КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы управления социалистическим производством
В период восстановления разрушенного войной хозяйства и образования мировой социалистической системы (1946-1953 гг.) закладывались основы теории и практики социалистического строительства не в одной отдельно взятой стране, а в рамках создававшегося мирового социалистического содружества. В январе 1949 г. был учрежден Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) - международная экономическая организация социалистических стран, основными целями которой были: путем объединения и координации усилий содействовать углублению и совершенствованию сотрудничества, планомерному развитию народного хозяйства стран-членов, ускорению научно-технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, росту производительности труда, сближению и выравниванию уровней экономического развития и подъему благосостояния народов. Период с 1953 по 1965 гг. связан с именем Н.С. Хрущева и проводившимися им реформами. Это относится, в первую очередь, к пересмотру принципа сочетания отраслевого и территориального аспектов в управлении в части усиления последнего и образованию Советов народного хозяйства (совнархозов) по территориальному принципу. Однако усиление территориального аспекта в управлении в ряде случаев привело к местничеству и игнорированию принципа подчинения частного интереса общему. Кроме того, в руководстве народным хозяйством и его отраслями проявлялся волюнтаризм. К концу 50-х гг. относится и возрождение нотовского движения. Были переизданы работы классиков научной организации труда, как отечественных, так и зарубежных, не переиздававшиеся с конца 20-х гг. В 1967 г. прошло Всесоюзное совещание по организации труда, на котором дана современная формулировка НОТ и выведены основные функции научной организации труда: - экономическая; - психофизиологическая; - социальная. В рамках этих функций были определены основные задачи НОТ: - рациональное разделение и кооперация труда; - подбор, подготовка и расстановка кадров; - обслуживание рабочих мест (эффективная система МТС); - внедрение передовых методов и приемов труда; - нормирование труда; - выбор методов и форм материального и морального - улучшение условий труда; - укрепление дисциплины труда. В 1965-1985 гг., в период строительства развитого социалистического общества, именуемые в настоящее время «застойным периодом», сложилось несколько признанных научных управленческих школ, в том числе школа Московского инженерно-экономического института (с 1975 г. - Московского института управления имени С. Орджоникидзе) под руководством О.В. Козловой. Последнюю отличал ряд существенных моментов: • тесная связь с производством, что выражалось в учете • организация (впервые в нашей стране) профессиональной подготовки кадров высшей квалификации в области управления. Основные идеи данного периода в области управления сводились к следующему: • централизованное государственное управление экономикой; • приоритет отраслевого подхода по сравнению с территориальным; • оценка эффективности предлагаемых проектов с народно-хозяйственных позиций; • широкое внедрение в управление экономико- • поляризация «прав» на верхних, а «обязанностей» - на Период времени с 3965 г. по настоящее время характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся: 1. Реформа системы управления экономикой 1965 г. 2. Реформа системы управления 1979 г. 3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) Первая реформа относится к 1965 г. Ее начало было положено мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства и сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС по вопросам промышленности. В решениях Пленумов говорилось о необходимости совершенствования всей системы управления, расширения самостоятельности предприятий и перехода от административных к экономическим методам управления. Основные положения реформы нашли отражение в принятых правительством постановлениях «Об улучшении управления промышленностью» и «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования». Большое значение для развития предприятий сыграло утверждение Положения о социалистическом государственном производственном предприятии. Была упразднена территориальная система управления (с ликвидацией совнархозов), ее место снова заняла отраслевая система. Была произведена структурная перестройка управления народным хозяйством: был ликвидирован Высший совет народного хозяйства СССР, республиканские и региональные советы народного хозяйства, создано 11 союзно-республиканских и 9 союзных министерств. Большие изменения произошли в системе внутризаводского планирования предприятий. Был осуществлен ряд мер по улучшению системы оплаты труда. С этой целью на предприятиях образовано три фонда экономического стимулирования. При этом вопросы управления народным хозяйством были подняты до уровня первостепенных государственных задач. Важным событием стала состоявшаяся в 1966 г. в Москве Всесоюзная научно-практическая конференция «Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью». Конец 60-х гг. характеризуется выходом ряда серьезных монографий по проблемам управления - Г.Э. Шлезингера, ВТ. Афанасьева, Д.М. Гвишиани, О.А. Дейнеко, О.В. Козловой, Г.Х. Попова и др. В связи с развитием экономико-математических методов и использованием моделирования в экономике и управлении началась разработка теории оптимального функционирования экономики. Активно изучается также зарубежный опыт по организации управления производством. Проводится значительная работа по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации кадров. После реформирования системы управления 1965 г. в первое время значительно улучшились показатели деятельности предприятий и народного хозяйства в целом. Однако в начале 70-х гг. произошло ухудшение всех показателей, снижение реальных доходов населения. Причинами этого являются: - снижение самостоятельности предприятий; - планирование «от достигнутого уровня»; - частые корректировки планов предприятии; - использование затратного принципа ценообразования и т.д. В целях интенсификации экономики была предпринята вторая экономическая реформа, основные положения которой нашли отражение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Она была нацелена на достижение высоких конечных народно-хозяйственных результатов, на повышение эффективности производства и качества работы. Для измерения объемов производства показатель «реализованной продукции» был заменен на показатель «чистой (нормативной) продукции». Четко определен перечень показателей для разработки пятилетних и годовых планов, являющийся обязательным для выполнения министерствами, объединениями и предприятиями. Большое внимание уделялось заключению хозяйственных договоров. Вводились нормативы платы за производственные фонды и воду. Большое внимание уделялось рациональному сочетанию отраслевого и территориального планирования и управления, разработке целевых комплексных программ. Тем не менее реформа не принесла ожидаемых результатов. Не произошло интенсификации экономики, и о ней вскоре забыли. Ухудшение социально-экономического положения в стране продолжалось. Начало третьей реформы положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, который нашел выход из сложившегося положения в ускорении социально-экономического развития страны. Было принято решение о создании целостной системы управления. Были намечены пути реализации этой концепции: перестройка всех сторон нашей общественной жизни, курс на развитие гласности и демократии. Была провозглашена новая научно-техническая, инвестиционная и структурная политика. Однако перестройка, начатая Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым в 1986 г., не имела под собой твердой базы. Ее содержание и методы не были понятны никому. Проводились лишь отдельные мероприятия, направленные на повышение темпов социально-экономического развития СССР. При этом был провозглашен курс на демократизацию жизни общества и создание к 1990 г. целостной системы управления с новым хозяйственным механизмом (это мероприятие называлось радикальной экономической реформой). К началу 1989 г. дисбаланс государственного бюджета составил около 140 млрд. руб. Размер денежной эмиссии достиг критической отметки. Объемы денежных накоплений населения в 5 раз превысил товарные ресурсы. В результате на некоторые виды продукции начали расти цены, усилилась инфляция. Сложилась предкризисная ситуация. Снизились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Усугубились диспропорции, увеличился разрыв между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Прекратился рост реальных доходов. Развивался застой. Действующая система управления стала преградой на пути интенсификации и научно-технического прогресса. Главным звеном в решении задач по ускорению социально-экономического развития страны стало осуществление радикальной реформы управления, создание целостной системы хозяйствования. Реформа ставила целью переориентацию экономического роста на конечные результаты, на удовлетворение общественных потребностей, на переход от административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к демократизации управления, активизации человеческого фактора. Однако реформа не принесла ожидаемых результатов, произошло дальнейшее обострение кризиса. В этот период произошли серьезные изменения в политической системе управления страной: КПСС утратила свою руководящую роль, была провозглашена многопартийность, появилась оппозиция, выступавшая против политики Президента СССР М.С. Горбачева. В соответствии с рекомендациями депутатов, выдвинутыми на первом съезде народных депутатов СССР, правительством под руководством Н.И. Рыжкова была разработана программа постепенного перехода к регулируемому рынку. Она содержала положения о многообразии форм общественной собственности и государственном регулировании экономики. Вскоре произошел распад СССР. В Российской Федерации развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Комиссия под руководством академика С.С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа рассматривалась как «шоковая терапия». По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. Начался процесс формирования рыночных отношений в России. К основным мероприятиям, направленным на создание рыночного механизма управления, следует отнести: • разгосударствление собственности; • создание рыночных отношений на основе сочетания • создание нормативной базы, необходимой для становления и развития рыночных отношений в стране; • образование новых рыночных структур управления. Был создан Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом. Некоторые министерства преобразованы в корпорации или холдинги, созданы коммерческие банки, биржи, фирмы и акционерные общества. Процесс приватизации разделился на два этапа: - I этап - чековая (ваучерная) приватизация (1991 г. - 30 июня 1994 г.); - II этап - денежная приватизация (с 1 июля 1994 г. по на Формально предприятия перестали быть государственными. Но зачастую новая форма прикрывала старое содержание. По-прежнему деятельность вновь образованных акционерных обществ и ассоциаций фермерских хозяйств сковывалась бюрократическими указаниями и директивами. Приватизация, в ходе которой государственная собственность была разделена между множеством владельцев, явилась необходимым первым этапом и условием перехода к рыночной экономике. Для многих государственных предприятий первым шагом к приватизации явилось преобразование их в акционерные общества. Для развития системы управления на основе рыночных отношений в стране сделано много. Создана законодательная база. Приняты Гражданский кодекс РФ, законы «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности» и др. Несмотря на это, предотвратить спад производства, кризисные явления в экономике не удалось, так как было принято много ошибочных решений. Важнейшее из них - невмешательство правительства в экономику и экспортно-импортные операции. Для настоящего, постперестроечного периода характерно: • игнорирование сложившегося хозяйственного механизма, в том числе системы управления, их, по существу, разрушение, а не реформирование; • формальный подход к использованию зарубежных моделей управления; • отсутствие целей, стратегии и тактики государственного капитализация экономики по американскому образцу; • замена государственного управления государственным • приоритет ведомственных и местнических интересов • отказ от оценки принимаемых решений с позиций на Основные изменения, способные коренным образом переломить сложившуюся ситуацию, предстоит произвести в ближайшие годы. При этом одним из ведущих механизмов, способствующих формированию эффективной системы хозяйствования в России, является менеджмент.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |