Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Источники земельного права

1. Понятие и особенности источников ЗП

2. Система источников ЗП

3. Конституционные основы ЗП

4. НПА как источники ЗП. Нормы технического регулирования и их соотношение с источниками ЗП

5. Судебная практика и ее роль в регулировании ЗО

 

Источник права – это некие формы существования соответствующих правовых норм. Исходя из той или иной правовой системы, те или иные формы объективации этих правовых норм различны. Для нашей правовой системы характерно при регулировании ЗО существование, прежде всего, правовых норм в виде положений КРФ и НПА. Хотя отдельные авторы тоже считают КРФ НПА, но это уже теоретическая дискуссия.

Кроме того, в качестве источников права выделяют:

1. Обычаи

2. Судебные прецеденты

3. Доктрина

4. Религиозные тексты

Прежде всего, разберемся с религиозными нормами. Не так все просто. В нормах европейского права и нашего права эти нормы не имеют значения. Например, решение о передаче о. Валаам в ведение русской православной церкви. Т.к. ограниченная водой территория переходит в управление РПЦ, то возможно и соответствующее нормотворчество, осуществляющее регулирование этих отношений, в том числе и в сфере использования и охране земель. Проблема любопытна, т.к. переход территории даже на вещных правах во владение и пользование обособленных лиц, предполагающих возможность территориально ограничить, сразу возникает возможность установления либо другой юрисдикции, либо специальной юрисдикции. Дело в том, что имея ввиду даже ст.9 КРФ, которая говорит о том, что земля является объектом публичного интереса народов, проживающих на этой территории, возникает ситуация, которая описывается в ЗП характеризуя особенности источников ЗП как патекуляризм. Т.е. т.к. традиционный способ землевладения, осуществляемого на территории Российской империи, СССР, РФ предполагает некое общее пользование, причем особенность с\х производстве заключается в том, что в обособленном пользованием находится участок для выращивания с\х продукции. А что касается угодий (пастбища, сенокосы, лесные угодья), они могут использоваться несколькими лицами для эффективности. Традиционный уклад, существующий с 18 века, предполагал, что при с\х производстве существуют общие земли, т.е. которые использовались всей общиной, т.к. это более рациональное использование. Коль скоро некие земли являлись объектами общего интереса, существовали и обычные нормы, связанные с этим использованием. К таким обычным нормам относятся, например, порядок и процедуры регулирования отгонного животноводства на Северном Кавказе. К неким обычаям можно отнести установление сложившегося порядка использования ЗУ, общих для определенной группы. Потому, что сложившийся порядок, признаваемый судом, может быть оформлен как соглашение лиц, так и быть сложившимся в силу традиция и срока использования.

Кроме того, нужно сказать, что хотя на сегодня объем нормативного регулирования на уровне субъектов и МСУ сужен, но, например, в городах и населенных пунктах определение разрешенного использования и регулирование использования земель основывается на правилах землепользования и застройки, которые регулируют режим для ЗУ, используемых для расположения зданий, объектов общего пользования, инфраструктуры и т.д.

Что касается охраны земель, наряду с нормами федерального законодательства существуют правила благоустройства, которые в значительной мере регулируют режим поддержания ЗУ в соответствующем состоянии. К этому есть основания, но данное обстоятельство вызывает трудности при правоприменении. Например, в СПб и в Новгороде будут свои правила. Хотя общий порядок и процедура устанавливаются ГрадК РФ, тем не менее, особенности существуют.

Особенностью правового регулирования источников является определенный консерватизм соответствующих отношений. Связано с тем, что ЗУ, по общему правилу, имеют длительное использование. Речь идет об использовании для с\х, размещения строительных объектов и т.д. Всегда длительный характер. Сложилась интересная ситуация в 1993 году, когда Указом Президента РФ по приведению норм ЗЗ в соответствие с КРФ из текста ЗК было полностью изъято все положительное регулирование, касающееся титула пожизненного наследуемого владения ЗУ. Получилось, что сам по себе титул существовал, т.к. существовали права людей, приобретших участок по этому титулу, а положительного регулирования законодательство не содержало. Поэтому обращаясь к этим отношениям нужно иметь ввиду, что права на землю могли возникать за много лет до существующего порядка, поэтому это имеет значение при применении норм.

Говоря об особенностях источников ЗП, нужно сказать, что ЗП основывается на КРФ и основным актом является ЗК, который содержит всего две статьи, которые не являются бланкетными, ссылочными, отсылочными или предусматривающими другое правовое регулирование. Поэтому ЗК обрамлен целой системой ФЗ, также необходимость в применении ГК, актов, регулирующих административную ответственность.

· Кроме того, ЗК предусматривает Закон О введении в действие ЗК, который немногим меньше.

· Самостоятельный закон О переводе земель и ЗУ из одной категории в другую

· ФЗ О гос. кадастровом учете ЗУ

· ФЗ О землеустройстве

· ФЗ Градостроительный кодекс РФ, регулирующий размещение тех или иных объектов на ЗУ

· ФЗ Об обороте земель с\х назначения

· ЛК РФ, регулирующий порядок использования и охраны ЛУ

· ВК РФ

· Закон Об особо охраняемых природных территориях

· Закон Об объектах культурного наследия

· Закон О крестьянском (фермерском) хозяйстве

· Закон О садоводческих, огороднических и др. объединениях

· Закон О личном подсобном хозяйстве

Это основные ФЗ, не считая законов субъектов, которые регулируют эти отношения.

Значительная часть регулирования – это вопросы гос. управления, поэтому большое число нормативных актов Правительства, а также уполномоченных гос. органов. Прежде всего, органов, осуществляющих правоустановление – Министерство экономического развития и ряда других министерств и ведомств.

Т.к. ЗУ кроме того, что это вещь, это и физическая величина с определенной почвой и т.д., то действуют нормы технического регулирования по Закону О техническом регулировании, которые определяют порядок, параметры и условия осуществления тех или иных процессов и определение состояния объектов. В зависимости от вида этих актов, являются либо нормами ЗП, либо техническими нормами.

Тема 3. Земельные правоотношения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение земельного права и конституционного права РФ | Понятие и признаки земельных отношений, их структура и элементы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.