КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование реализации стратегии фирмы
Планирование стратегии фирмы. Сущность и этапы стратегического управления. 2. Классификация стратегии фирмы.
1. Сущность и этапы стратегического управления. Стратегическое управление рассматривается как альтернатива оперативному управлению (см. производственный менеджмент). Стратегическое управление отличается от оперативного не только временным горизонтом но и аспектами, целями и ориентацией процесса управления. Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, старается использовать конкурентные преимущества и достигать целей в долгосрочной перспективе. Стратегическое управление осуществляет взгляд из будущего в настоящее.
Сравнение стратегического и оперативного управления. 2. Классификация стратегии фирмы.
В основе классификации стратегий лежат 2 критерия: 1) количественный, характерный объем производства продукции и услуг; 2) качественный, указывающий способы, которые позволяют осуществлять количественный рост. Стратегии концентрического роста определяются матрицей Ансоффа, когда фирма или изменяет продукт, или осваивает новые рынки с тем же продуктом, но увеличивает объемы продаж за счет проведения маркетинговых исследований Интегрированный рост связан со структурными изменениями на фирме, когда происходит объединение с поставщиками материалов или с посредниками при реализации продукции. Это позволяет контролировать цены на ресурсы и снижать затраты на реализацию продукции. Диверсифицированный рост связан с коренными изменениями в деятельности фирмы. К этой стратегии прибегают при серьезных проблемах а организации. Она требует значительных инвестиций и сопряжена с большим риском.
Концентрическая диверсификация предполагает незначительные изменения в технологии, позволяет выпустить новый продукт и реализовать его на старых и новых рынках. Горизонтальная диверсификация предполагает незначительные изменения в технологии, позволяет выпустить новый продукт и реализовать его на старых и новых рынках. Конгломеративная диверсификация предполагает переход в новую отрасль, является наиболее сложной.
Стратегии сокращения: - Стратегия ликвидации предполагает распродажу активов предприятия, погашение задолженности пере кредиторами, работниками предприятия, бюджетом и другими лицами организации; - Отсечение лишнего – это продажа нерентабельных производств; - Сокращение и переориентация – уменьшение объемов производства до точки безубыточности и проведение модернизации производства. Ограниченный рост – это планирование от достигнутого уровня с небольшим увеличением. Рекомендуется в отраслях со стабильными технологиями и стабильным спросом на продукцию. Рост предполагает значительное увеличение объема; соответственно рекомендуется для динамичных отраслей с быстрым ростом спроса на продукцию.
3. Планирование стратегии фирмы. Миссия отвечает на два вопроса: 1) кто наши клиенты? 2) Какие их потребности мы удовлетворяем?
Миссия всегда лежит во внешней среде. Фирма должна осторожно подходить к формулировке своей миссии, то есть учесть размеры фирмы, возможности рынка, наличие конкурентов. Цели (см. Лекцию10). Анализ внешней среды – (см. Лекцию 2): классификация внешней среды на прямые и косвенные факторы. Для оценки текущей ситуации привлекают экспертов, которые должны в количественной форме дать оценку влияния каждого фактора на организацию. Факторы с положительным влиянием называют возможностями фирмы, а с отрицательными – опасностями. Результаты исследования
заносятся в таблицу SWOT-анализа (Strength, Weaknesses, Opportunities, Threats) и используются при обосновании стратегии. Анализ внутренней среды. Внутреннюю среду организации анализируют по следующим направлениям: – производство; – финансы; – организационная культура. Анализ производства и финансов связан с прошедшим периодом, он позволяет выявить тенденции в ретроспективном периоде. Анализ человеческих ресурсов и организационной культуры связан с изучением потенциала организации и возможностями его использования в будущей стратегии. Анализ стратегических альтернатив. На основании анализа внешней и внутренней среды организация должна посмотреть, какие из известных стратегий в наибольшей степени подходят для нее. Окончательный этап. Выбор стратегии осуществляется с помощью различной методологии. Наибольшее распространение нашла матрица BCG. Матрица BCG представляет из себя своеобразное отображение позиций конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве, определяемом двумя координатными осями, одна из которых используется для измерения темпов роста рынка соответствующего продукта, а другая – для измерения относительной доли продукции организации на рынке рассматриваемого продукта. Модель BCG представляет из себя матрицу 2х2, на которой области бизнеса изображаются окружностями с центрами на пересечении координат, образуемых соответствующими темпами роста рынка и величинами относительной доли организации на соответствующем рынке (см. рисунок). Каждая нанесенная на матрицу окружность характеризует только одну бизнес-область, характерную для исследуемой организации. Величина окружности пропорциональна общему размеру всего рынка (иными словами, учитывается не только размер бизнеса у данной конкретной организации, а вообще его размер как отрасли в масштабах всей экономики. Чаще всего этот размер определяется простым сложением бизнеса организации и соответствующего бизнеса ее конкурентов). Иногда на каждой окружности (бизнес-области) выделяется сегмент, характеризующий относительную долю бизнес-области организации на данном рынке, хотя для получения стратегических выводов в этой модели это необязательно. Размеры рынка, как и бизнес-области, чаще всего оцениваются по объемам продаж, а иногда и по стоимости активов.
Особо следует отметить, что деление осей на 2 части сделано не случайно. В верхней части матрицы оказываются бизнес-области, относящиеся к отраслям с темпами роста выше средних, в нижней, соответственно, с более низкими. В оригинальной версии модели BCG принято, что границей высоких и низких темпов роста является 10%-ое увеличение объема производства в год. Разбивка матрицы по оси абсцисс на две части позволяет выделить две области, в одну из которых попадают бизнес-области со слабыми конкурентными позициями, а во вторую - с сильными. Граница двух областей проходит на уровне коэффициента 1,0. Таким образом, модель BCG состоит из четырех квадрантов:
Рис. 4. Представление модели BCG для анализа стратегических позиций и планирования Высокие темпы роста рынка / Высокая относительная доля бизнес-области на рынке; Низкие темпы роста рынка / Высокая относительная доля бизнес-области на рынке; Высокие темпы роста рынка / Низкая относительная доля бизнес-области на рынке; Низкие темпы роста рынка / Низкая относительная доля бизнес-области на рынке. Каждому из этих квадрантов в модели BCG даются образные названия: Звезды К ним относятся, как правило, новые бизнес-области, занимающие относительно большую долю бурно растущего рынка, операции на котором приносят высокие прибыли. Эти бизнес-области можно назвать лидерами своих отраслей. Они приносят организациям очень высокий доход. Однако главная проблема связана с определением правильного баланса между доходом и инвестициями в эту область с тем, чтобы в будущем гарантировать возвратность последних. Дойные коровы Это бизнес-области, которые в прошлом получили относительно большую долю рынка. Однако со временем рост соответствующей отрасли заметно замедлился. Как обычно, "дойные коровы" - это "звезды" в прошлом, которые в настоящее время обеспечивают организации достаточную прибыль для того, чтобы удерживать на рынке свои конкурентные позиции. Поток денежной наличности в этих позициях хорошо сбалансирован, поскольку для инвестиций в такую бизнес-область требуется самый необходимый минимум. Такая бизнес-область может принести очень большие доходы организации.
Трудные дети Эти бизнес-области конкурируют в растущих отраслях, но занимают относительно небольшую долю рынка. Это сочетание обстоятельств приводит к необходимости увеличения инвестиций с целью защиты своей доли рынка и гарантирования выживания на нем. Высокие темпы роста рынка требуют значительной денежной наличности, чтобы соответствовать этому росту. Однако эти бизнес-области с большим трудом генерируют доход организации из-за своей небольшой доли на рынке. Эти области чаще всего являются чистыми потребителями денежной наличности, а не генераторами ее, и остаются ими до тех пор, пока не изменится их рыночная доля. В отношении этих бизнес-областей имеет место самая большая степень неопределенности: либо они станут в будущем прибыльными для организации, либо нет. Ясно одно, что без значительных дополнительных инвестиций эти бизнес-области скорее скатятся до позиций."собаки" Собаки Это бизнес-области с относительно небольшой долей на рынке в медленно развивающихся отраслях. Поток денежной наличности в этих областях бизнеса обычно очень незначительный, а чаще даже отрицательный. Любой шаг организации в направлении получить большую долю рынка однозначно немедленно контратакуется доминирующими в этой отрасли конкурентами. Только мастерство менеджера может помочь организации удерживать такие позиции бизнес-области. При использовании модели BCG очень важно правильно измерить темпы роста рынка и относительную долю организации на этом рынке. Измерение темпов роста рынка предлагается проводить на основе данных по отрасли за последние 2-3 года, но не более. Относительная доля организации на рынке представляет собой логарифм отношения объема продаж организации в данной бизнес области к объему продаж организации-лидера в этом бизнесе. Если же организация сама является лидером, то рассматривается ее отношение к первой следующей за ней организацией. Если полученный коэффициент превышает единицу, то это подтверждает лидерство организации на рынке. В противном случае это будет означать, что какие-то организации имеют большие конкурентные преимущества по сравнению с данной в этой бизнес-области.
4. Планирование реализации стратегии фирмы. Планирование и реализация стратегии включает комплекс мер, связанных с претворением в жизнь разработанной стратегии: – тактика, т.е. разработка краткосрочной стратегии на уровне среднего звена управления; – политика – это принципы общего руководства по достижению целей, принимается высшим руководством; – процедуры, дополняющие политику и описанные действия в конкретной ситуации; – бюджет – это метод распределения ресурсов в денежной форме для достижения поставленных целей. Оценка стратегии проводится 2 раза: 1. до реализации стратегии, 2. после реализации стратегии. Используется система количественных и качественных показателей.
Лекция 12. Функции и процессы управления. План: 1. Понятие и классификация функций управления
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |