КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и формы валютного контроля
Принципы валютного регулирования и валютного контроля
Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным. Под валютным регулировании традиционно понимается система мер, предпринимаемых государством по целенаправленному воздействию в целях ограничения, прекращения, изменения или стимулирования общественных отношений по поводу владения, пользования и распоряжения валютными ценностями с помощью специальных юридических и экономических средств. Валютное регулирование является формой валютной политики государства. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ в России валютное регулирование отнесено к исключительному ведению РФ. Ст. 75 Конституции РФ определяет, что «защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция ЦБ РФ», поэтому он и является основным органом валютного регулирования в России. Ст. 3 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» - принципы: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования (первоочередное использование в валютной политике государства мер общеэкономического регулирования и обращение к административно-ограничительным способам регулирования только в крайних случаях); 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов (например, в целях защиты экономической безопасности государства – ст. 55 Конституции РФ); 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ (органы валютного регулирования согласовывают между собой предложения об установлении требований по осуществлению валютных операций); 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля (этот принцип основан на принципе единства экономического пространства, установленном в ст. 8 Конституции РФ); 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (право собственности на валютные ценности в РФ относится к категории вещных прав и охраняется государством в соответствии со ст. 35 Конституции РФ наряду с правами на иное имущество. Вещно-правовые способы защиты права собственности (виндикационный и негаторный иски) предусмотрены в ст. 301 – 305 ГК РФ).
Основным нормативно-правовым актом, закрепившим механизм такого контроля и содержание сделок, подпадающих под признаки фиктивности или подозрительности, является указа ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерное осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства». В соответствии с названным Указанием уполномоченный банк обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция. Уполномоченный банк на основании анализа представленных клиентом документов обязан представлять в ЦБ РФ информацию о валютных операциях, проводимых клиентом и договорам, имеющим любой из следующих признаков: 1. в договоре не предусмотрена уплата контр агентами-нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей/поставок товаров и не предусмотрено обеспечение ими своих обязательств; 2. в договоре предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, луг, результатов интеллектуальной деятельности) в польз) нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на терри4 ториях, предоставляющих льготный налоговый режим 3. в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импортируемого товара (услуги, работы, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную к 100 тыс. долларов США; 4. в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентовки иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, в совокупности не превышающих в год 20 процентов от основной суммы кредита (займа); 5. по договору (контракту) нерезидент не исполнил своих обязательств и возвратил ранее произведенную резидентом предоплату (аванс); 6. получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) является нерезидент, не являющийся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности); 7. договоры (контракты) заключены от имени резидента — юридического лица, период деятельности которого с момента его государственной регистрации не превышает трех месяцев. формы валютного контроля. Уполномоченный банк обязан направлять в Банк России информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства и о проводимых клиентом валютных операциях, обладающих вышеуказанными признаками, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушения или представления клиентом в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, обладающих перечисленными выше признаками. Указанная информация направляется уполномоченным банком (его филиалом) в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации (Управление валютного регулирования и валютного контроля) для обобщения, анализа и учета при проведении проверок, а также для возможной передачи в правоохранительные органы или ВЭК России по их запросам. Это новое направление валютного контроля имеет большие перспективы, поскольку является средством обнаружения не только собственно валютных правонарушений, но и многих иных — налоговых, финансовых и др. Однако дальнейшее его регламентирование требует законодательных усилий. Так, в целях законодательного закрепления соответствующих полномочий органов валютного контроля, наделения резидентов и уполномоченных банков адекватными обязанностями Правительство РФ в феврале 2000 г. внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в Закон (в ст. 5 и 7), в частности, устанавливающих право Правительства РФ и ЦБ РФ определять признаки валютных операций, подлежащих обязательному контролю, а также подразумевающих обязанность уполномоченного банка приостанавливать валютную oneрацию.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |