Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессуальные теории

Тема 6. Мотивация потребностей

Студент должен

знать:

- критерии мотивации;

- первичные и вторичные потребности;

- правила делегирования.

 

Вопросы для изучения: Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Полномочия и ответственность (исполнительская и управленческая). Правила и принципы делегирования.

 

Лекция №_____

Современные теории мотивации

 

Эффективное функционирование любой организации зависит от заинтересованности людей. Там, где человеку предоставляется возможность реализовать себя, там труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду высокими. Мотивировать сотрудника – значит дать ему шанс реализовать себя.

Существуют следующие теории мотивации:

1. Содержательные – Маслоу и Герцберга.

Маслоу из всего многообразия потребностей выделил 5:

- физиологические;

- потребности в безопасности и уверенности в будущем;

- социальные потребности(принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе);

- потребности в уважении;

- потребности в самовыражении.

По мнению Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности низших уровней требуют первоначального удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем начнут сказываться потребности более высокого уровня. Значит, если Вы руководитель, то Вам нужно решить, какие активные потребности движут людьми. Теория имеет свои недостатки:

– четкой ступенчатой иерархии потребностей не существует;

- не получила подтверждения и концепция наиважнейших потребностей;

- не удалось учесть индивидуальные особенности людей.

Теория потребностей Герцберга.

Разработана в 50-х годах прошлого века. Он выделил две категории факторов:

-гигиены – политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения.

- мотивации – успех, продвижение по службе, признание и одобрение работы, высокая степень ответственности, возможность творческого и делового роста.

Сходна с предыдущей теорией. Его мотивы сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу.

Теория ожидания – состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Ожидание – это оценка личностью вероятности определенного события. Эта теория подчеркивает важность трех взаимосвязей:

Затраты труда – результаты – вознаграждение.

Теория справедливости. Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения с затратами труда, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если возникает дисбаланс, то у человека возникает психологическое напряжение. В этом случае надо мотивировать работника, чтобы снять несправедливость.

Портер и Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую в себя теорию ожидания и теорию справедливости. В их модели 5 переменных:

Затраченные усилия – восприятие – полученные результаты – вознаграждение – степень удовлетворения.

Разработав личную философию, менеджеры могут создать такую рабочую среду, которая будет мотивировать своих сотрудников.

Методы мотивации:

- вознаграждение – в виде систем материального (зар. плата, премия, участие в прибылях) и нематериального (награда, благодарность) стимулирования хорошего труда.

- солидарность – развитие у работников ценностей и целей, совпадающих с целями организации (убеждение, обучение);

приспособление – оказание влияния на цели задачи организации путем частичного приспособления их к целям менеджеров высшего и среднего уровней.

 

Делегирование. Для успешной работы предприятия менеджеру необходимо своевременно распределять и соответствующим образом организационно оформлять полномочия своих сотрудников. Под термином «полномочия» понимают наличие у конкретного лица определенных прав по использованию ресурсов предприятия. Только обладая необходимыми полномочиями, можно успешно выполнять производственные задания. В деятельности предприятия наступает период, когда требуется перераспределить властные функции внутри него.

Ответственностью должны быть наделены все уровни управления. Приступая к выполнению работы, сотрудник принимает на себя обязанность отвечать за ее успешное выполнение в обмен на оплату своего труда.

Делегирование в менеджменте – это передача менеджером полномочий и ответственности за выполнение задач одному или нескольким подчиненным.

С помощью делегирования менеджер распределяет среди своих сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Если делегирования нет, то менеджер обязан решать задачу самостоятельно. Это сделать нелегко, так как времени для выполнения работы в таких условиях потребуется больше, да и способности менеджера должны быть исключительными.

По умению делегировать права и обязанности подчиненным оценивают качество работы менеджера. По мере роста предприятия увеличивается и количество решаемых руководителем задач. Поэтому актуальность делегирования в этих условиях только возрастает. Менеджер должен осуществлять делегирование только в условиях, когда подчиненный принял адресованные ему полномочия.. Принимая на себя полномочия по выполнению конкретной работы, работник тем самым начинает нести определенную ответственность перед менеджером за выполнения задания качественно и в срок. Ответственность за конечный результат работы сохраняется за менеджером. Особенностью делегирования полномочий является то, что они могут передаваться не конкретному лицу, а должности, которую этот работник занимает. При перемене места работы сотрудник приобретает новые полномочия.

 

Контрольные вопросы:

1.Что такое мотивация? Какие существуют теории мотивации?

2. Что такое делегирование?

3. Почему менеджер должен обладать навыками делегирования?

Тема 7. Контроль

 

Студент должен:

Знать

- виды и правила контроля;

- этапы контроля.

Уметь

- составлять схему организации контроля.

 

Вопросы для изучения: Понятие контроля. Три этапа контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция. Правила контроля. «Управляющая пятерня». Виды контроля: предварительный, текущий: заключительный. Составление схемы контроля.

 

Лекция №_____

Основные функции менеджмента: контроль

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегическое планирование | Этап. Выработка или установление стандартов и критериев
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.