КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и характеристика современного маркетинга
Понятие маркетинга, его роль и особенности на современном этапе Лекция 1
1. Сущность и характеристика современного маркетинга 2. Основные факторы эффективности производства и маркетинговой деятельности 3. Основные принципы маркетинга 4. Основные концепции маркетинга
Понятие маркетинга появилось в середине XIX века, когда С. Маккормик предложил основные инструменты современного маркетинга: · Исследование и анализ рынка · Виды ценовой политики · Основные принципы сервисной политики Маркетинг в переводе с англ. это «рынок», «рыночное хозяйство». В отличии от других теорий маркетинг не родился в кабинете, накопление опыта шло постепенно. Автором маркетинга является сама жизнь. В начале нашего века во многих университетах США был введен курс «Методы маркетинга» · ценовая политика и реклама появились еще раньше Внедрение Ф. Тейлором принципов массового производства способствовало распространению методов маркетинга на производство В 60-70 годы происходило активное формирование исследовательских коллективов в США, Японии, Западно - европейских странах. В 70 годах появился маркетинг в СССР, Болгарии, Венгрии и других странах Восточной Европы. Монографии, статьи ---> признали как буржуазную доктрину, монополистическое регулирование рынка. Существует более 1000 определений маркетинга, трактующих его различными авторами. Все эти определения можно свести к 2 позициям: маркетинг в узком смысле слова и маркетинг в широком смысле. Под маркетингом в узком смысле понимается предпринимательская деятельность товаропроизводителя, связанная с управлением процессом сбыта продукции. В основном сторонники такой ограниченной теории в маркетинге рассматривают вопросы касающиеся сбыта продукции и связанное с ним продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю.
Сбыт (концепция)
Концепция сбыта направлена на получение прибыли за счет роста объема производства и продаж продукции.
Концепция маркетинга
Концепция маркетинга направлена на получение прибыли путем удовлетворения потребностей покупателей. Сбыт – это верхушка, всего лишь одна из функций маркетинга. Маркетинг в широком смысле – это комплексная программа, охватывающая все стороны: проектирование, производство, продвижение товара, реклама, сбыт и послереализационный контроль, направленный на удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Ассоциация маркетинга США характеризует М в расширенном интегрированном определении как «…. предвидение, управление и удовлетворение спроса на товар, услуги, организации людей, территории посредством обмена». Американский маркетолог Ф. Котлер определяет М как вид коммерческой деятельности человека, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена на рынке. Маркетинг – это деятельность людей по обеспечению наличия нужных товаров для нужных потребителей в нужном месте, в нужное время по подходящей цене, при осуществлении необходимой коммуникации и мер стимулирования. Исходными идеями маркетинга являются: нужда, потребность и запрос. Под нуждой человека принято понимать чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо (физиологической, личной, социальной и т. д.). в том случае если та или иная человеческая нужда не удовлетворена или удовлетворена не полностью, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с личностными характеристиками человека становится его потребностью. Западными психологами разработано несколько теорий, объясняющих природу мотивации человеческих потребностей. Самые популярные из них две – теория З. Фрейда и теория А. Маслоу. По Фрейду человек не отдает себе полностью отчета в истоках своей мотивации, и товар своим внешним видом, фактурой и прочими качественными характеристиками побуждает человеческие эмоции, способствуя тем самым совершению покупки. А. Маслоу считает, что человеческие потребности по степени значимости располагаются в следующем порядке: 1. физиологические потребности (голод, жажда, секс и т. д.); 2. потребности самосохранения (безопасность, дом); 3. социальные потребности (чувство духовной близости, любовь); 4. потребность в уважении (самоуважение, признание, статус); 5. потребность в самовыражении (самоутверждении, саморазвитии и самореализации). Потребности людей практически безграничны, в то время как ресурсы для их удовлетворения ограничены. Поэтому человек выбирает товар, который доставит ему наибольшее удовлетворение в рамках финансовых возможностей. Поэтому запрос тесно связан с финансовым положением человека. Запрос – потребность человека, подкрепленная его покупательной способностью. Цель маркетинга: 1. максимизация предприятием потребления и роста прибыли 2. максимизация степени удовлетворения потребностей (качество) 3. максимизация выбора потребителей 4. максимизация качества жизни за счет обеспечения разнообразия товаров по доступным ценам. Основные задачи маркетинга: 1. исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей; 2. маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг; 3. анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, включая исследование деятельности конкурентов; 4. формирование ассортиментной политики фирмы; 5. формирование стратегии и тактики рыночного поведения фирмы; 6. разработка ценовой политики фирмы; 7. сбыт продукции и услуг фирмы; 8. коммуникации маркетинга; 9. сервисное обслуживание. Субъекты маркетинга включают: · товаропроизводителей и организации обслуживания · оптовые торговые организации · розничные торговые организации · специалистов по маркетингу и организации или люди, специализирующиеся на конкретных маркетинговых функциях · различные потребители – организация или люди, приобретающие товары для потребления. Если задать вопрос что дает маркетинг? Маркетинг позволяет: · составлять более реальные программы производства и реализации продукции; · быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке; · создает значительные преимущества в конкурсной борьбе; · создает условия для устойчивого развития и накопления капитала; масштабы маркетинга чрезвычайно широки. Предметом маркетинга является: · с ценообразованием; · складированием; · упаковкой; · с созданием торговой марки; · сбытом; · управлением торговым персоналом; · кредитом; · транспортировкой; · социальной ответственностью; · выбором мест для размещения розничных магазинов; · изучением потребителей; · изучением оптовой и розничной торговли; · рекламой; · отношениями с общественностью; · рыночными исследованиями; · предоставление гарантий по товарам. Использование элементов и средств маркетинга в аграрном секторе экономики имеет определенные особенности. 1. Зависимости предложения с. – х. продукции от погодных условий (ограничение контроля со стороны с. – х. производителей за количеством и качеством продукции) 2. Гарантированный спрос на сельскохозяйственную продукцию, что обусловлено ее способностью удовлетворять потребности. 3. Сочетание специализации и диверсификации производства. Производство разнородных видов продукции создает дополнительные осложнения, но с другой стороны в значительной степени застрахован от убытков (зерно - свиньи). 4. Большой объем и скоропортящийся характер продукции вызывает необходимость с одной стороны – наличие хранилищ (овощей, картофеля, плодов), а с другой – стремление производителя в максимально сжатые сроки реализовать продукцию. 5. Производство одного вида продукции многими товаропроизводителями, каждый из которых занимает незначительную долю на рынке (малый удельный вес). В то же время для проведения мероприятий маркетинга необходимы условия, связанные: · с масштабом производства; · возможность воздействия на рынок; · увеличение предложений, способность покрыть расходы, так как речь идет о дорогостоящей работе; · функционированием - приспособлением к рынку, на что способен только производитель и необходимость риска при производстве. 2. Основные факторы эффективности производства и маркетинговой деятельности. Рентабельность производства зависит от многих факторов. Условно их можно свести к двум основным группам: · производственные; · рыночные К производственным факторам относят прежде всего: · факторы эффективного использования производственных ресурсов; · возможная экономия издержек производства; · внедрение наиболее эффективных методов производства Производители могут выстоять в конкуренции цен и повысить до максимума свои прибыли только снижая затраты до минимума. При проведении факторного анализа их делят на 4 подгруппы: 1. Природные и экономические условия · Температурный режим; · Отдаленность от потребителя; · Состояние дорожной сети; · Связь и др. 2. Материальные и трудовые ресурсы · Численность трудоспособного населения; · Стоимость основных производственных фондов, фондообеспеченность, фондовооруженность; · Энергообеспеченность, энерговооруженность 3. Непосредственные издержки производства · Затраты труда; · Расход материалов; · ГСМ, электроэнергия; · Амортизация; · Прочие затраты 4. Затраты, связанные с организацией производственных процессов и применяемой технологии Под воздействием этих и других факторов и складываются цены на производственных рынках. К рыночным факторам относятся · Исследование рынка; · Состояние спроса и предложения; · Уровень цен; · Наличие конкурирующей продукции; · Рыночная политика конкурентов; · Эффективность продвижения товара; · Рекламная деятельность Под воздействием этих факторов и складываются цены на товарных рынках.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |