Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Тема 2. Кризисы в развитии организации


1. Сущность понятия кризис. Теория кризисов и их классификация.

2. Классификация факторов возникновения кризисных ситуаций.

3. Цель, задачи, этапы и методы диагностики кризисных явлений.

4. Виды диагностики банкротства.

5. Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, находящихся на грани банкротства.

 

1. Сущность понятия кризис. Теория кризисов и их классификация.

 

Кризис – непредвиденная внезапная смена повышательной тенденции на понижательную (по Кейнсу).

Кризис – неожиданная, непредвиденная ситуация, угрожающая приоритетным целям развития при ограниченном времени для принятия решения.

Функция кризиса – разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей мере нарушают организованность целого.

Классификация кризисов:

1) по масштабу проявления:

1.1) локальный;

1.2) системный;

2) по причинам возникновения:

2.1) психологический;

2.2) информационный;

2.3) экологический;

2.4) политический;

2.5) технологический;

2.6) экономический;

2.7) организационный;

2.8) социальный;

3) по степени управления:

3.1) управляемый;

3.2) неуправляемый.

Основные выводы, которые необходимо учитывать при разработке стратегии управления кризисами:

1) кризисы неизбежны (согласно теории Кондратьева это регулярные, закономерно повторяющиеся этапы цикличного развития любой системы);

2) кризисы начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов системы в основном исчерпан, и уже образовались и начинают борьбу элементы новой системы;

3) существуют различные фазы экономического цикла, которые способствуют возникновению кризисной ситуации:

3.1) стабильное развитие;

3.2) сокращение объемов производства и ухудшение экономических показателей (обострение противоречий);

3.3) депрессия (означает некоторое равновесие между элементами старой и новой системы);

3.4) стремительный подъем;

4) кризисы прогрессивны:

4.1) резкое ослабление и устранение устаревших элементов господствующей системы;



4.2) расчистка производства для утверждения элементов новой системы;

4.3) испытание на прочность;

4.4) передача «в наследство» тех элементов системы, которые переходят в будущее.

5) кризисы конечны;

6) кризисы неповторимы, следовательно, нет жестких рецептов при борьбе с кризисами;

7) обязательная составляющая выхода из кризиса – инновация.

Таким образом, антикризисное управление существует для того, чтобы, если это возможно, избежать кризиса (предупредить его появление), если невозможно – ограничить развитие кризиса и смягчить его последствия.

Основные оценочные характеристики кризисов:

1) проблематика;

2) масштаб;

3) область развития;

4) стадия или фаза;

5) причины;

6) последствия;

7) острота.

Типология кризисов и стадий организационного развития (Грейнер).

Стадии организационного развития (кризиса):

1. Стадия развития, основанного на творчестве.

Особенности этапа:

а) основное внимание сосредоточено на разработке продукта и его маркетинге;

б) организационная структура остается неформализованной;

в) с ростом бизнеса все больше возникает необходимость в осуществлении контроля и направления развития в специфичных направлениях.

2. Стадия развития, основанного на руководстве.

Особенности:

а) бюрократическая структура управления и концепция большинства процессов принятия решений на верхних уровнях способствует ограничению творчества управляющих среднего звена;

б) зарождение профессионального менеджмента;

в) четко спланированная работа;

г) различная степень свободы у разных уровней управления.

Следствие – кризис автономии.

3. Стадия развития, основанного на делегировании.

Особенности:

а) децентрализация функций управления;

б) делегирования полномочий принятия определенных решений с верхнего уровня управления на нижний;

в) рост потенциала развития организации.

Следствие – кризис контроля.

4. Стадия развития, основанного на координации.

Особенности:

а) координация функционирования структурных подразделений;

б) выделение стратегических зон хозяйствования, обладающих высокой степенью самостоятельности и оперативности;

в) жесткий контроль из центра с точки зрения использования стратегических ресурсов.

Следствие – кризис границ.

5. Стадия развития, основанного на сотрудничестве.

Особенности:

а) командный менеджмент;

б) общность интересов и ценностей.

Следствие – кризис психологической усталости (доверия).

Стратегия управления кризисами включает 4 взаимосвязанных направления:

1) управление кризисами:

- ограничение последствий кризиса;

- компенсация причиненного ущерба;

-возврат к предшествующей ситуации;

2) подготовка к кризисам:

- формирования отделов кризиса и резервов;

3) предупреждение кризисов:

- снижение вероятности возникновения кризисов на основании критической оценки различных сторон деятельности организации;

4) предотвращение производства:

- деструктивные последствия производства.

Таким образом, управление кризисами – это управление изменениями, под которыми понимаются все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов и культуры организации.

 

2.Классификация факторов возникновения кризисных ситуаций.

Систематизация факторов, обуславливающих кризисное состояние организации, является одним из важнейших составных элементов антикризисного управления.

Классификация:

1) внешние факторы:

1.1) общеэкономические:

а) снижение объемов национального дохода;

б) повышение инфляции;

в) нестабильность налоговой системы;

г) нестабильность регулируемого законодательства;

д) рост безработицы;

1.2) рыночные:

а) снижение емкости внутреннего рынка;

б) усиление монополизации на рынке;

в) существенное снижение спроса;

г) увеличение предложения товаров-субститутов;

д) нестабильность валютного рынка;

1.3) прочие:

а) политическая нестабильность;



б) негативные демографические тенденции;

в) стихийные бедствия;

г) ухудшение криминогенной ситуации;

2) внутренние факторы:

2.1) операционные:

а) неэффективный маркетинг;

б) неэффективная структура затрат (постоянные издержки выше переменных);

в) низкий уровень использования основных средств;

г) высокий размер страховых и сезонных запасов;

д) недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции;

е) неэффективный производственный менеджмент;

2.2) инвестиционные:

а) неэффективный фондовый портфель;

б) высокая продолжительность строительно-монтажных работ;

в) существенный перерасход инвестиционных ресурсов;

г) недостижение запланированных объемов прибыли по реализуемым проектам;

д) неэффективный инвестиционный менеджмент;

2.3) финансовые:

а) неэффективная финансовая стратегия;

б) неэффективная структура активов;

в) чрезмерная доля заемного капитала;

г) высокая доля краткосрочных источников привлечения заемного капитала;

д) рост дебиторской задолженности;

е) высокая стоимость капитала.

В процессе развития финансового кризиса выделяют 4 основные стадии:

1) снижение эффективности использования капитала, рентабельности и абсолютных значений прибыли;

2) возникновение убыточности производства;

3) отсутствие собственных средств и резервных фондов, а также резкое снижение платежеспособности и объемов производства;

4) состояние острой неплатежеспособности, когда у предприятия нет возможности финансировать производство и осуществлять платежи по предыдущим обязательствам.

 

Как правило, выделяют следующие универсальные инструменты управления, позволяющие преодолеть кризис:

1) снижение затрат:

1.1) формирование бюджета компании;

1.2) горизонтальная и вертикальная интеграция:

а) горизонтальная интеграция предполагает поиск возможностей осуществления закупок совместно с другими покупателями, следовательно, получить объемные скидки;

б) вертикальная интеграция подразумевает более тесную работу с поставщиками ключевых наименований сырья и материалов;

1.3) анализ возможностей передачи на аутсорсинг дорогостоящих процессов;

1.4) внедрение новых форм расчетов с контрагентами;

1.5) ужесточение контроля всех видов издержек;

1.6) оптимизация технологических процессов;

1.7) снижение издержек на оплату труда;

2) стимулирование продаж:

2.1) проведение ограниченного маркетингового исследования (цель – определение емкости рынка и оценка возможностей роста объемов продаж и отпускных цен);

2.2) выделение групп товаров, приносящих компании наибольшую прибыль (с использованием АВС-анализа прибыльности продукции, а также с разработкой и системой мотивации менеджеров по разным категориям товаров);

2.3) пересмотр ассортиментной и ценовой политик компании на основе использования анализа безубыточности для каждой категории товаров;

3) оптимизация денежных потоков:

3.1) внедрение процедуры ежедневной сверки баланса о наличных денежных средствах компании;

3.2) создание реестра текущих платежей и расстановка приоритетов;

3.3) поддержание баланса на расчетных счетах в различных банках;

3.4) необходимо рассмотреть возможность роста так называемых внереализационных доходов:

а) провести анализ возможности продажи части неиспользуемого оборудования или его консервации;

б) сдача в аренду неиспользуемых площадей или перевод офиса в менее дорогое место;

3.5) пересмотр политики в области осуществления капитальных инвестиций:

а) приостановка или закрытие долгосрочных инвестиционных проектов, которые не принесут доход в ближайшем будущем;

б) по проектам, остановка которых невозможна, следует изменить график поступления инвестиций таким образом, чтобы исключить возможность возникновения кассовых разрывов;

4) работа с дебиторами и реформирование политики коммерческого кредитования:

4.1) структурирование дебиторов по срокам платежа, введение бонусной схемы мотивации менеджеров, привязанной к срокам погашения дебиторской задолженности;

4.2) рассмотрение вариантов реализации дебиторской задолженности с использованием факторинга;

4.3) разработка формализованных принципов оценки кредитоспособности клиента;

4.4) формирование шкалы скидок за досрочное погашение и прогнозирование роста потоков денежных средств, разработка критериев мотивации для менеджеров, предлагающих наиболее оптимальный вариант построения БДДС;

5) реструктуризация кредиторской задолженности:

5.1) уступка прав собственности а основные средства (предприятие может договариваться с кредитором о погашении части кредиторской задолженности в обмен на основные средства), необходимо уточнить стоимость, долю основных средств, важность;

5.2) уступка акций компании (частый вариант – предложение пакета акций, находящегося на балансе компании);

5.3) проведение взаимозачетов:

5.4) переоформление кредиторской задолженности (предприятие может предложить «необеспеченным» кредиторам переофрмить задолженность в обеспеченное обязательство в обмен на снижение суммы долга, процентов или увеличения срока погашения долга; возможно предложение кредитору обеспечения в виде гарантии или поручительства третьей стороны);

5.5) погашение кредиторской задолженности за счет предоставления векселей.

 

3. Цели, задачи, этапы и методы диагностики кризисных явлений

 

Диагностика – определение состояния объекта (предмета, явления, процесса) посредством реализации комплекса исследовательских процедур.

Критерии диагностики:

1) критерии эффективности производства, которые измеряются экономией от увеличения объемов производства, снижения накладных расходов, снижения транспортных расходов, а также экономией различных видов ресурсов;

2) критерии маневренности производства (например, резервы роста производственных мощностей, сбалансированности запасов);

3) критерий гибкости стратегии, который оценивает способность предприятия реагировать на изменение окружающей среды;

4) критерии наличия ресурсов (финансовых, трудовых, информационных и т.д.).

 

В комплексную оценку организации включают следующие этапы:

1) экономическая диагностика – состоит в анализе финансового и производственного потенциала предприятия, также себестоимости продукции (работ, услуг);

2) функциональная диагностика, включающая оценку состояния коммерческих и снабженческих служб:

2.1. анализ резервов коммерческой деятельности (доля на рынке, уровень конкурентоспособности, уровень рентабельности продаж);

2.2. оценка средств и организации коммерческой деятельности (уровень технических средств, квалификации работников);

2.3. аудит методов управления и контроля;

2.4. изучение маркетинговой политики и плана маркетинга;

2.5. диагностика снабжения: оценка результатов, оценка качества управления запасами, аудит методов закупок.

3) техническая диагностика состоит в анализе технических достижений предприятия, его производственного потенциала:

3.1. анализ технической политики;

3.2. анализ средств и организации работы технических служб;

3.3. оценка методов управления производством;

3.4. анализ производственной функции;

3.5. исследование экономических аспектов использования техники (фондоотдача, фондовооруженность);

4) социальная диагностика состоит в изучении возможности кадрового потенциала предприятия и изменение его социальных достижений;

5) диагностика функций финансового менеджмента состоит в оценке качества финансовой политики и эффективности методов управления;

6) диагностика внешней среды;

7) диагностика стратегии, исследования соответствия стратегии условиям внешней и внутренней среды, дается оценка перспектив организации.

Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состояние на дату завершения этого исследования и на перспективу, следовательно, откорректировать как стратегию, так и тактику в случае необходимости.

Основные задачи диагностики состоят в определение мер, направленных на координацию работы всех составляющих элементов системы.

В процессе диагностики определяют следующие типы диагнозов:

1) диагноз, устанавливающий отклонение от нормы или деформацию развития;

2) дает возможность определить принадлежность исследуемого объекта конкретному классу, конкретной группе или совокупности;

3) позволяет оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков.

Диагностика как организационный процесс включает следующие этапы:

1) формулировка проблемы (они могут быть на уровне внутреннего и на уровне внешнего аудита);

2) анализ проблемы, цель которого установить диагноз;

3) разработка управленческих решений по поводу устранения проблемы;

4) предотвращение кризиса.

В международной практике выделяют следующие виды анализа, используемого в диагностике:

1) дескриптивный, т.е. это анализ описательного характера, который представляет финансовую отчетность в различных разрезах и предназначен в основном для внешних пользователей;

2) предикативный - анализ прогностического характера используется для определения будущих доходов и возможного экономического состояния;

3) нормативный – анализ, позволяющий сравнить фактические результаты деятельности с ожидаемыми.

 

4. Виды диагностики банкротства

 

Диагностика банкротства представляет собой систему целевого финансового анализа, направленного на выявление кризисной ситуации предприятия, генерирующих угрозу его банкротства в предстоящем периоде.

В зависимости от целей и методов осуществления диагностики выделяют 2 основные подсистемы:

1) подсистема экспресс - диагностики банкротства.

Цель – своевременное обнаружение неблагоприятных признаков в деятельности предприятия. Основные этапы:

1.1. определение объектов наблюдения, генерирующих в себе угрозу банкротства;

1.2 разработка системы показателей оценки угрозы банкротства;

1.3. сравнение фактических значений показателей оценки угрозы банкротства с нормативными;

1.4. предварительное заключение о масштабе кризисного состояния предприятия.

 

Таблица 1– «Объекты наблюдения, генерирующие в себе угрозу

банкротства»

Объекты наблюдения Показатели
Абсолютные Относительные
1. денежный поток - величина денежного потока по предприятию в целом; - величина денежного потока по операционной деятельности; - чистый денежный поток; - ликвидный денежный поток - коэффициент достаточности денежного потока; - коэффициент ликвидности денежного потока; - коэффициент самофинансирования
2.рыночная стоимость предприятия величина чистых активов по рыночной стоимости рыночная стоимость, рассчитанная с использованием доходного подхода
3. структура капитала - величина собственного капитала; - величина заемного капитала - коэффициент автономии; - коэффициент финансового рычага; - коэффициент финансовой устойчивости
4. структура активов - сумма оборотных активов; - сумма внеоборотных активов; - сумма дебиторской задолженности - коэффициент текущей ликвидности; - коэффициент абсолютной ликвидности; - коэффициент соотношения дебиторской задолженности и кредиторской задолженности - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
5. структура обязательств - величина долгосрочных обязательств; - величина краткосрочных обязательства; - величина кредиторской задолженности - коэффициент соотношения долгосрочных обязательств и краткосрочных обязательств; - период погашения кредиторской задолженности

 

2) подсистема фундаментальной диагностики. Фундаментальная диагностика характеризует систему оценки параметров кризисного финансового развития предприятия, осуществляемый на основе методов фактического анализа и прогнозирования.

Цели:

1) углубления результатов оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, получаемых в процессе экспресс диагностики;

2) подтверждение полученной предварительной оценки масштабов кризисного финансового развития предприятия;

3) прогнозирование развития отдельных факторов, генерирующих угрозу банкротства предприятия;

4) оценка и прогнозирование способности предприятия к нейтрализации угрозы банкротства за счет внутреннего финансового потенциала.

Основные этапы фундаментальной диагностики:

2.1. систематизация основных факторов, обуславливающих кризисное финансовое развитие;

2.2. проведение комплексного фундаментального анализа с использованием специальных методов оценки влияние отдельных факторов на кризисное финансовое развитие предприятия;

2.3. прогнозирование развития кризисного финансового состояния под негативным воздействием отдельных факторов (например, анализ чувствительности);

2.4. прогнозирование способности предприятия к нейтрализации угрозы банкротства за счет внутреннего финансового потенциала;

2.5. окончательное определение масштабов кризисного финансового состояния.

 

5. Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, находящейся на грани банкротства

 

Основные особенности:

1) анализ, являющийся внешним по назначению и внутренним по информационному обеспечению;

2) обеспечение достоверности информации (оценка качества информационной базы анализа, оценка состояние ведения бухгалтерского учета, наличие учета, оценка возможных ошибок и искажение форм отчетности).

Рис.13 – Виды анализа, применяемые на различных стадиях банкротства организаций.

1 блок. Анализ финансового состояния организации-должника, направленный на предупреждение банкротства:

1.1 ответственность возлагается на учредителей организации и государственные органы;

1.2 на основе материалов внутреннего анализа должны быть разработаны материалы по улучшению финансового положения.

2 блок. Анализ (расчеты), подтверждающий неспособность должника удовлетворить требования кредитора и судебные расходы в полном виде:

2.1. расчет скрытых и условных обязательств должника;

2.2. оценка активов по ликвидационной стоимости на дату анализа;

2.3 учет судебных расходов.

3 блок. Анализ финансового состояния и платёжеспособности должника:

3.1 правило и объем анализа определяются органом государственного управления по делам о банкротстве;

3.2. необходимо выявить признаки фиктивного (ложного) ил преднамеренного банкротства, факт превышения сумм задолженности над стоимостью имущества;

3.3. анализ проведения временным управляющим, может быть назначения экспертиза по инициативе суда.

4 блок. Установления достаточности имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения управляющему:

4.1. определение недостатков в ведение бухгалтерской отчетности;

4.2. выявление наличия претензий кредиторов, не имеющих документального подтверждения для принятия решения управляющим или судом.

5 блок. Определение признаков фиктивного (ложного) и преднамеренного банкротства, сокрытие банкротства или срыва возмещения убытков:

5.1. необходимо выяснить, кто будет нести ответственность за ситуацию банкротства;

5.2. определить факторы, в соответствие с которыми диагностируется фактическое или преднамеренное банкротство.

6 блок. Опись (инвентаризация) и оценка имущества должника:

6.1. определение достаточности имущества;

6.2. инвентаризация наличия и состояния активов;

6.3. оценка активов с учетом ликвидности;

6.4. составление промежуточного баланса;

7 блок. Заключение о финансовом состояние и платежеспособности должника:

7.1. цель анализа направлена на определение возможности функционирования организации при условии проведения санации;

7.2. оценка степени ликвидности имущества для погашения кредиторской задолженности.

8 блок. Разработка финансовых разделов проекта санации, расчет ее эффективности и сроков окупаемости:

8.1. использование специфических организационных процедур;

8.2. обоснование выбора расчетно-аналитических процедур.

9 блок. Информация о финансовом состояние и платежеспособности должника:

9.1. информация, оформленная в виде отчета управляющего;

9.2. управляющий, в соответствие с решением суда регулярно (ежеквартально) информирует суд, кредиторов и других заинтересованных лиц о выполнение плана санации.

10 блок. Разработка плана улучшения финансового состояния градообразующей организации:

10.1 управляющий, суд и собственник не могут ликвидировать организацию без соответствующей правопреемственности;

10.2. целевая установка – максимально сохранение рабочих мест, а также сохранение деятельности по выполнению социально важных работ и услуг.

11 блок. Анализ финансового состояния сельскохозяйственной организации:

11.1. технологические особенности (продолжительность технологического цикла);

11.2 на любую дату анализа в балансе отражаются затраты по незавершенному производству;

11.3. активы в форме зданий, сооружений не могут быть реализованы.

В результате проведения анализа, как правило, выделяют три основные стадии неплатёжеспособности:

1) скрытая неплатёжеспособность:

1.1. снижение цены предприятия вследствие неблагоприятной тенденции как внутри организации, так и во внешней среде;

1.2. снижение деловой активности;

1.3. снижение показателей рентабельности;

1.4. показатели ликвидности и платежеспособности могут находится в допустимых пределах (организация может сама выйти из этой стадии неплатежеспособности).

2) финансовая неустойчивость:

2.1. отсутствие возможности у предприятия справиться своими силами с неплатежеспособностью;

2.2. резкое изменение структуры баланса и отчета о прибылях и убытках (резкое сокращение денежных средств на счетах предприятия, рост дебиторской задолженности, увеличение заемных средств, снижение собственных оборотных средств);

2.3. резкое ухудшение показателей финансовой устойчивости;

2.4. продолжают снижаться показатели деловой активности и рентабельности.

Финансовые проблемы на этой стадии можно разделить на следующие разновидности:

А) кратковременная стадия неплатежеспособности – это ситуация, когда предприятие не в состояние в нормативный срок погасить просроченную задолженность, но имеет достаточно интенсивный поток прибыли, позволяющей погасить ее вместе с привлеченными средствами в установленный период;

Б) временная неплатежеспособность – ситуации, когда предприятие не имеет достаточных средств для своевременного погашения внешней задолженности, но за счет мобилизации части оборотных средств и привлечения заемных средств, в состояние рассчитаться с внешней задолженностью;

В) долговременная неплатежеспособность – предприятие не может погасить свои долги за счет мобилизации оборотных средств, а также продажи части внеоборотных активов.

3) явное банкротство. Предприятие не может своевременно оплатить долги, и банкротство становится юридически очевидным.

3.1. несогласованность денежных потоков;

3.2. ухудшение показателей финансовой устойчивости;

3.3 резкое снижение показателей ликвидности как следствие возбуждения дела о банкротстве.

 

 

Виды банкротства:

1) реальное - характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала и как следствие не способность осуществлять хозяйственную деятельность;

2) техническое банкротство – состояние неплатежеспособности, вызванное существенной просрочкой дебиторской задолженности, причем ее размер превышает размер кредиторской задолженности, при грамотном санирование такой вид, как правило, не приводит к юридическому банкротству;

3) умышленное банкротство - характеризует преднамеренное создание руководством или собственником предприятия его неплатёжеспособности, нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах, некомпетентное финансовое управление (ст. №196 УКРФ);

4) фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о свое несостоятельности с целью введения в заблуждения кредиторов для получения от них отсрочки выполнения свих кредитных обязательств или скидки с общей суммы кредиторской задолженности (ст.№197 УКРФ, ст.10 «ФЗ о банкротстве»).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Теоретические основы антикризисного управления | Тема 3. Стратегия и тактика в антикризисном управлении

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.04 сек.