КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормы сексуального поведения
Чем сложнее культура, тем многообразнее ее нормативные установки. Например, всюду, где существует институт брака, проводится социальное и психологическое различие между брачной, добрачной и внебрачной половой жизнью, причем соответствующие нормы тесно связаны с другими элементами социальной системы и культуры. Так, нормы добрачного сексуального поведения народов мира связаны: с правилами, регулирующими происхождение и местожительство, с особенностями экономической жизни общества, уровнем его производительных сил, размерами общины, религиозными верованиями, наличием или отсутствием какого-либо обмена имуществом при заключении брака, дифференцированной оценкой мальчиков и девочек, мерой участия женщин в производительном труде, классовой структурой общества, особенностями гендерной социализации и отношением культуры к материнству и деторождению. При этом сравнительно просто организованные общества обычно склонны к большей терпимости, а более сложноорганизованные — к нормативному ограничению добрачных связей. Поскольку усложнение нормативных правил — необходимая предпосылка индивидуализации и персонализации сексуальных отношений и их участников, она кажется продолжением биологической эволюции. Однако историческое развитие противоречиво и нелинейно. Социально-культурные запреты дифференцируют права и обязанности разных категорий людей, не придавая никакого значения их индивидуальности, которая первоначально осознается и проявляется именно как нарушение этих правил и самой этой категоризации. Нормативную культуру любого общества нужно изучать конкретно, учитывая, кем, кому, что, с кем, насколько и почему запрещено. Самый древний и универсальный запрет, налагаемый культурой на сексуальность, — правило экзогамии, запрет на заключение браков и осуществление сексуальных связей между членами одной и той же родственной группы. Происхождение экзогамии до сих пор остается спорным. Одни авторы подчеркивают значение генетических факторов, вред близкородственных браков для потомства. Другие — выдвигают на первый план социальные факторы: неупорядоченность половых отношений и сексуальное соперничество самцов делали невозможной стабильную социальную организацию, подрывали единство человеческого стада. Третьи – придерживаются психологического объяснения, согласно которому у людей, живущих в тесной близости с раннего детства, обычно не возникает сексуального интереса друг к другу. Эти теории могут быть не столько взаимоисключающими, сколько взаимодополняющими. Почти все нормы сексуального поведения предполагают гендерные различия. Запреты, касающиеся мужчин, могут не распространяться на женщин, и наоборот. Почти во всех обществах существует так называемый двойной стандарт — разные нормы сексуального поведения для мужчин и для женщин, предусматривающие гораздо более строгие ограничения женской сексуальности (добрачные связи, супружеская неверность и т. п.), нежели мужской. В большинстве первобытных обществ право проявления инициативы, ухаживания, выбора партнера и определения ритма половой жизни в браке принадлежало мужчине. В отношении добрачных и внебрачных связей половая мораль, как правило, снисходительнее к мужчинам. Женщинам добрачные связи разрешают от двух пятых до половины обследованных этнографами бесписьменных обществ. Если же считать «терпимыми» общества, которые публично осуждают, но втайне терпят такие отношения, эта цифра составит около 70%. Мужчинам добрачные связи разрешаются практически во всех «терпимых» обществах, а в остальных на них смотрят сквозь пальцы. Внебрачные связи в той или иной форме допускаются для женщин приблизительно в двух или трех пятых бесписьменных обществ, а для мужчин — почти везде. Практически во всех культурах существует культ мужской сексуальности. Мужские божества и герои часто наделяются не только внушительными половыми органами, но и исключительными детородными и сексуальными способностями. Индийский бог Кришна имел, согласно традиции, 16 108 жен, каждая из которых родила ему по 10 сыновей и по 1 дочери. Один из персонажей «Тысячи и одной ночи» за одну ночь овладел 40 женщинами, по 30 раз каждой. В традициях обществ, прославляющих сексуальную сдержанность, подобные подвиги, естественно, отсутствуют, зато ярко описываются соблазны, трудности умерщвления плоти. Женская сексуальность обычно преподносится в более сдержанных красках. Антисексуальные и антифеминистские культуры, например эпохи средневековья, содержат два главных женских образа: положительный наделяется чистотой, понимаемой как асексуальность, равнодушие и даже отвращение к половой жизни, отрицательный же персонифицирует гипертрофированное желание, агрессивный секс, похоть и соблазн. При этом мужчины не только побаиваются женщин, но и завидуют им. В древнегреческой и древнеиндийской мифологии есть сходные мифы о мужчине, который по воле богов дважды изменял пол. В греческом варианте, сохраненном Овидием, это предсказатель Тирезий, а в индийском – царь Бхангасвана. Оценивая свои сексуальные переживания в обеих ипостасях, оба отдают предпочтение женской. По словам Тирезия, женщина наслаждается любовью в 9 раз больше, чем мужчина. Это, естественно, отражает мужскую точку зрения. Очень велики и социально-возрастные градации: некоторые поступки, позволительные взрослым, запрещаются подросткам или детям. Бывает и обратное: многие общества, осуждая или высмеивая мастурбацию взрослых, считают ее допустимой для детей и подростков. Например, мангаиа считают мастурбацию вполне нормальной для мальчиков и девочек до 10 лет; поскольку подростки старше этого возраста уже начинают сексуальную жизнь, их мастурбация рассматривается как пережиток детства. Сходные нормы существуют в Меланезии: мастурбация поощряется у маленьких мальчиков, допускается у подростков и осуждается у взрослых. Принципиальное различие между детской и взрослой мастурбацией проводило и средневековое христианство. Что же касается античной Греции, то она вообще не знала подобных запретов, а тантризм даже поощряет мастурбацию у женщин. Сплошь и рядом различны предписания для разных классов или сословий одного и того же общества (например для мирян и для духовенства). Запрет на совершение тех или иных поступков далеко не всегда совпадает с запретом на разговоры о них (табу на слова). Бывают принципиально неназываемые, невербализуемые отношения; их существование общеизвестно, но о них не принято говорить или можно говорить только намеками, эвфемизмами (в XIX веке гомосексуальность именовали «неназываемым пороком»). В то же время есть вещи, о которых можно говорить, но которые нельзя делать. Как поведенческие, так и словесные запреты всегда соотносятся с определенным контекстом. Например, в нашем обществе не принято, чтобы дети и родители (и вообще подростки и взрослые) открыто обсуждали друг с другом свои сексуальные проблемы, но со сверстниками это вполне допустимо. В феодальном обществе нормы стыдливости имели сословный характер. Приятельница Вольтера маркиза дю Шатле как ни в чем не бывало принимала ванну в присутствии и с помощью молодого лакея. Она не пыталась его соблазнить: лакей как мужчина для нее просто не существовал, а его чувства — и подавно. Варьируется степень строгости запретов; если инцест обычно запрещен категорически, то отношение к внебрачным связям всегда было двойственным, амбивалентным. Соответствующие нормы были не только различны для мужчин и женщин, но и противоречивы: хотя официально иметь любовниц запрещалось, неофициально это считалось подтверждением маскулинности. Иначе говоря, данный запрет распространялся только на официальную сторону жизни. Санкции за нарушение разных табу также варьируются — от смертной казни до легкого осуждения или осмеяния. В древних обществах таких градаций, и не только в сексуальной сфере, было, по-видимому, еще больше, чем теперь. Некоторые вещи и отношения запрещено называть; другие полностью изгоняются из сознания, самое их существование категорически отрицается; третьи вытесняются в подчиненные слои культуры, проецируются на низшие слои общества или обсуждаются в «сниженной», фривольной форме; существование четвертых предписывается хранить в тайне и т. д. У всех народов существуют многочисленные хозяйственные и сезонные запреты, связанные с определенными фазами общественной жизни племени или индивидуального жизненного цикла. Например, охотничьи табу, бытующие у многих народов Америки, Европы, Океании, Африки и Азии, запрещают половые сношения в период подготовки и проведения охоты. Сходные запреты существовали и в связи с другими видами деятельности — рыболовством, скотоводством, земледелием, ремеслом, торговлей, путешествиями, войной и т. д. Отчасти эти запреты — результат осознания того, что сексуальная активность ослабляет мужчину. Понимание этой особенности вынуждает его в ситуациях, требующих максимального напряжения физических или духовных сил, прибегать к временному половому воздержанию. Но такие запреты имеют также и символический смысл. Это отчетливо видно при рассмотрении так называемых репродуктивных табу, регулирующих взаимоотношения полов и поведение женщины в периоды менструаций, беременности и после родов. По подсчетам американских этнографов супругов Пейдж, 63% обследованных ими обществ запрещают половые сношения в период беременности, 73% – в период менструаций, 93% – в послеродовой период. Поскольку такие запреты, иногда весьма длительные, адресованы мужчинам и обосновываются опасностью их «осквернения» и «загрязнения», их часто считают мизогинными, принижающими женщин. Но, если вдуматься, эти табу, особенно послеродовые, охраняют здоровье матери и ребенка. В трудных условиях первобытного общества, например у африканских бушменов, кормление ребенка грудью продолжается 2-3 года, а то и дольше. Новая беременность в это время нежелательна. Бушмены даже практикуют детоубийство, убивая новорожденного младенца, если предыдущий ребенок еще не начал ходить. Запрещение половой жизни, в каких бы терминах оно ни формулировалось, объективно служит средством регулирования рождаемости и сохранения потомства. С помощью запретов культура пытается восполнить утраченные человеком сезонные биологические регуляторы сексуальной активности. Однако важно иметь в виду, что, хотя сексуальные нормы обычно преподносятся как универсальные, выражающие волю богов, законы природы или интересы целого общества, за ними всегда скрываются отношения власти: класс или социальная группа, накладывающая те или иные ограничения, получает возможность манипулировать поведением других людей, причем последние зачастую далее не осознают этого.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |