Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как коммуникация

Восприятие в процессе делового общения

Восприятие, или перцепция, представляет собой со­вокупность процессов, посредством которых формиру­ется идеальная модель (субъективный образ) объектив­но существующей реальной действительности.

Термин «социальная перцепция», т. е. социальное воспри­ятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Под социальным вос­приятием понимается целос­тный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Дж. Брунер провел целую серию исследований и показал, что восприятие, как предметов, так и других людей зависит не толь­ко от личностных, но и от социокультурных факторов. Соци­альная значимость или незначимость объекта предопределяет специфику восприятия и степень его неадекватности.

Общение, следовательно, опреде­ляется тем представлением о партнере, которое складывается в процессе восприятия.

Процесс социальной перцеп­ции можно представить в следующем виде:

1. Восприятие внешнего вида и поведения наблюдаемого (ОЦЕНКА)

2. Формирование представлений о психологических качествах и состоянии наблюдаемого (ОЦЕНКА)

3. Интерпретация и прогнозирование поступков наблюдаемого, причин и следствий его поведения (ОЦЕНКА)

4. Обдумывание стратегии собственного поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых: а) видишь впервые; б) достаточно хо­рошо знаешь. В основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механиз­мы. В первом случае восприятие осуществляется на ос­нове механизмов межгруппового (ролевого) общения, во втором — механизмов межличностного общения.

 

Деловое общение – это, прежде всего, коммуника­ция, т.е. обмен информа­цией, значимой для участ­ников общения.

Коммуникация должна быть эффективной, способ­ствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение сле­дующих вопросов:

1) каковы средства комму­никации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;

2) как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания, сделать коммуникацию успешной.

Все средства общения делятся на две большие группы: вер­бальные (словесные) и невербальные. А. Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, согласно кото­рым передача информации происходит:

- за счет вербальных средств (только слов) на 7%,

- звуковых средств (включая тон голоса, инто­нации звука) — на 38%,

- за счет невербальных средств — на 55%.

Между вербальными и невербальными средствами обще­ния существует разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному — от­ношение к партнеру по общению.

Вербальные средства общения. Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько переда­чу эмоциональных состояний, сколько передачу информации.

Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную, информации. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря.

На каждом этапе происходят потери информации, и ее искаже­ние. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы.

Культура речевого общения включает в себя, прежде всего, сво­бодное владение языком.

4. Общение как взаимодействие Главное содержание делового общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. На­пример: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня» и т.д.

В общении происходит постоянная реакция на действия дру­гого. В одном случае нам, например, кажется, что партнер нас к чему-то подталкивает, и мы сопротивляемся, в другом – что наши действия «заодно», в третьем – что партнер затрагивает наши интересы и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия, и, общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос: «Что он де­лает?» – наше поведение строится исходя из полученного отве­та.

Один из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание слов, своих дей­ствий и действий партнера, – восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относи­тельный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий и кто – ведомый.

Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиции ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стрем­ление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимо­действии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше вза­имодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о ра­венстве партнеров в общении и необходимости достижения вза­имной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности обще­ния. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совер­шенно разных стратегий в общении.

Стратегия «контролера» – стремление заставить партнера при­нять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуа­ции, и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия «понимателя» – адаптация к партнеру. Показа­тельно, что разные ориентации связаны с разным распределени­ем позиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям «вертикального взаимодействия». Ориентация на по­нимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаи­модействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния: на­пример, человек, «попавший» в общении на самую «верхнюю» позицию, обязательно в большей степени будет «контролером», чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Подготовка к переговорам
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.