Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Теоретические основы антикризисного управления


Уфа, 2012

Анатольевна

Преподаватель: Зимина Галина

Лекции по дисциплине

«Антикризисный менеджмент»

Рекомендуемая литература

1. Курошева Г.М. «Теория антикризисного управления предприятием», г. Санкт – Петербург.

2. Родионова Н.В. «Антикризисный менеджмент».

3. Баринов В. «Антикризисное управление».

4. Круглова Н.Ю. «Антикризисное управление».

5. Захаров В.Я., Блинов. А.О., Кабин Д.Б. «Антикризисное управление. Теория и практика».

6. Кукукина И.Г., Астраханцев И.А. «Учет и анализ банкротства».

7. Кивачук В.С. «Оздоровление предприятия: экономический анализ».

8. Матвеева, Крикова «Реформирование и реструктуризация предприятия».

9. www.anticrisis.ru – антикризисный менеджмент.

10. www.bankrotstvo.ru – все о несостоятельности (банкротстве).

11. www.bankrots.ru – центр проблем банкротства.

12. www.arbitration.narod.ru – статьи о банкротстве и арбитражном управлении.

13. www.russianit.ru – русские информационные технологии.

1. Необходимость введения антикризисного управления (рис. 1).

2. Особенности, цель, задачи и принципы антикризисного управления (рис. 2).

3. Состав комплексного механизма антикризисного управления.

4. Основные этапы формирования и реализации политики антикризисного управления (табл. 1).

 

1. Необходимость введения антикризисного управления

Неэффективность систем управления предприятием в настоящее время обусловлено следующими причинами:

1) Отсутствие стратегий в деятельности предприятия и ориентация на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

2) Низкий уровень ответственностей руководителей перед участниками и учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества организации, а также финансово – хозяйственные результаты деятельности;

3) Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ:

4) Игнорирование изучения внешних факторов макросреды в синтезе с изучением внутренних условий микросреды в целях принятия управленческих решений;



5) Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии организации, о потенциальных инвесторах и кредиторах.

Основные этапы развития теории управления социально-экономическими системами:

1) Простое управление не требующее больших затрат на обеспечение его эффективности и предполагающие элементарные организационные формы;

2) Управление в условиях нарастающей сложности производства (сложности в функциональном, организационном, инфляционном и мотивационном отношении);

3) Управление, адаптированное в соответствующей сложности производства (управление ярко выраженного производственного типа)

ускоренное развитие производства;

4) Замедление процесса управления при достаточно высоких темпах развития производства опасность возникновения кризиса.

 

Антикризисное управление – должно быть направлено на опережение тенденций развития производства и, как следствие, проявление этих тенденций.

Антикризисное развитие – управляемый процесс предотвращение или преодоление кризиса отвечающей целям организации и соответствующий объективным тенденциям её развития.

 

2. Задачи и принципы, особенности и цели.

 

Цель Антикризисного управления – разработка и реализация мер, направленных на нейтрализацию негативных явлений приводящих предприятие к кризисному состоянию.

Антикризисное управление – постоянное воздействие на предприятие с целью предотвращения кризиса, а в случае возникновения кризиса с целью его преодоления с минимальными потерями за максимально короткий период времени.

Задачи антикризисного управления:

1. Исследование финансового состояния предприятия;

2. Определение масштабов кризисного состояния;

3. Изучение основных факторов, обуславливающих кризисное развитие;

4. Разработка методов финансового оздоровления.

 

Сущность антикризисного управления выражается в реализации следующих положений:

1. кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

2. кризисы в определенной мере можно ускорять, предвидеть и отодвигать;

3. к кризисам можно и необходимо готовиться;

4. кризисы можно смягчить;

5. управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

6. кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми.

Отличительные особенности антикризисного управления:

1) сочетание стратегического и тактического управления;

2) использование системного подхода;

3) наличие большого числа подсистем и иерархичность их построения;

4) мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведений изменений и реализации инновационных программ;

5) повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий в зависимости от развития ситуаций;

6) использование антикризисного критерия, качество решений при их разработке и реализации.

Основные группы проблем антикризисного управления:

1) Проблемы распознавания предкризисных ситуаций:

а) своевременно увидеть наступление кризиса;

б) обнаружить его первые признаки;

в) понять его характер.

2) Ключевые сферы жизнедеятельности организации:

а) методологические проблемы её жизнедеятельности;

б) проблемы организационного содержания;

в) проблемы правового содержания;

г) социально-психологические проблемы.

3) Диверсификация технологий управления:

а) проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии;

б) проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений;

в) проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций.

4) Управление персоналом:

а) конфликтология и селекция персонала;

б) инвестирование антикризисных мер;

в) проблемы банкротства и санации организации.

 

Основные принципы антикризисного управления:

1) постоянная готовность к возможному нарушению финансового равновесия;

2) ранняя диагностика кризисных явлений финансовой деятельности;



3) дифференциация индикаторов кризисных явлений по степени их опасности для финансового равновесия организации;

4) срочность реагирования на отдельные кризисные явления в финансовом развитии организации;

5) адекватность реагирования на степень реальной угрозы финансовому состоянию;

6) полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного состояния;

7) использование при необходимости соответствующих форм санации организации для предотвращения банкротства.

 

 

3. Состав комплексного механизма антикризисного управления.

 

Структура систем антикризисного управления может быть рассмотрена с трех сторон:

1) процессной – управление рассматривается как процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

2) функциональной – управление рассматривается как совокупность видов деятельности выделявшихся в результате специализации управленческого труда.

3) элементной – управление представляет собой деятельность по организации взаимосвязей основных структурных элементов.

 

 

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

а) мотивированно-ориентированным на антикризисные меры, экономию ресурсов и избеганию ошибок, глубокому анализу ситуации и т.д.;

б) установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

в) интеграция по ценностям профессионализма и компетенции;

г) инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

д) корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инновации.

 

В состав механизма антикризисного управления включаются:

1. Экономические механизмы:

1.1 механизмы конкуренции и рыночного ценообразования:
а) выбор позиции в конкуренции;

б) политика в области ассортимента и качества;

в) политика в области издержек производства;

1.2 Акционерный механизм инвестирования и реинвестирования в развитие производства:

а) накопление и инвестирование капитала;

б) реинвестирование прибыли.

1.3 Механизмы воспроизводства основных фондов:

а) накопление и реинвестирование амортизационных отчислений;

б) реинвестирование доходов от торгового оборота производственных активов;

в) реинвестирование доходов от сбыта морально устаревшего и изношенного оборудования.

1.4 Механизм заемных средств инвестируемых в производство:

а) инвестиционные кредиты;

б) облигации;

в) венчурное финансирование.

1.5 Механизм государственного регулирования и государственной поддержки:

а) дотации;

б) участие государства в капитале компании;

в) рациональная система налогов.

2. Мотивационные механизмы:

2.1 Механизм мотивации научно-технического развития производства:

а) мотивы нововведений;

б) восприятие нововведений;

в) мотивы инженерного творчества.

2.2 Механизм мотивации высококачественного труда:

а) внутренние мотивы работника;

б) внешние положительные мотивы;

в) внешние отрицательны мотивы.

2.3 Механизм мотивации производства:

а) механизм предпринимательских стратегий;

б) конкуренция и кооперация;

в) мотивы предпринимательского риска.

2.4 Механизм мотивации хозяйствования:

а) мотивы ответственности;

б) участие в управлении;

в) мотивы профессионального роста.

3. Организационные механизмы:

3.1 Структурные механизмы:

а) диверсификация деятельности;

б) выделение приоритетов;

в) взаимодействие и взаимопроникновение субъектов.

3.2 Организационно-административные механизмы:

а) инвестиционные программы;

б) стандартизация;

в) сертификация;

г) стратегическое и внутрипроизводственное планирование.

3.3 Информационные механизмы:

а) информационная система антикризисного управления;

б) механизм маркетинговой информации;

в) механизм распространения нововведений.

4. Правовые механизмы:

4.1 Правоотношение с государственными органами;

4.2 Правоотношения по поводу способа действий и организации предприятия;

4.3 Правоотношения в хозяйственной деятельности;

4.4 Правоотношения при арбитражном рассмотрении хоз. споров.

5. Политические механизмы:

5.1 Социально-экономическая политика;

5.2 Внешнеэкономическая политика;

5.3 Научно-техническая политика.

 

4. Основные этапы формирования и реализации политики антикризисного управления.

 

Политика антикризисного управления – часть общей финансовой стратегии организации, заключающаяся в разработке систем и методов предварительной диагностики угрозы банкротства и включения механизмов финансовой оздоровления предприятия по выходу из кризисного состояния.

 

Этапы:

1. Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития.

2. Определение масштабов кризисного состояния предприятия.

3. Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия.

4. Формирование системы целей вывода предприятия из кризисного состояния адекватных его масштабам.

5. Выбор и использование действенных внутренних механизмов стабилизации предприятия соответствующих масштабам его кризисного состояния.

6. Выбор эффективных форм санации предприятия.

7. Обеспечение контроля за результатами мероприятий по выводу предприятий из кризиса.

На эффективность антикризисного управления влияют следующие факторы:

1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка.

2. Искусство управления.

3. Методология разработки рискованных решения (своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность).

4. Научный анализ обстановки и прогнозирование тенденций.

5. Корпоративность, то есть понимание и принятие всеми работниками целей организации.

6. Лидерство.

7. Оперативность и гибкость управления.

8. Стратегия и качество антикризисных программ.

9. Человеческий фактор (наличие антикризисной команды).

10. Система мониторинга кризисных ситуаций (организация действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса для его своевременного обнаружения и распознавания).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объектно-ориентированные модели данных | Тема 2. Кризисы в развитии организации

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.023 сек.