Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование муниципальных целевых программ

Читайте также:
  1. I. Формирование и использование оборотных средств.
  2. I. Формирование курса «нейтралитета» Д. Неру
  3. I. Формирование режима апартеида
  4. I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
  5. III. Формирование тоталитарного режима
  6. Web-программирование.
  7. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ПОЛИТИКИ
  8. АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
  9. Анализ программы предприятия.
  10. Анализ рынка прикладных программ автоматизации туристского офиса
  11. Анализ формирования и выполнения производственной программы
  12. Архитектура программных систем

Разработка и утверждение муниципальных целевых программ

Понятие, значение и классификация целевых программ

Тема 13. Целевые программы как инструменты реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований

1. Понятие, значение и классификация целевых программ

2. Разработка и утверждение муниципальных целевых программ

3. Формирование муниципальных целевых программ

4. Реализация муниципальных целевых программ и оценка ее эффективности

5. Особенности муниципальных долгосрочных целевых программ

6. Особенности муниципальных ведомственных целевых программ

 

Целевая программа – это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). По сути, целевая программа – это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.).

Применение целевых программ призвано обеспечить прямую взаимосвязь между распределением ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования.

Целевые программы по уровню их разработки и утверждения делятся на федеральные, региональные и муниципальные.

В 1995 г. было принято Постановление Правительства РФ, которым утверждался порядок разработки и реализации федеральных целевых программ (ФЦП). В соответствии с этим порядком ФЦП представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно- конструкторских, производственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного экономического, экологического и т.д. развития в Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Основными особенностями использования целевых программ на региональном уровне являются необходимость согласования интересов различных субъектов (государства, региона, муниципальных образований, населения, хозяйствующих субъектов); нацеленность на комплексное решение социальных проблем территорий; более широкие возможности (по сравнению с федеральными целевыми программами) для взаимодействия власти и бизнеса в регионе.



Муниципальные целевые программы являются одним из инструментов реализации комплексных программ социально- экономического развития муниципальных образований.Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципальных образований.

По видам, согласно действующему бюджетному законодательству, целевые программы делятся на долгосрочные, ведомственные и федеральную адресную инвестиционную программу.

Долгосрочная целевая программа - комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития территории. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти соответствующего уровня и утверждаются соответствующим законодательным органом, представительным органом местного самоуправления.

Ведомственная целевая программа - утверждаемый субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов).

Особое место в ряду целевых программ занимает федеральная адресная инвестиционная программа, которая объединяет бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета. Федеральная адресная инвестиционная программа состоит из 2 частей. Первая часть (открытая) содержит не относящиеся к государственной тайне сведения об объектах капитального строительства. Вторая часть (закрытая) содержит относящиеся к государственной тайне сведения об объектах капитального строительства.

Муниципальные целевые программы могут разрабатываться по различным направлениям: развитие системы здравоохранения, развитие сферы культуры, развитие сферы физической культуры и спорта, молодежная политика и т.п.

Разработка и утверждение муниципальной целевой программы включает в себя следующие основные этапы:

¾ отбор проблем для программной разработки;

¾ принятие решения о разработке проекта целевой программы;

¾ разработка проекта целевой программы;

¾ согласование проекта целевой программы;

¾ экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимыми экспертами;

¾ рассмотрение проекта целевой программы;

¾ доработка целевой программы в соответствии с возможными замечаниями;

¾ утверждение целевой программы.

Инициаторами постановки проблем для решения программными методами могут выступать любые юридические и физические лица (органы местного самоуправления, а также организации и граждане).

Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:

¾ значимость проблемы для муниципального образования в целом и её соответствие установленным приоритетам социально- экономического развития муниципального образования;

¾ невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость муниципальной поддержки для её решения;

¾ возможность решения проблемы программным методом, ожидаемая эффективность и сроки решения проблемы;

¾ принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных программных мероприятий;

¾ необходимость координации действий органов и организаций, предполагаемых для участия в программных мероприятиях, со стороны местного самоуправления;

¾ возможность привлечения для финансирования программы средств федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных источников.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами должны учитываться результаты анализа, приоритеты и цели социально-экономического развития муниципального образования, прогнозы финансовых ресурсов.

Предложение (заявка) о программной разработке проблемы в форме письма или служебной записки с учетом инициативных предложений физических и юридических лиц с обоснованиями представляются Главе муниципального образования структурными подразделениями администрации или Советом депутатов.

Заявка на программную разработку проблемы содержит: наименование предлагаемой к разработке муниципальной целевой программы; анализ состояния проблем, причин их возникновения, обоснование необходимости их решения программными методами, информацию о предпринятых ранее мерах для решения проблемы; возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы, предполагаемый перечень основных мероприятий, которые необходимо осуществить, возможные сроки их реализации; предложения по целям и задачам муниципальной целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам; предварительную оценку потребности в финансовых ресурсах, возможные источники их обеспечения; предварительную оценку бюджетной и социальной эффективности, результативности предлагаемого варианта решения проблемы программным методом, его соответствие экологическим и иным требованиям; сведения о предлагаемых муниципальном заказчике (координаторе) и разработчике (разработчиках) муниципальной целевой программы; оценку возможного срока и стоимости (в случае обоснованной необходимости привлечения стороннего разработчика) разработки муниципальной целевой программы с указанием источников покрытия затрат.

В случае несогласия с представленным предложением (заявкой) инициатору направляется обоснованное заключение о нецелесообразности программной разработки решения проблемы.

В случае согласия с представленным предложением (заявкой) Глава муниципального образования принимает решение о разработке целевой программы, устанавливает предельные объемы финансирования и определяет муниципального заказчика. Для целевых программ, имеющих более одного муниципального заказчика, определяется муниципальный заказчик- координатор.

Муниципальный заказчик муниципальной целевой программы:

¾ организует формирование проекта целевой программы;

¾ готовит проекты решений Совета депутатов о принятии целевой программы, утверждении муниципального заказчика, передаче при необходимости части функций муниципального заказчика организациям, которым муниципальный заказчик может передавать в установленном порядке на договорной основе выполнение части своих функций, согласовывает их с заинтересованными органами исполнительной власти региона;

¾ разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения целевой программы;

¾ разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;

¾ осуществляет отбор исполнителей программных мероприятий;

¾ координирует действия исполнителей целевой программы, согласовывает с ними возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;

¾ организует проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляет его доработку;

¾ несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

¾ осуществляет мониторинг и ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;

¾ готовит ежегодно сведения о ходе реализации целевой программы;

¾ готовит ежегодно предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевой программы;

¾ производит оценку затрат, необходимых для осуществления предлагаемых изменений, оценивает значение предлагаемых изменений для ожидаемых результатов программной деятельности и обосновывает предлагаемые изменения;

¾ организует размещение на официальном сайте администрации муниципального образования информации о ходе и результатах реализации целевой программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы и порядке участия в ней инвесторов.

Проекты муниципальных целевых программ, предусматривающих привлечение инвестиций в форме капитальных вложений, подлежат экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти в соответствии с действующим законодательством. В ходе экспертизы устанавливаются соответствие указанных проектов интересам региона и муниципального образования, достаточность системы программных мероприятий для эффективного решения приоритетных задач социально-экономической, научно-технической и экологической политики муниципального образования.

Кроме того, проекты муниципальных целевых программ при необходимости проходят специализированную независимую экспертизу, которая осуществляется независимыми экспертами, отобранными на конкурсной основе.

Муниципальные целевые программы утверждаются Советом депутатов с одновременным утверждением муниципальных заказчиков программ.

Муниципальная целевая программа содержит титульный лист, Паспорт программы, в котором приводятся краткие сведения о программе, включая ее основные параметры, основное содержание и приложения к программе.

Основное содержание муниципальной целевой программы, как правило, состоит из следующих разделов:

¾ характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

¾ основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

¾ перечень программных мероприятий;

¾ обоснование ресурсного обеспечения целевой программы, включая сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;

¾ механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой;

¾ оценка социальной, бюджетной и экологической эффективности целевой программы.

К содержанию разделов муниципальной целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития муниципального образования, а также обоснование необходимости решения проблемы программно- целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, в том числе описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел должен заключать в себе развернутые формулировки цели и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей. Цель муниципальной целевой программы должна быть увязана с одной из целей, отраженных в стратегических планово-прогнозных документах муниципального образования. Задачи программы представляют собой относительно самостоятельные части программы, отражающие направления достижения цели. Требования к задачам программы аналогичны требованиям к цели программы.

В разделе следует дать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения цели программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Целевой индикатор - количественный показатель, характеризующий реализацию мероприятия или группу мероприятий программы. Для каждого мероприятия или группы мероприятий программы устанавливается один целевой индикатор. Группа мероприятий программы - совокупность мероприятий программы, объединенных по общему признаку и принципу достижения значений одного целевого индикатора.

Третий раздел должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленной цели, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием источников финансирования) и сроках.

В четвертом разделе следует дать обоснование ресурсного обеспечения целевой программы, необходимого для ее реализации, а также сроков и источников финансирования с распределением их по годам. Раздел должен включать в себя обоснование возможности и описание механизмов привлечения средств федерального и регионального бюджетов, внебюджетных средств для реализации программных мероприятий.

В пятом разделе должно быть описание процедуры реализации целевой программы и формы и сроки контроля за ее выполнением.

Шестой раздел должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в социально- экономическое развитие муниципального образования, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Ожидаемые результаты реализации программы должны отражать количественное и качественное улучшение ситуации в сфере реализации программы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к показателям оценки эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований | Реализация муниципальных целевых программ и оценка ее эффективности

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5273; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.