателей), на которые, в первую очередь, должны быть направлены усилия в ближайшем будущем. Таким образом, формируется приоритетность проблем социально-экономического развития муниципального образования.

 

Раздел 3. Формирование целевых программ по отдельным направлениям развития социальной сферы муниципального образования

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели социально-экономического развития муниципальных образований | Формирование муниципальных целевых программ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.