КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие отечественного управления
Зарубежные модели менеджмента. Социокультурные различия в международных моделях менеджмента. Современный российский менеджмент. Развитие отечественного управления. Управление экономическими процессами в России имеет глубокие исторические корни. В этом направлении развивалась и теоретическая экономическая мысль от А.П. Ордин-Нащокина и И.Т. Посошкова до академиков А.И. Берга, В.М. Глушкова, Л.В. Канторовича, С.Г. Струмилина, B.C. Немчинова и современных исследователей, практическая деятельность глав государства от Петра I до Ленина, Сталина и сегодняшних реформаторов. Многие поколения российских ученых и практиков внесли свой заметный вклад в совершенствование системы управления экономикой. Тем не менее наибольший интерес, по нашему мнению, представляют советский и постсоветский периоды, в которые произошло значительное развитие как науки, так и практики управления. Так, в 1917-1921 гг. в нашей стране были сформированы основы управления социалистической экономикой. Основным теоретиком этого периода выступал В,И. Ленин. Его заслуги в деле становления теории и практики управления несомненны и могут быть сведены к следующим основным моментам: • сформулированы основные принципы управления социалистической экономикой; • решен ряд практических вопросов управления в масштабах отраслей и народного хозяйства в целом (в западной практике такие вопросы не ставились еще, по крайней мере, в течение 20 лет); • начата подготовка специалистов в области управления. В.И. Ленин призывал изучать, преподавать и распространять тейлоризм по всей России. Именно Ленин в 1921 г., вопреки ожесточенной критике недругов А.К. Гастева, прозванного «русским Тейлором», поддержал его начинания и выделил миллионы рублей золотом на создание Центрального института труда - те миллионы, которые советники Ленина предлагали употребить на решение других, более насущных проблем. Нигде в мире глава государства не ставил судьбу страны в зависимость от системы управления. С 1921-1941 гг. наблюдалось интенсивное развитие отечественной теории и практики управления. В январе 1921 г. в Москве прошла Г Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, организатором которой выступил Нарком путей сообщения Л.Д. Троцкий. Председательствовал на конференции В.М. Бехтерев. В 1924 г. состоялась II Всесоюзная конференция по научной организации труда (НОТ), на которой закрепилось два сложившихся к тому моменту направления в НОТ. Первое направление возглавил А.К. Гастев (1882-1941), руководивший созданным им в 1920 г. Центральным институтом труда (ЦИТ). А.К. Гастев относится к последователям тейлоровского направления, но в отличие от последнего видел основную цель НОТ в максимальном росте производительности труда при «сохранении здоровья человека». Основные идеи нашли отражение в «концепции трудовых установок», включавшей три взаимосвязанных направления. 1. Теория трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места: цитовцы усматривали противоречие между необходимостью роста производительности труда и жестким стандартом на выполнение операций. Устранить это противоречие предлагалось на основе жесткой инструкционной карточки в сочетании со свободой личной инициативы. 2. Методика рационального производственного обучения: на 3. Теория управленческих процессов, в соответствии с ко В 20-е гг. А.К. Гастев выдвинул также концепцию «узкой базы», «узкого места», с расшивки которого нужно начинать совершенствование управления. Второе направление связано с именем А.А. Богданова (1873-1928). В своей работе «Тектология: (всеобщая организационная наука)» А.А. Богданов исходил из того, что: 1) все виды управления (в природе, обществе, технике) 2) предметом организационной науки являются общие организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Они действуют в технике (организация вещей), экономике (организация людей) и идеологии (организация идей). А.А. Богдановым при анализе сущности организации высказана идея о необходимости системного подхода к ее изучению. Характеризуя соотношение системы и ее элементов, А.А. Богданов вводит понятия «организованность» и «дезорганизованность». Элементы всякой организации сводятся к активностям - сопротивлениям. А.А. Богданов высказал ряд интересных идей о структурной устойчивости системы и ее условиях, об основных организационных механизмах: формирующем и регулирующем. В рамках тектологии были сформулированы общие законы, в частности, «закон наименьших», «...в силу которого прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев». Идея «слабого звена» легла в основу разработки народно-хозяйственных балансов и пропорций, помогла решить задачи восстановления разрушенного хозяйства. Идеи А.А. Богданова легли в основу работ О.А, Ерманского и П.М. Керженцева, смотревших на НОТ с позиций, несколько отличных от позиций цитовцев. Суть научной организации труда - это человек с его физиологическими, психологическими, социальными и другими особенностями. Следовательно, цель научной организации труда - сделать жизнь человека приятнее, т.е. обеспечить гармонизацию человека и общества. О.А. Ерманский был одним из наиболее видных разработчиков российской школы научного управления, являясь одновременно и сторонником, и критиком У. Тейлора. О.А. Ерманским была разработана теория рациональной организации труда и управления, основу которой составляет понятие психофизиологического оптимизма, т.е. максимума полезной работы на единицу затраченной энергии. Основные взгляды О.А. Ерманского нашли свое выражение в работе «Теория и практика рационализации». Автором выделено три принципа рационализации. 1. Принцип положительного подбора, означавший гармоничное сочетание всех элементов производства (как вещественных, так и личных), при котором элементы взаимоподкрепляются и усиливаются. 2. Принцип организационной суммы, суть которого заключалась в том, что организационная сумма больше арифметической суммы составляющих ее сил. 3. Принцип оптимума отвечал на вопрос о критерии рациональной организации любой работы. Со смертью А.А. Богданова в 1928 г. это второе направление стало подвергаться все большей критике, в первую очередь со стороны цитовцев, и впоследствии было предано забвению. Идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А.А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович и другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной организации труда. Одна из важнейших разработок того периода - обоснование принципов управления производством, учитывающих особенности социалистической системы хозяйствования - централизацию и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственных органов (см. табл. 1). С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах. Наряду с этим в отечественной науке управления проводились исследования законов и закономерностей управления социалистическим производством. Были сформулированы и обоснованы, как объективно отражающие особенности управления социалистическим общественным производством, законы единства системы управления, пропорциональности производства и управления, оптимального соотношения централизации и децентрализации и др. Развитие управленческой мысли в этот период шло на фоне колоссального подъема народного хозяйства: • 1926-1928 гг. - начало индустриализации страны; • 1929-1942 гг. - первые предвоенные пятилетки. Первый пятилетний план 1929-1933 гг. был выполнен за 4 года и 3 месяца. Национальный доход вырос более чем в 2 раза, на столько же увеличилось производство промышленной продукции, производительность труда в промышленности возросла на 41 %, капитальные вложения составили 8,8 млрд. руб. К этому же периоду относится и борьба с «теорией пределов», которая зачастую превращалась в борьбу со старыми специалистами. В период Великой Отечественной войны, в 1941-1945 гг., решались практические вопросы организации производства, перевода предприятий на выпуск военной продукции. В сжатые сроки был создан мощный военно-промышленный потенциал на Урале и в Сибири. Это стало возможным во многом благодаря четкой работе транспортной системы страны. Таблица 1
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |