КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Стратегия и тактика в антикризисном управлении
1) Роль стратегии в антикризисном управлении (рис. 12,20,21,22); 2) Основные виды антикризисных стратегий (табл. 4); 3) Разработка и реализация антикризисной стратегии (рис. 23, 24, табл. 6,7); 4) Понятие и концепция реструктуризации предприятия (табл. 50; 5) Реинжиниринг бизнес-процессов, сущность, особенности, принцип. Модели (табл. 10).
1.Роль стратегии в антикризисном управлении.
Стратегия антикризисного управления позволяет: 1) установить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды; 2) установить, с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достичь намеченных целей. Стратегия антикризисного управления – процесс, который охватывает все запланированные организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии производственных процессов, структуры и культуры любой социально – экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Стратегия – это система мер, общий план действий в области производства, менеджмента, маркетинга и кадрового управления. Для успешной разработки антикризисной стратегии необходимы: - Ресурсы: 1) Достаточное время на решение задач; 2) Достаточный объем полномочий кризисных управляющих по выбору методов решения задач; 3) Достаточный объем финансов для решения задач. - Граничные условия 1) Ни один из ресурсов не должен быть равен нулю; 2) Недостаток одного ресурса восполняется увеличением двух других, а недостаток двух др. ресурсов восполняется увеличением оставшихся. Состав стратегии в антикризисном управлении (далее, АУ), как правило, включает в себя следующие элементы: 1) Сфера деятельности организации и основные напрвления ее развития;
2) Цели деятельности организации – для антикризисного управления наибольший интерес представляют цели в долгосрочном периоде. 3) Определение методов и форм достижения целей; 4) Кадровая политика; 5) Организация производственного, с точки зрения АУ, процесса сюда входит распределение ресурсов, оценка технической базы, обеспеченность современными технологиями. 6) Оценка внутренней и внешней среды бизнеса – от качества проведенного анализа зависит вся деятельность, так как стратегия формируется на основании этих данных; 7) Разработка маркетинговой программы; Таким образом, стратегия в АУ представляет собой план действий на определенный период времени, который позволит в максимальной степени избежать опасных ситуаций и направить организацию по пути роста и укрепления позиции на рынке. В АУ стратегия играет особую роль. Она позволяет: 1) Готовиться к кризисным ситуациям; 2) Распознавать характер слабых сигналов кризисного развития; 3) Снимать количество тактических ошибок; 4) Ориентироваться в проблемах, имеющих последствия в будущем; 5) Разрабатывать и использовать эффективную технологию управления; 6) Находить позитивные элементы в сложных кризисных ситуациях.
2. Основные функции стратегии.
Антикризисная стратегия построена на тесной увязке функциональных стратегий. 1) Антикризисная маркетинговая стратегия представляет собой целостный единый процесс управления рынком со стороны предприятия – производителей товаров. 1.1Стратегия возвращения предприятия на рынок предполагает появление предприятия на прежнем рынке со своими товарами или услугами, не являющимися новинкой для данного рынка. Достоинство: наименьшие затраты. Особенности: а) Наименее затратная стратегия; б) требует улучшение организации маркетинга и сбыта; в) применяется для предприятий с продукцией, пользующейся рыночным спросом.
