Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миф как текстовая основа культуры

Истоки мифотворящей культуры уходят корнями в прачеловеческое восприятие. Мифы – предания о фантастических существах, о богах и героях. О происхождении космоса (космогонические мифы) и о его устройстве (космологические мифы). Мифы обобщали и объясняли явления природы и жизнь социума. Понятие «миф» в переводе с древнегреческого означает собирать воедино. Мифологической культуре свойственна образность, антропоморфизм (перенесение свойств человека на природные объекты и стихии), аналогии (сходство, соразмерность) и ассоциативность (соединение). М.К. Мамардашвили (1930 – 1990) – советский философ, доктор философских наук, один из основателей Московского методологического кружка, отмечал: «в мифе работают совершенно другие структуры сознания, на основе которых в мире воображаются существующими такие предметы, которые одновременно и указывают на его осмысленность. В мифе мир освоен, оформлен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается». И далее: «мифический мир есть мир освоенный, осмысленный, понятный. То есть события в этом мире... являются носителями смысла». М. Мамардашвили писал: «...миф есть способ организации и конструирования человеческих сил или самого человека... Миф... – восполнение и созидание человеком себя в бытии, в котором для него нет природных оснований»[37, 15].

Представление о том, что мифология есть способ объяснения непонятного мира неточно. Это совсем не просто – увидеть мир непонятным. Саму непонятность мира еще нужно обнаружить. В обыденной жизни мир понятен, представлен предметно, а вот для того, чтобы представить мир образно, его зарождение и устройство и возникает на заре развития человечества мифология. Миф же выступает в истории культуры как способ самосозидания человека через созидание мира. Б. Малиновский изучавший жизнь дописьменных сообществ, внесший значительный вклад в разработку структурно-функционального метода отмечал: «Миф, каким он существует в первобытной общине, т.е. в его живой первозданной форме, – это не история, которую рассказывают, а реальность, в которой живут... практическое руководство первобытных верований и поведения» [38, 45]. Потеряв свое природное предназначение, прачеловек теряет и ощущение единства и гармонии с природой и самим собой. И вот эту гармонию, разорванную потерей единства с природой, он и старается восстановить. Задавая собственную ценность, он как бы затягивает разрыв в естественной гармонии, создавая новую, но уже искусственным путем, путем мифотворчества.

Миф становится способом самоорганизации человека через утверждение его ценности, которое достигается развертыванием определенной картины мира вокруг человека, понятого как ее смысловой центр. Тем самым бытию во всех его проявлениях придается ценностный смысл. Это придание смысла задает и определенный “сценарий” деятельности человека во всех сферах, как хозяйственной, так и социальной жизни. Но не нужно думать, что все протекало именно в такой причинной последовательности. В первобытности жизнедеятельность обладает синкретичным характером, при котором все виды деятельности слиты. Все взаимосвязано, все взаимопроникает друг в друга, все взаимообусловлено.

А.Ф. Лосев в работе «Диалектика мифа» пишет: «Миф – не идеальное понятие и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь... Миф не есть бытие идеальное, но – жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность и телесная, до животности телесная действительность»[33, 69].

В мифе задаются параметры бытия человека во всех сферах его жизнедеятельности, но главным, основным является то, каким способом миф «выстраивает» действительность, окружающую человека. Надо отметить, что обязательной принадлежностью мифа выступает его объясняющая функция. В мифе присутствует смысл делать мир простым и понятным. Он настаивает на принципиальной внятности действительности человеку. И сама эта понятность позволяет таким образом организовывать жизнь, чтобы снять все возможные трагические противоречия и создать слаженную и обозримую картину.

В символике мифов разных культур встречаются похожие образы. Эти образы можно считать архетипами: умирающего и воскресающего Бога (Осирис, Христос), Дерева жизни, Матери земли, Мирового яйца. Похожи и космогонические мифы.

Творческое задание: Сравните ведический, полинезийский и греческий мифы о происхождении мира.

В гимне «Песнь творения» представлен космогонический миф: вначале все существующее было бесформенным хаосом, в нем возникло стремление, и прорезался свет, оформилось небо и царство воды. Из небытия вышло бытие, так возник мир. Это мифологическое представление о возникновении мира находится на границе религиозного и философского мировосприятия, т.к. уже поставлен вопрос о происхождении мира, но ответ дан в образной форме.

Полинезийский миф о происхождении мира: У истоков мира было Пу (корень, начало). Из него появился хаос – Коре (пустота). Из Коре образовалась По (ночь или подземный мир). Из ночи и света образовалась пара супругов – Земля и Небо. У них родились семь главных верховных божеств.

Греческий миф: Вначале существовал вечный, безграничный, темный Хаос. Из него возник мир и бессмертные Боги. Из Хаоса произошла богиня Земли – Гея. Она раскинулась широко, могучая и дающая жизнь всему, что растет и живет на ней. Далеко под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из хаоса родилась и могучая сила, всеоживляющая Любовь – Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреб и темную ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный свет – Эфир – и радостный светлый день – Гемера. Свет разлился по миру и стали сменять друг друга день и ночь.

 

Вопросы и задания:

1. Существуют ли современные мифы? В каких формах они представлены?

2. В мифах множество антропоморфных существ. Приведите примеры.

3. Приведите примеры мифов, в которых объясняется устройство мира.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Религиозные истоки культуры | Язык и символы кульуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.