Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №4


Сущность и система управления (менеджмента). Роль общественного мнения в современном менеджменте

 

В общем виде управление представляет собой определен­ный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в по­зиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:

субъект управления направляет объекту управления им­
пульсы воздействия (команды управления), которые содержат ин­
формацию о том, как должен функционировать объект управления;

объект управления получает данные импульсы (команды) и действует в соответствии с ними.

В качестве субъекта управления можно рассматривать со­вокупность отделов и служб фирмы или отдельное подразделе­ние, индивидуума и др. В качестве объекта управления выступа­ют работник, трудовой коллектив, товары, ресурсы, документы и т.д. Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом управле­ния, а рабочие - объектами управления. Коммерческий директор организации организует работу коммерческих подразделений ор­ганизации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные подразделения - объекты управления.

Имеются также другие определения управления. Так, вид­ный исследователь П. Друкер (США) считает, что управление - это «особый вид деятельности, превращающий неорганизован­ную толпу в эффективную, целенаправленную и производитель­ную группу». Американский ученый К. Киллен определил управление как «выполнение работы чужими руками».

Следует заметить, что управление нередко определяют как воздействие субъекта на объект, т.е. его сводят к деятельности субъекта управления. При этом управление рассматривается как одностороннее воздействие субъекта на объект, что приводит к неверным выводам о сущности управления. В результате подмены диалектической взаимосвязи, единства субъекта и объекта их субординационным расположением за пределами рассмотрения остается движущее начало управления - противоречие между субъектом и объектом. Поэтому как бы полно ни учитывались возможности и готовность объекта управления выполнять управ­ленческие команды, если они рассматриваются только как основа для поиска наиболее эффективных управленческих воздействий, оценка возможностей управления будет неадекватной фактиче­ским возможностям осуществления управления. Следовательно, нельзя рассматривать управление исключительно с позиций субъекта управления.



Для взаимодействия субъекта с объектом управления необ­ходимо, чтобы между нимисуществовали отношения, которые имеют комплексный характер. При этом на определенных уров­нях управления доминируют те или иные виды отношений. Наи­более распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Для управления наиболее принци­пиальными являются два типа отношений: отношения, возни­кающие при разделении и кооперации труда в процессе совмест­ной деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собствен­никами и пользователями средств производства.

Управление является реальным, если имеются, с одной сто­роны, потребность и возможность субъекта управления управ­лять, а с другой - потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Управленческая деятельность субъекта приобретает опре­деленную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с целями, преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятель­ности, он ориентирован на эффективное управление.

Возможность субъекта управления осуществлять управле­ние обусловлена, во-первых, организационно-техническими ас­пектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т.п.), во-вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т.е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды.

Так, если объект управления не является собственником средств производства, то его готовность выполнять управленче­ские команды зависит от того, насколько его потребности будут удовлетворены в результате этого, а его возможность выполнять команды связана с его производственными возможностями. В этом случае для того, чтобы разрешить противоречие между субъектом и объектом управления, необходимо разработать ме­ханизм стимулирования. Если же объект управления является собственником, то возможность управлять им задается механиз­мом сочетания интересов объекта управления одновременно как собственника и как исполнителя, при котором интересы собст­венника доминируют.

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления.

Следует вспомнить, что система - это совокупность эле­ментов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, кото­рая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы: 1) целостности свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов; 2) структурности; 3) взаи­мозависимости структуры и среды; 4) иерархичности; 5) множе­ственности описания каждой системы.

Всякая система управления обладает соответствующей структурой, т. е. имеет определенную совокупность составляю­щих ее элементов. В связи с этим систему управления можно представить в общем виде состоящей из двух подсистем: управ­ляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними.

О.С. Виханский и А.И. Наумов выделяют в системе управ­ления три подсистемы. Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и испол­нителей, выполняющих поставленные перед ними задачи, а так­же совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление. Данную подсистему можно определить как единство организации, технологии и методов управления. Она называ­ется структурно-функциональной и выступает как бы в роли «остова» системы управления.



Вторая подсистема - информационно-поведенческая. Ее основными блоками являются:

· управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;

· интересы и поведенческие нормы участников процесса управления;

· информация и коммуникации в системе управления.

Совокупность данных блоков в основном охватывает всю рассматриваемую подсистему, хотя у отдельных систем управле­ния могут быть и дополнительные блоки, например блоки нацио­нальных интересов, национальных управленческих стереотипов и т.д. В настоящее время в связи с объективно происходящим процессом ускоренного и расширенного распространения ин­формации резко возрастает роль данной подсистемы.

Третьей подсистемой является подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосо­вершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает указанные качества, но и способствует их воспроизводству, рас­пространению и практическому воплощению.

Данная подсистема может быть разделена на две части: первая - ориентирует систему управления на постоянное совер­шенствование и развитие; вторая - обеспечивает ее развитие.

Р.А. Фатхутдинов предлагает следующую структуру системы менеджмента организации.

При этом компонентами целевой подсистемы системы ме­неджмента организации являются: повышение качества выпус­каемых товаров и услуг, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товара, организационно-техническое развитие производст­ва, социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.

Обеспечивающая подсистема системы менеджмента орга­низации включает: методическое обеспечение, ресурсное обеспе­чение, информационное обеспечение и правовое обеспечение.

Функциональная подсистема включает следующие компо­ненты: маркетинг, планирование, организацию процессов, учет и контроль, мотивацию и регулирование.

Управляющая подсистема системы менеджмента организа­ции включает: управление персоналом, социологию и психоло­гию менеджмента, разработку и реализацию управленческих ре­шений, анализ в принятии решений, прогнозирование в принятии решений.

Раздел 2. Методологические основы менеджмента

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление и менеджмент | Научные подходы и принципы менеджмента

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.