Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Барьеры в межличностных коммуникация


Коммуникации между уровнями и подразделениями.

Коммуникации между организацией и средой.

ТЕМА: КОММУНИКАЦИИ

Коммуникации –это процесс обмена информацией между двумя или более людьми.

В зависимости от внешней и внутренней среды организации, где требуются эффективные коммуникации, выделяют следующие их виды:

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций со своим внешним окружением. С имеющимися и потенциальными клиентами они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товара на рынок. В отношениях с общественностью формируют определенный образ, имидж организации на местном, обще­национальном и международном уровнях. Организациям прихо­дится подчиняться государственному регулированию и готовить в этой связи различные письменные отчеты. Это лишь немногие примеры способов реагирования организации на события и фак­торы внешнего окружения. Собрания, телефонные переговоры, служебные записки, отчеты, циркулирующие внутри организа­ции, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением.

А) Межуровневые коммуникации.

Информа­ция перемещается внутри организации с уровня на уровень в рам­ках вертикальных коммуникаций.

  • Коммуникации по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приорите­тов, конкретных заданиях и рекомендуемых процедурах.

Например, генеральный директор может сообщать директору завода о пред­стоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, уп­равляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений.

  • Коммуникации по восходящей линии, т.е. снизу вверх. Служащие должны сообщать своему начальнику о возникающих про­блемах. Передача информации с низших уровней на высшие суще­ственно влияет на производительность. Ценные предложения по совершенствованию производства со стороны низовых работников, если они быстро доводятся до руководства, становятся средством повышения эффективности работы организации.

Коммуникации по восходящей также выполняют функ­цию оповещения верхнего уровня о том, что делается на низших уровнях управления. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправ­ления положения дел. Важны и коммуникации по восходящей от групп работников, которые специально создаются для регулярного обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей. Эти группы получили название кружков качества. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.



Б) Коммуникации между подразделениями.

Этот вид коммуникаций необходи­м для обмена информацией между подразделениями, для координации задач и действий между ними. Следует добиваться, чтобы специализированные под­разделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. Дополнительные выгоды от коммуникаций по гори­зонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Такие отношения являются важной составляющей удовлетворен­ности работников организации.

В) Коммуникации руководитель—подчиненный.

Наиболее очевидны коммуникации в отношениях между руководителем и подчиненным. Примерами обмена информацией между руководителем и подчи­ненным служат:

1) прояснения задач, приоритетов и ожидаемых результатов;

2) обеспечение вовлечения в решение задач подразде­ления;

3) обсуждение проблем эффективности работы;

4) призна­ние и вознаграждение с целью мотивации;

5) совершенствование и развитие способностей подчиненных;

6) сбор информации о на­зревающей или существующей проблеме;

7) оповещение подчинен­ного о грядущем изменении;

8) получение сведений об идеях, усо­вершенствованиях и предложениях.

Г) Коммуникации между руководителем и его рабочей группой.

Они по­зволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку в обмене участвуют все члены-группы, каждый имеет возможность думать о новых задачах и приоритетах группы, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных последствиях, о недавних проблемах, достижениях, предложениях рационализаторского характера. Иногда рабочая группа может собираться без руководителя для обсуждения про­блем. Это повышает удовлетворенность сотрудников своей рабо­той.

Д) Неформальные коммуникации.

Эти коммуникации можно назвать каналом распро­странения слухов. Поскольку по каналам слухов информация пе­редается много быстрее, чем по каналам формального общения, руководители используют слухи путем запланированной утечки и распространения определенной информации — сведений типа «только между нами». Приписываемая слухам неточность инфор­мации неоправданна во многих случаях. Исследования показыва­ют, что информация, передаваемая слухами, часто оказывается точной. Не менее 80% слухов точны в отношении информации о самой организации. Однако уровень точности слухов не столь вы­сок, если речь идет о личной или эмоционально окрашенной ин­формации.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре основных элемента:

1) отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

2) сообщение — собственно инфор­мация, закодированная с помощью символов;

3) канал — средство передачи информации;

4) получатель — лицо, которому предназ­начена информация и которое интерпретирует ее.

Обмен информацией протекает в несколько этапов:

1) зарож­дение идеи;

2) кодирование и выбор канала;

3) передача;

4) деко­дирование.

На каждом этапе смысл сообщения может быть иска­жен или даже утрачен.

1) Зарождение идеи. Обмен информацией начинается, с формули­рования идеи, концепции или отбора информации. Отправитель решает, какую идею следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией терпят неудачу на пер­вом этапе, поскольку отправитель недостаточно ясно формулирует концепцию, замысел сообщения. Например, руководитель намерен сообщить оценку результатов работы. Он должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы.



2) Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отпра­витель должен с помощью символов ее закодировать, использовав для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превраща­ет идею в сообщение. Отправитель должен выбрать канал, совмес­тимый с типом символов, использованных для кодирования.

Наиболее известные каналы — речь и письменные материалы, электронные средства связи, включая компьютерные сети, элект­ронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непри­годен для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не соответствует идее, то обмен информацией будет мало эффективен. Например, руководитель хочет предупредить подчинен­ного о недопустимости серьезных нарушений мер безопасности. Со­общить это лучше официальным письмом или на совещании, а не во время беседы за чашкой кофе.

Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единствен­ным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникации в сочетании. При этом необходимо устано­вить последовательность и интервалы передачи информации этими средствами. Исследования показывают, что одновременный обмен устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем исполь­зование одного из этих средств.

3) Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для до­ставки сообщения — закодированной идеи или совокупности идей — получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке принимают за сам процесс коммуникации.

Это лишь один из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

4) Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель его декодирует. Декодированиеэто перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Обмен информацией считают эффективным, если получа­тель показал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.

Процесс коммуникации предусматривает наличие обратной связи и шума.

Обратная связьэто ответная реак­ция получателя на сообщение.

При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями, т.е. получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонним; так как обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Руководитель, который не наладит обратную связь, обречен на снижение эффективности его управленческих действий.

Шумэто все то, что искажает смысл информации. Определенные шумы присутствуют всегда, на каждом этапе процесса обмена информацией происхо­дит некоторое искажение смысла. Высокий уровень шума приводит к утрате смысла, может блокировать информационный обмен.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика внешней среды | Плохая обратная связь

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.