1.2 Стратегия развития рынка – предприятие расширяет сбыт своих товаров или услуг в результате поиска и создания новых рынков сбыта; а) установление новых прямых контрактов с потребителями продукции; б) активизация создания на новых рынках дилерской сети; в) внедрение инструментов анализа конкуренции. 1.3 Стратегия разработки товара - осуществляется посредством выпуска новых и модификаций товаров, уже имеющихся на прежних рынках. 1.4 Стратегия диверсификации – предполагает, что предприятие пытается выйти на новые рынки, для чего вводит в свой ассортимент новые товары. 1.5 Стратегия ухода с рынка – ликвидация предприятия как объекта хозяйствования или его подразделения. 2) Производственная стратегия. В данном случае реорганизация предприятия включает следующие области: а) Прекращение операций, не приносящих вклад в покрытии постоянных издержек предприятия; б) Прекращение выпуска нерентабельной продукции, либо попытка превратить ее в рентабельную за счет снижения издержек.; в) поиск источника финансирования в лице венчурного капитала; г) анализ арендных договоров. 2.1 Стратегия улучшения качества продукции (КФУ). 2.2 Стратегия структурной перестройки предприятия. а) выделение отдельных производств в самостоятельные предприятия; б) передача на баланс органов власти некоторых объектов соц.-культ.-быта.; в) консервация убыточных производств; г)реорганизация производства; д) сосредоточение оборудования на меньших площадях. 2.3 Стратегия изменения ассортимента и номенклатуры продукции. 2.4 Стратегия повышения экономической эффективности производства. Основана на тщательном анализе доходов и издержек, а также уровня стандартизации и унификации. 3. Антикризисная кадровая управляющая стратегия. 3.1 Улучшение кадрового потенциала. 3.2 Реорганизация управления предприятия. а) Разрабатывается новая организационная структура; б) Необходимость пересмотра полномочий и ответственности; в) Внедрение новой культуры производства, ориентированной на рынок. 4. Антикризисная финансовая стратегия – нацелена на построение эффективной системы управления финансами, с помощью которой можно обеспечить решение стратегических и тактических задач.
4.1 Стратегия повышения ликвидности активов. Направлена на рост стоимости чистых активов как необходимое условие. а) Передача объектов социально –культурного назначения на балансе местных органов власти; б) Необходимость проведения ревизии излишков НМА и производственных активов; в) Взыскание просроченной ДЗ. 4.2 Стратегия оптимизации структуры капитала. Направлена на соответствие приемлемого долга и собственности (WACC). 4.3 Стратегия улучшения системы учета т контроля издержек. Направлена на организацию системы управленческого учета в целях концентрации внимания руководства на выявление внутренних резервов и обеспечение роста конкурентоспособности.
3. Разработка и реализация антикризисой стратегии
Реализация стратегии включает в себя несколько основных этапов: 1) Утверждение выбранной антикризисной стратегии, ее согласование с целями организации. 2) Информирование сотрудников организации и проведение подготовительной работы с целью более быстрой и эффективной реализации антикризисной стратегии. 3) Обеспечение необходимых для проведения изменений уровня финансового обеспечения организации. 4) Приведение производственного и др. процессов на уровень соответствующей выбранной стратегии. 5) Организация выполнения антикризисной стратегии. 6) Контроль и оценка результатов выполнения антикризисной стратегии и антикризисных программ. 7) Корректировка антикризисных программ и стратегий в случае необходимости. При формировании цели антикризисной стратегии необходимо выявить факторы хозяйственной деятельности, которые влияют на причины воздействия негативных явлений и приводят к кризису. Затем отобранные факторы. Необходимо проанализировать на предмет удовлетворения имеющимися ресурсами. Факторы, которые удовлетворяют требованиям ограничения, анализируются с точки зрения возможностей устранения причин кризиса путем воздействия на эти факторы.
Основные требования к антикризисным программам: а) Ориентированность на достижение целей антикризисной стратегии; б) Скоординированность между собой в рамках стратегии; в) Обеспеченность необходимыми ресурсами. Алгоритм разработки антикризисной программы включает следующими этапы: 1) Формирование целей антикризисной программы в рамках антикризисной стратегии; 2) Разработка мероприятий антикризисной программы; 3) Расчет необходимого ресурсного обеспечения; 4) Формирования требований к смежным антикризисным программам; 5) Учет требований смежных антикризисных программ; 6) Прогноз результативности программ. При разработке антикризисных программ важным моментом является задача ресурсного обеспечения, которая состоит в формировании ресурсного баланса по каждой из разрабатываемых антикризисных программ: кроме того необходимо рассмотреть варианты преобразования действующей организационной структуры, а также разработки сер по преодолению сопротивления изменениям. 4.Понятие концепции реструктуризации. В узком смысле под реструктуризацией предпряития понимают перестройку, распределение и использование всех его ресурсов. Реструктуризация – радикальное изменение структуры хозяйствующей организации (активов, собственности, финансов, кадров, управление, и т.д.) направленное на создание совершенно новых производственных и управленческих структур, систем и методов управления. Причины, которые лежат в основе реструктуризации: 1. Физическое и моральное старение активов предприятия; 2. Высокая себестоимость продукции по отношению к цене спроса; 3. Несовершенство системы организации управления предприятием в рыночных условиях; 4. Невостребованность на рынке воспроизводимой товарной массы; 5. Изменение бизнес целей. Цели реструктуризации: 1. обеспечение дееспобности в краткосрочном периоде; 2. восстановление конкурентоспособности в долгосрочном периоде. Основные задачи реструктуризации: 1. привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов; 2. поиск партнеров для совместного бизнеса; 3. расширение и укрупнение производств; 4. внедрение новых технологий; 5. диверсификация деятельности; 6. дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия. Основные концепции: 1. Наступательная концепция: реструктуризация направлена на диверсификацию деятельности, наращение чистого денежного потока; 2. Оборонительная концепция: реструктуризация направлена на сокращение масштабов деятельности (сбалансированность денежных потоков). Основные направления в зависимости от выбранной стратегии реструктуризации: 1. Реструктуризация долга, которая может проводиться в следующих формах: 1.1 дотации и субвенции за счет средств бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе; 1.2 государственное льготное кредитование (стратегические предприятия); 1.3 государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам выдаваемым санируемому предприятию; 1.4 перевод долга на другое юридическое лицо; 1.5 уступка прав требований должника (осуществляется влиянием 1.6 конвертация краткосрочных кредитов в долгосрочные. 1.7 Выпуск облигаций и других долговых ценных бумаг под гарантию. 2. Реструктуризация капитала (направлена на оптимизацию структуры капитала). 3. Реструктуризация предприятия. Формами реорганизации могут быть: а) слияние и присоединение; б) разделение и выделение; в) преобразование. Основные методы процессного управления, определяющие характер реструктуризации предприятий: 1. MRP – планирование ресурсов производства. Достоинства: прогнозирование развития видов деятельности и обоснование потребностей ресурсов на перспективу. Недостатки: резервирование ресурсов на случай отклонения выполнения плана. 2. TQM – всеобщее управление качеством – синхронизация процессов на основе внедрения стандартов. Достоинства: ориентация на реализацию требований клиентов. Недостатки: улучшение деятельности процессов без системной увязки. 3. BPR – реинжиниринг бизнес-процессов. Достоинства: оптимизация процессов на основе структурных изменений. Ориентация на системные изменения. Недостаток: большие затраты на разработку и внедрение. 4. KM – управление знаниями. Цель: адаптация процессов на основе формирования релевантного знания. Основа: инновации. Достоинства: ускорение поиска решений по орг-м изменениям и инновациям. Недостаток: большие затраты на поддержку источников знаний.
5. Реинжиниринг бизнес-процессов: сущность, особенности, принципы, модели. Реинжиниринг бизнес-процессов: сущность, особенности, принципы, модели – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения коренных улучшений в основных показателях: сроках, качестве, затратах и сервисе. Цель реинжиниринга: системная реструктуризация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использование различных видов ресурсов, сокращение сроков реализации и потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания. Особенности: реинжиниринг бизнес-процессов наиболее эффективен на предприятиях ля которых характеры следующие особенности: 1. Диверсификация товаров и услуг, вызывающая многообразие бизнес-процессов и услуг. 2. Работа по индивидуальным заказам, требующая высокой степени адаптации базового бизнес-процесса к потребностям клиента. 3. Внедрение новых технологий, затрагивающих все основные бизнес-процессы предприятия. 4. Многообразие кооперативных связей с партнерами предприятия и поставщиками. 5. Нерациональность организационной структуры, запутанность документооборота, вызывающая дублирование операций.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |