КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1
ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР, ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ДИСЦИПЛИНА МЕНЕДЖМЕНТ. Вопросы, подлежащие рассмотрению: 1. Понятие, сущность, цели и значение менеджмента, его место в экономике России. Особенности современного менеджмента. 2. Характерные черты и стадии менеджмента. 3. Сущность и содержание функций менеджмента, их взаимосвязь. 4. Понятие менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру. Типы менеджеров. Классификация по уровню и месту в системе управления организацией. Сущность управленческого труда. Его специфические особенности.
Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает: · ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; · постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов; · хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; · постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; · конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена; · необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений чаще используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или общественного управления — термины "government administration" или "public admnistration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business ("business management"), что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Учитывая вышеизложенное, мы в дальнейшем будем применять термин "управление" в том же значении что и менеджмент. Термины "менеджмент", "менеджер" быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "управление", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях). Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-эко- номическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях (хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций). Таким образом, "менеджмент" относится только к тем категориям фирм или организаций, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных и сельскохозяйственных организаций, а также банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта - хозяйственную детальность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.). При этом менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: экономистов, маркетологов, бухгалтеров, статистиков, психологов, инженеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего организацией, производственным отделением или фирмой в целом. Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров организаций, сложностью технологий, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений. Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности и каждого работника. Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства — выпуска продукции и услуг. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности организации и ее стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входит: · обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; · стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; · постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений; - · поиск и освоение новых рынков. К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также: · определение конкретных целей развития организации; · выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения; · разработка стратегии развития организации — хозяйственных задач и путей их решения; · выработка системы мероприятий для решения проблем в рамках различных временных периодов; · определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; · установление контроля за выполнением поставленных задач. Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др. Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране. Существует два подхода в понимании российского менеджмента. Первый подход - полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России. У нас свой путь, мы не приемлем западные модели, у нас такое управление не приживется, слишком много затруднений исторического и национально-культурного характера. Второй подход — довольно разговоров о российской специфике не следует преувеличивать ее значение, процессы научно-технического прогресса одинаковы, они сближают модели управления, надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой. Увлечение концепцией менеджмента не должно приводить к прямому переносу американского опыта в Россию. Это были бы малоэффективные усилия. Знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления — это значит полнее реализовывать идеи менеджмента. Особенности российского менеджмента проявляются в четырех факторах: во-первых, приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий; во-вторых, инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления; в-третьих, комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; в-четвертых, культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и не нужно изменять. Приоритеты в проблематике определяются состоянием экономики, потребностями экономической реформы, складывающимися условиями профессионализации управления, отношением к западному опыту эффективного менеджмента, противоречиями кризисного состояния современного производства в России. Наиболее актуальными проблемами управления сегодня в России становятся проблемы управления конверсионными процессами, антикризисное управление, управление занятостью, информационные технологии управления, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Это далеко не полный перечень приоритетов в проблематике российского менеджмента. Но главное не перечень, а ранжирование приоритетов. Здесь наиболее ярко проявляется специфика и здесь наибольшие трудности в понимании современного менеджмента в России.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |