Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические основы разработки управленческих решений

Взаимосвязь процессов и структур управления.

Й семестр

Лекция№ 1 Процесс управления, его содержание и основные характеристики.

1. Содержание процесса управления, его стадии.

3. Управленческие решения: сущность, классификация, факторы, влияющие на эффективность решений.

 

1. Содержание процесса управления, его стадии

Процесс управления – совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения определенных целей.

Процессный подход к управлению составляет основу для построения современных организационных структур. Конечной целью процессов управления предприятием является обслуживание клиентов по сегментам рынка.

Процессы разбиваются на подпроцессы, по каждому из которых готовится управленческое решение.

Процессы подготовки управленческих решений включают этапы и стадии.

Этапы – укрупненная последовательность выполнения операций, присущих управленческой деятельности. Управленческий цикл включает следующие этапы:

Цель

Ситуация

Проблема

Решение

Ситуация анализируется с точки зрения достижения цели. Выясняются противоречия и основные проблемы в ситуации, которые необходимо решить; анализируются приемы, которые позволяют решить проблему и т.о. достичь цели.

Каждый этап управленческого цикла делят на стадии, которые выполняются последовательно или могут выполняться в комплексе.

Управленческий цикл включает следующие стадии: целеполагание, информационная работа, аналитическая работа, выбор варианта действия, организационно-практическая работа.

Целеполагание

предполагает анализ различных типов целей, исключение тех целей, которые не подходят, обоснование единственной цели. Следует оградить цель от недостижимых вариантов и, тех, которые не соответствуют объективным законам развития объекта управления.

Информационная работа

всестороннее изучение вопроса:

1. изучаются данные теории, практики, передового опыта, правовая сторона вопроса, текущая информация из производства;

2. количество информации должно быть оптимальным;

3. для конкретного управленческого решения следует собрать релевантную информацию;

4. информация анализируется с помощью различных методик;

5. устанавливаются критерии оптимизации, обычно для этих целей используют результаты первого этапа.

Организационно-практическая работа

проектирование исполнения решения, а именно, кто будет отвечать за решение вопроса, уточняется система стимулирования исполнителей.

 

Схема взаимодействия этапов и стадий управленческого цикла

этап решения – заключительный этап организационно-практической работы руководителя. На этом этапе процесс управления переходит в процесс производства.

Теория управленческих решений предполагает более детальное расчленение стадий на управленческие акты (операции).

 

Состав операций по стадиям управленческого решения

 

Стадии Операции
1. целеполагание   2. информационная работа   3. аналитическая работа     4. выбор варианта действий     5. организационно-практическая работа 1. определение цели 2. формирование цели 3. постановка цели 4. корректировка цели 1. накопление информации 2. хранение информации 3. поиск информации 4. первоначальная обработка информации 5. передача информации 1. оценка параметров 2. расчет показателей 3. графирование 4. анализ 1. нахождение вариантов действий 2. определение критериев выбора 3. сопоставление вариантов 4. выбор методов управления 5. организационное оформление решений 6. принятие решений 1. доведение решений до исполнителей 2. разъяснение и уточнение решений 3. распределение заданий 4. наделение полномочиями 5. контроль исполнения

 

В теории управленческих решений изучается:

· Предмет и средства труда в управлении;

Предмет труда – информация

Средство труда – технические средства управления

· Методы подготовки управленческих решений

Их делят на две группы:

Методы выполнения интеллектуальной деятельности (выполняются с помощью специальных методов)

Методы выполнения организационной работы (выполняются с помощью методов управления)

2.Взаимосвязь процессов и структур управления.

Структура и процессы управления представляют собой две взаимосвязанных стороны управленческой деятельности.

Структуры – форма выражений процессов; от их совершенства зависят качественные характеристики процессов (длительность управленческого цикла).

В то же время процессы управления влияют на структуру. При появлении новых процессов возникает необходимость их организационного обособления (создание служб маркетинга управляющим персоналом).

Наиболее подвижным элементом в системе структуры и процесса выступает процесс.

Данную взаимосвязь необходимо учитывать при разработке мероприятий по совершенствованию управления.

 

3.Управленческие решения: сущность, классификация, факторы, влияющие на эффективность решений.

Управленческое решение – результат труда в сфере управления или команда, которая поступает от управляющей системы к управляемой.

Классификация управленческих решений осуществляется по ряду признаков. Классификации необходимы для выделения однотипных решений и для использования однородного методического аппарата по типам решений.

1. по методам переработки информации

· Запланированные решения, алгоритмические, формализуемые решения

· Незапрограммированные решения, неформальные, эвристические

2. по содержанию

· Научно-технические решения (внедрение техники)

· Социальные решения (обучение персонала)

· Экономические решения (пересмотр норм выработки, заработной платы)

· Организационные решения (создание нового отдела)

3. по масштабу, объекту управления

· Глобальные (охватывают все звенья управляемой системы)

· Локальные (охватывают лишь отдельные звенья управляемой системы)

4. по субъекту управления

· Единоличные решения

· Коллективные решения

· Коллегиальные решения

5. по условиям принятия решений

· Детерминированные (последствия решений можно точно предсказать)

· Вероятностные (последствия данных решений можно предсказать с определенной долей вероятности, это рискованные решения)

 

Принципы (правила) подготовки управленческих решений

  1. сбалансированность прав и обязанностей
  1. единство распорядительства
  1. непротиворечивость и строгая согласованность решений
  1. конкретность
  1. своевременность
  1. гибкость

Для обеспечения конкретности исполнения решений составляется матрица распределения полномочий:

по строкам – подразделения аппарата

по столбцам – конкретные функции управления

внутри матрицы – с помощью условных обозначений рассматриваются стадии управленческого цикла.

Данная матрица позволяет руководителю видеть, кто за что отвечает.

 

Факторы, влияющие на эффективность решений

  1. личностные оценки руководителя, которые связаны с его системой ценностей и менталитетом.
  1. методы принятия решений
  1. технические средства управления
  1. среда принятия решения, ее определенность или риск
  1. информационное ограничение

информация должна быть дешевой или выгодной с точки зрения стоимости ее получения и достаточной для принятия конкретного решения. Эффективность используемой информации можно оценить с помощью следующих графиков.

Ось абсцисс – расходы на информацию

Ось ординат – выгоды от ее получения

Видим, самый выгодный вариант – С (С > A > B).

 

4.Методические основы разработки управленческих решений.

Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий.

1-я стадия – признание необходимости решения включает следующие этапы:

· признание проблемы,

· формулирование проблемы,

· определение критериев успешного решения проблемы.

Т.к. решение – это организационная реакция на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей в организации проблемы. Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, т.к. если проблема не существует для того, кто принимает решения, то и принятие решения не состоится.

Интерпретация и формулирование проблемы – это придание значения той проблеме, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная проблема. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть, а второй и третий – проявляются сами и требуют вмешательства менеджера.

Определение критериев успешного решения проблемы позволяет избежать многих ошибок, проявляющихся позже. Данный этап начинается с определения критериев 2-х видов: «мы должны» и «мы хотим». Первый тип должен быть определен до того, как будет рассматриваться какая-либо альтернатива. В случае критерия «мы хотим» рассматриваются те цели, которые желательны, но по отношению к которым необязательно должны разрабатываться какие-либо альтернативы.

2-я стадия – выработка решения состоит из этапов:

· разработка альтернатив,

· оценка альтернатив,

· выбор альтернатив.

Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие из альтернативных решений легко обнаружить (они известны из предыдущего опыта), однако нередко возникают и новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные стандартные рамки, здесь необходим творческий подход.

Оценка альтернатив предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные, или неосязаемые, измерители (трудовые отношения, политическая ситуация, отношение к риску и т.п.).

Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. При выборе альтернатив могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта, проведение эксперимента, исследование и анализ.

3-я стадия – выполнение решения состоит из:

 

· организации выполнения решения,

· анализа и контроля выполнения решения,

· обратной связи и корректировки.

Организация выполнения решения предусматривает следующие меры, предпринятые со стороны менеджера:

1. необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность; распределить права и ответственность среди участников; построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.

2. менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии данного решения его исполнителями. Этому во многом способствуют методы делегирования полномочий и участия в управлении.

Следующий этап – это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они проявятся.

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из «вторых» рук.

Большую роль в принятии решения играет интуиция, включающая в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция – это умение держать

все, что связанно с проблемой, в голове в течение всего процесса.

 

Лекция №2. Коммуникация в менеджменте.

План:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция жизненного цикла организации | Коммуникационные стили и модели принятия решений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.