КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Язык и символы кульуры
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КУЛЬТУРЫ Наша жизнь проходит в мире знаков. Современный человек, появившись на свет, погружается в символический мир. В домах, на улицах можно видеть разнообразные знаки и символы. Вы посылаете электронное сообщение или sms и добавляете веселый, а иногда грустный «смайлик». Если «смайлик» веселый, что случается чаще, то настроение человека, его получившего, улучшается. Слова, которые произносим, раскрывают наши мысли и чувства, объясняют события. Всё общение строится на знаково-символических системах. Например, для людей глухих придуман сурдоперевод, а для слепых – азбука Брайля. Без правил дорожного движения и их знаковых обозначений на дороге не может осуществляться дорожное движение. Именно использование способности к символизму привело к возникновению культуры как знаковой системы. Изучать знаки и их воздействие на окружающий мир помогает семиотика. Семиотика (в переводе с др. греч. – знак, признак) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, изучающая символы. Само слово происходит от древнегреческого и означает «учение о знаках». Знаки– материальные, чувственно воспринимаемые предметы и явления, которые выступают как представители предметов, свойств и отношений. Название ввел в научный оборот американский ученый Чарльз Сандерс Пирс. Его основные книги и статьи были опубликованы лишь после смерти в 1914 г., а семиотика как наука появилась только в 1930-е годы. Символическую концепцию развивали также французский философ Анри Бергсон, немецкий философ Эрнст Кассирер, русский ученый Юрий Лотман. Понятие символа стало предельно широким понятием человеческого мира: язык, миф, религия, искусство, наука суть символичные формы, посредством которых человек упорядочивает окружающий мир. По словам Л. Уайта духовное бытие – это поток событий, свободно текущий сквозь время от одного поколения к другому, а также в горизонтальном направлении. Наше душевно-духовное бытие сильно зависит от символа, даже больше, чем можем себе это представить. Символическое наполнение в нашей жизни присутствует постоянно – это могут быть как тончайшие информационные потоки из космоса, так и обычные знаки дорожного движения. Каждый человек может понимать и воспринимать знаки и символы по-разному, по-своему, однако в нашем темпе жизни эти маячки (знаки) просто незаменимы. Факты и события, происходящие в действительности, отражаются в нашем сознании и подсознании. Некоторые могут обрести для нас символическое значение. Мы считаем, что мысль о прекрасной наполненности символа может изменять реальность! Символическое – это не просто отпечаток, зеркальное отображение того, что случилось или переживалось нами, но еще и внутреннее, еле уловимое подсознательное восприятие события действительности, т.е. есть является еще и ярким архетипом. Архетипическое или коллективное бессознательное (что находится в подсознании каждого человека) впитывается с рождения и присутствует всю жизнь в виде рефлексии. Сам символ гораздо легче распознать, чем определить или объяснить. Символ – это особый вид знака. Слово «символ» происходит от греческого «sumballein» (связать вместе). Поначалу обозначало знак узнавания: это был предмет, разделенный на две половинки, соединение которых вместе позволяло носителям каждой части предмета признать друг в друге брата и попытаться извлечь пользу из новых обстоятельств. Символ не только обозначает предмет, но, кроме того несет в себе добавочный смысл, т.е. выражает общие идеи и понятия. Язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно наглядной форме (статуя Свободы в США, Королева в Британии, Родина-мать в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны). Общая история, общие национальные символы могут явиться единством нации. И наглядный образ и скрытый за ним смысл образуют неразрывное единство, но смысл не лежит на поверхности, а раз требует усилия для того, чтобы его понять. Многозначность – характерная черта символа, и его смысл раскрывается только в процессе человеческого общения. Но даже и в этом случае говорить об окончательном раскрытии смысла нельзя, и смысл символа никогда не может быть истолкован однозначно, раз и навсегда. В качестве изображений символы являются проявлениями архетипов в этом мире, теми конкретными, подробными эмпирическими образами, которые выражают архетипические значения и эмоции. Но символы не идентичны архетипам, которые они представляют. Архетип есть психическая форма опыта, в то время как символ есть его конкретное проявление; архетипы существуют помимо жизни, в то время как символ извлечен из жизни и указывает на архетип помимо нашего понимания. Таким образом, символы, в сущности, являются тем, что делает нас людьми и представляет нашу способность постигать то, что существует за пределами нашего понимания,– способность к выходу за пределы своего сознательного бытия. Как выражение неведомого и, возможно, непознаваемого, символы составляют язык бессознательного, тот, который по определению неизвестен и, возможно, непознаваем. Примеры того, как бессознательное говорит через символы, легко обнаружить в снах с их сжато выраженной, измененной, многоуровневой символической образностью и в детских играх – весьма насыщенной символической деятельности, осуществляемой преимущественно людьми в раннем возрасте, когда осознание собственной личности незначительно. Именно бессознательное выражает себя символически. И в символике содержится архетипический и культурно преобразующий эффект. Наскальные росписи должны были способствовать древним людям в удачной охоте. Эта живопись реалистична и красочна. Древние художники вкладывали глубоко символичный смысл в свои произведения. Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека позволяли представить жизнь и смерть в символическом виде. Так впервые появились символы. За тысячелетия первобытные общины разрослись в империи. Нечленораздельные звуки превратились в связную речь. По ходу истории развития человечества в древние времена погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги – храмами, шатры – дворцами, магические наскальные росписи – изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы; они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, хранили застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы и изображения земных владык и героев. Затем настали великие перемены. Изображения стали настолько стилизованными, что превратились в чистую абстракцию. С этого времени человек начинает обозначать символами даже те объекты, как одушевленные, так и неодушевленные, которые были знакомы ему десятки тысяч лет: людей, животных, растения, лодки, дома, оружие, воду. Легко создаются символы для обозначения абстрактных понятий – например, плодородия (дождевая туча), богатства (несколько полей, граничащих друг с другом), защиты и безопасности (символ дома или «Великой Матери»), власти (оружие или символ Солнца). Вера в мистических существ дала толчок развитию абстрактного мышления. Каждая большая символика привязывает свой язык форм к культу мертвых, форме погребения и украшения гроба. Египетское искусство начинается с погребальных храмов фараонов, античное – с орнаментов погребальных ваз, раннеарабское – с катакомб и саркофагов, западное – с соборов. В античные времена ужас человека перед грозными божествами сменился стремлением постичь природу, использовать ее на благо людей. В античном искусстве Древней Греции был воплощен идеал красоты гармонично развитой личности, утверждавший этическое и эстетическое превосходство человека над стихийными силами природы. Культовыми предметами греческой мифологии являются всем известные символы: золотые яблоки Гесперид; яблоко Париса; лук Одиссея; ожерелье Гармонии; сандалии Гермеса; щит Афины с головой Горгоны; щит Ахилла, выкованный Гефестом и др. Многим растениям в древней Греции приписывалась связь с олимпийскими богами и мифическими чудовищами. Собственно, растения являлись символами божеств и мифических существ. Аконит – Цербер, апельсин – Геспериды, боярышник – Гименей, ирис – Ирида, виноград – Бахус и менады. В Древней Греции с Пифагором связывали пятиконечную звезду. Пифагорейцы верили, что она – символ здоровья, и часто рисовали ее в послании друг к другу вместо слов «будь здоров». Позже в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи назвал это пропорциональное соотношение «золотым сечением». В христианской культуре изображения Девы Марии, Иисуса Христа в иконографии наполнены символическим смыслом. У буддистов изображение Будды является не просто картинкой или скульптурой, а является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития. Все «элементы тела» Будды имеют свой сакральный смысл, все они являются символами. Голова Будды соответствует традиционному образу святости: сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке; три линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине лба, символизирующая третий глаз мудрости. Изображения Будды, в целом сохраняя черты святости, различаются в деталях в зависимости от страны, где его изображают, и национальных черт. Для каждого культурного этноса эти черты являют свой, обособленный символ. Будда обычно изображается сидящим на лотосе, подняв три пальца правой руки как символ благословения. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача. Будду можно увидеть и с книгой – символом знания, и с копьем – символом храбрости, в руках. В некоторых монархиях Востока престол переходит не к старшему сыну, как обычно в Европе, а к младшему: младший занимает место царя, императора. Но это разумно, потому что перемена властителя – это всегда смутное время, очень неприятное и хочется оттянуть его на более дальний срок, т.е. передать младшему. Второй пример: пешка, самая слабая фигура, дойдя до последней линии, становится ферзем –после короля самой сильной фигурой – или другой сильной фигурой – это ее право, если она в такое положение встала. В русских сказках обычно три сына, старший умный, средний так и сяк, а младший дурак. «Средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак», – в «Коньке-Горбунке» у Н. Ершова. Но победителем оказывается именно младший, дурак: он попадает в такое положение, когда оказывается гораздо выше своих братьев. Особые, исторически сложившиеся, отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность государственные символы, устанавливаются конституцией или специальным законом. К основным символам государства обычно относятся государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, государственные цвета, штандарт главы государства, государственная печать, девиз государства. Иногда конституции причисляют к государственным символам отдельные торжественные даты. Государство имеет исключительное право на установление своих символов. Нарушение порядка использования символов государства., а также неуважительное отношение к ним и тем более их осквернение влекут административное или уголовное наказание.
На рисунке: Шапка Мономаха (13 в., Россия. Символ венчания русских царей на власть). Символизм шапки: «Звезда Велеса» означает власть над Небом («Крест Дыя»), над Землёй («Пчела-Макошь»), над Водами («Мара»).
С развитием товарно-денежных отношений серебро, золото и другие дорогостоящие материалы заменили денежными символами. Значимость символа нужно отметить в том, что любая, как реально данная в истории культуры, семиотическая система будет неполноценной без символа. Так же какой-либо значительный объект культуры будет неполным, если не даст своего определения символа. Культура выражает себя через мир символических форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. Но сами по себе символические формы – это внешняя сторона культуры
Символика языка «Имя является полноценным представителем предмета для человека» А.Ф. Лосев. Человек без слов, без имени вещей, изолирован от мира, он не развивается без речи. Язык позволяет духовно и мысленно осваивать окружающий мир. Речь человека, в отличие от животного формулируется словами, которые оформляются в мысли. Слова, понятия, термины в свою очередь, являются символами. Мысль устанавливает связь между двумя вещами, которые выражаются в словах символически. Если в вещах находится общность отличительных признаков, тогда обретает смысл символическое уподобление. Й. Хейзинга в своей работе «Осень средневековья» приводит пример восприятия сознанием средневекового человека символики цветущих роз. Вы видите: алая и белая роза цветут в окружении шипов. «Средневековый ум сразу же усматривает здесь символический смысл: девы в мучении сияют красою в окружении своих преследователей. Как происходит это уподобление: из-за наличия одинаковых признаков: красота. Нежность, чистота, кровавая алость роз те же, что и дев и мучеников» [69,123]. Но автор отмечает, что такое взаимодействие обретает тогда полноту мистического смысла, когда возникает внутренне обусловленная связь между символическим. Вспомните понятие семантического треугольника из курса логики. Каждое понятие обладает смыслом и значением. Знак выражает определенный смысл, смысл, в свою очередь, указывает на значение. Символ существует как в написанном или сказанном тексте, так и вне зависимости от него, он попадает в память писателя из глубин памяти культуры и оживает в новом тексте, как зерно, попавшее в новую почву. Опять же здесь можно привести наглядный пример Вавилонской башни. Библейский текст: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей, и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес (...). И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле». Так прослеживается некая цикличность: культура (появление мифа, легенды) – язык (описание мифа или легенды, причём язык сам является символом) – символ (которым становится миф или легенда) – культура (которой становятся мифы и легенды и которая сама впитывает в себя мифы и легенды).
Творческое задание: Определите семантический треугольник для понятия «Вавилонская башня» Языки культуры Для того чтобы «мыслить, чувствовать, общаться по-человечески» люди придумали так называемые «искусственные языки»: такие как государственные символы: (гимн, герб, флаг страны), разговорные и письменные языки как эсперанто, музыку и музыкальные символы, живопись, и т.д. Искусственных языков огромное множество, но можно выделить несколько фундаментальных: письменность, математика, искусство, деньги. Наверно, самым ярким из них является устная речь. Наиболее убедительно это звучит в стихах И. Бродского: «…Ты для меня не существуешь, Я в глазах твоих – кириллица, Но сходство двух систем названья небытия Сильнее, чем двух форм существованья, Листай меня поэтому – пока Не грянет текст полуночного гимна Ты – все или никто и языка Безадресная искренность взаимна». Когда вслух читаешь стихи, то замечаешь более полное смысловое содержание, которое присутствует в устной речи и не может быть передано в письменной. Творческое задание: Проанализируйте текст Ролана Барта. Ответьте на вопрос: как в тексте охарактеризованы языки культуры? Р. Барт замечает, что различие речи письменной и устной не дает языку как знаковой системе вполне осуществить заложенное в нем настроение в интонациях и оттенках смыслового содержания. «Но невозможное - не есть немыслимое: гул языка - это его утопия. Что за утопия? – Утопия музыки смысла; это значит, что в своем утопическом состоянии язык раскрепощается, я бы даже сказал, изменяет своей природе вплоть до превращения в беспредельную звуковую ткань, где теряет реальность его семантический механизм» [3, 55]. Р. Барт пишет о том, что знаковое, буквенное отображение речи неспособно всем великолепием передать мелодическое звучание. Знак не может, обособившись, вернуть к природе то наслаждение, которое звучит в устной речи. Автор описывает эпизод повседневной жизни из увиденного на экране телевизора. Так он неожиданно ощутил гул языка в одном из кадров фильма режиссера Антониони о Китае: на деревенской улице, прислонившись к стене, дети громко читают вслух, все вместе и не обращая внимания друг на друга, каждый свою книгу. Получался самый настоящий гул, как от исправно работающей машины. Смысл был вдвойне непостижим – по незнанию китайского языка и из-за того, что читающие заглушали друг друга. Но он настолько ярко и отчетливо воспринимал все нюансы этой сцены, что слышал здесь музыку, человеческое дыхание, сосредоточенность, усердие – одним словом, нечто целенаправленное. «Ныне я в чем-то уподобляюсь древним грекам, о которых Гегель писал, что они взволнованно и неустанно вслушивались в шелест листвы, в журчание источников, в шум ветра, одним словом – в трепет Природы, пытаясь различить разлитую в ней мысль. Так и я, вслушиваясь в гул языка, вопрошаю трепещущий в нем смысл – ведь для меня, современного человека, этот язык и составляет Природу» [3, 46].
Вопросы и задания: 1.Придумайте и нарисуйте свои символы «смайлики» для понятий: счастье, радость, познание, студенты. 2. Вдумайтесь в смысл средневекового понимания цветущих алой и белой роз. Какой символикой вы бы наполнили это явление? 3.Известна ли Вам пифагорейская символика цифр? Как вы к ней относитесь? 4. В чем разница между знаком и символом? 5. Что такое архетипы культуры? 6..Согласны ли Вы с позицией Э. Кассирера, который предлагал назвать человека не мыслящим, а «символическим» животным?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |