Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инициация —начальный этап инновационного процесса

Этапы и содержание ИП.

Сущность инновационного процесса

ТЕМА 3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

 

Инновационный процесс в общем виде является последовательностью перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, то есть процесс, направленный на разработку, на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок.

Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

 

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса (рис. 1).

К этим элементам относятся:

· инициация;

· маркетинг инновации;

· выпуск (производство) инновации;

· реализация инновации;

· продвижение инновации;

· оценка экономической эффективности инновации;

· диффузия инновации.

 

1. Началом инновационного процесса является инициация. Инициация (лат injicere, то есть вызывать, зачинать, возбуждать) — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, в поиске идеи инновации, ее технико-эконом. обосновании и в материализации идеи.

Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (товар),

то есть в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) или в документ по технологической операции. Инициация не только является отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.

2. После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации. В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяется количество или объем выпуска продукта (если они лимитируются), определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок.

3 – 4. Затем производится выпуск и продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации. Эти этапы предполагают продажу продукта или операции на рынке, либо реализацию операции внутри предприятия.

5. Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса торговли, индивидуальные консультации и др.).

Рекламную компанию инновации целесообразно проводить с учетом следующих моментов:

- реклама должна быть систематической, чтобы охватить большое количество потребителей;

- реклама должна быть интересной;

- реклама требует применения всех форм (печать, Инт., радио, ТВ т.п.).

6. Данный этап ИП предполагает оценку эффективности инновации. Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. (По данным анализа эффективности могут предприниматься меры по исправлению ошибок и просчетов в проектировании инновации).

7. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации.

Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и в новой финансово-экономической ситуации. Диффузия может быть связана с изменением характеристики инновации и условий ее продвижения (изменение технических параметров, размера процентной ставки банком, сроков депозитного вклада, оформлением и др.), с захватом новых рынков сбыта и т. п.

 

 

Инновационный процесс начинается с инициации. Как уже указывалось, инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.

Началом инициации является определение цели инновации и задач, которые она должна решить.

Затем следует поиск основной идеи инновации. Поиск идеи является весьма трудоемким процессом и требует творческого подхода. Поиск идеи есть процесс творческий и производится с помощью специально разработанных методик, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

После того как идея найдена, необходимо ее обосновать. Технико-экономическое обоснование идеи — это подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности материализации найденной инновационной идеи в форму вещи, то есть в новый продукт.

Технико-экономическое обоснование идеи включает в себя:

· обоснование выбранной идеи из всех имеющихся идей по определенному критерию или по системе критериев;

· обоснование необходимости разработки данного инновационного проекта для крупных технологий;

· определение возможности превращения идеи в материальную форму (новый продукт), пригодную для продажи на рынке;

· изучение и выбор рынка по конкретному месту выхода инновации на этот рынок;

· обоснование времени выхода инновации на рынок;

· расчет затрат на производство и реализацию инновации;

· расчет эффективности производства и реализации инновации.

Результатом технико-экономического обоснования выбранной идеи является ее оформление в форме рыночного товара, что означает материализацию идеи в новый продукт или операцию в виде товара, готового к продаже.

 

3.4. Продвижение и диффузия – конечный этап ИП

 

Продвижение — это целый комплекс мер, направленных на реализацию инновации. Он включает в себя производство и использование информации (то есть информационного продукта), рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации), индивидуальные консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др.

Рекламную кампанию инновации целесообразно проводить с учетом следующих моментов: реклама должна быть систематической, что-бы охватить большое количество потребителей рекламы; реклама должна быть интересной; реклама требует применения всех ее форм (печать, Интернет, радио и т. п.).

Диффузия инновации — это деятельность по доведению инновации до конечных потребителей. Она включает в себя выбор каналов продвижения, организацию сбытовой (торговой) сети и т. п.

Здесь могут быть использованы три основных метода продажи инновации:

• прямой метод;

• косвенный метод;

• смешанный метод.

Прямой метод продажи означает, что происходит непосредственный контакт между продуцентом и покупателем инновации. Здесь продажа часто сопровождается консультациями и другими условиями.

Косвенный метод продажи означает, что контакт между продуцентом и покупателем осуществляется через посредника (продавца).

Смешанный метод продажи означает, что в качестве посредника выступают торговые и другие предприятия, в уставном капитале которых присутствует доля средств продуцента, и, таким образом, это посредническое звено уже не является независимым.

Выбор того или иного метода продажи зависит от рыночной ситуации.

При продвижении и диффузии инновации важное значение придается связям с общественностью. Данная работа направлена на формирование благоприятного отношения к учреждению (продуценту или продавцу), реализующему инновацию, и в конечном счете к самой инновации со стороны общественного мнения.

За рубежом работа по связям с общественностью называется «паблик-релейшнз».

Паблик-релейшнз (англ. Public relations) учреждения — это деятельность по формированию благоприятного общественного мнения о продуценте или продавце инновации, являющаяся формой рекламы с широким привлечением всех средств массовой информации.

Мероприятия паблик-релейшнз направлены не на пропаганду потребительских достоинств и свойств нового продукта, а прежде всего на создание имиджа продуценту или продавцу, па разъяснение всех преимуществ данного нового продукта перед уже имеющимися аналогичными продуктами.

Работа по связям с общественностью предполагает установление и поддержание контактов с прессой, информирование населения о специфике работы продуцента, взаимодействие с органами власти по вопросам законодательства, консультирования, информированности.

Информация (лат. informatio — разъяснение, изложение) — это сообщение о чем-либо. В хозяйственной практике речь обычно идет об информационном продукте. Информационный продукт представляет собой материализованную форму сведений, являющихся объектом хранения, переработки и передачи.

Информационный продукт имеет особые свойства, отличающие его от других видов продуктов. Эти свойства состоят в следующем:

1. Тогда как материальные предметы подвержены двум видам износа (физическому и моральному), информационный продукт подвержен лишь одному — моральному.

2. Информационный продукт в отличие от материального предмета может быть использован одновременно несколькими людьми на разных предприятиях или в разных хозяйственных процессах.

3. Затраты на диффузию (то есть распространение, тиражирование) первой единицы информационного продукта значительно превышают затраты на производство.

4. Качество информационного продукта оказывает очень сильное влияние на всю систему управления.

Качество и эффективность любого процесса управления, в том числе и управления инновацией, во многом определяется качеством информационного продукта. Чем более расплывчата информация, тем неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при ее получении, а не при передаче.

Так как информация является функцией времени, информационный продукт подвержен очень быстрому старению. Это требует оперативного использования полученного информационного продукта. Другими словами, информационный продукт не может долго храниться.

В настоящее время для сбора и хранения информации нет ничего лучше компьютера, машины, которая обладает одновременно хорошей памятью и возможностью (когда имеются хорошие программы) быстро находить нужную информацию через свою кодификацию. Информационная машина выполняет решения, но не корректирует их. Поэтому любая неправильная кодификация влечет за собой неправильную классификацию информации.

Качество информационного продукта определяется разнообразными факторами, основными из которых являются:

• релевантность;

• пертинентность;

• креативность;

• удобство в обращении.

Релевантность (англ. relevant — уместный, относящийся к делу) информационного продукта означает смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.

Пертинентность (англ. pertinent — подходящий, имеющий отношение) указывает на соответствие информационного продукта потребности в нем.

Креативность (лат. creatio (creationis) — созидание) полученной информации выражает возможную широту использования данного информационного продукта.

Распространение информации создает популярность новому продукту, оповещает потребителей и создает спрос на него, то есть создает рекламу (фр. reclame, лат. reclamare — выкрикивать).

Реклама — это разновидность социальной информации, то есть средств связи между людьми. Социальная информация несет в себе активный элемент новизны. Реклама воздействует на человеческое сознание. Поэтому ее методы должны быть психологически обоснованы. Текст рекламы должен быть ярким, лаконичным и броским.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Т.О. Кризисная инновация направлена на ликвидацию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса данного хозяйствующего субъекта | Метод контрольных вопросов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.