Школа человеческих отношений и поведенческие науки
Школа человеческих отношений (1930 - 1950)
Особенности развития взглядов на управление в поведенческих науках
Особенности
· Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации.
· Наибольший вклад в развитие школы внесли два ученых - Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.
· Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.
· Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются в основном не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе.
Одной из наиболее известных теорий в рамках данной школы является теория "X", "У" МакГрегора. По его мнению, в зависимости от взгляда на подчиненных ("X") или ("У") руководители по-разному строят свое поведение.
Теория "X"
Теория "У"
Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
У людей нет честолюбия, они бояться ответственности, и предпочитают, чтобы ими руководили.
Чтобы заставить людей трудиться, необходимы принуждение, контроль и угроза наказания.
Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за работу.
Если люди осознали цели, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление