Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность управления и менеджмента

Основы менеджмента: понятие и термины.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ

1.1 Основы менеджмента: понятие и термины. Сущность управления и менеджмента

1.2 Роль менеджмента, его задачи и эффективность

1.3 Качества современного менеджера

 

Менеджмент – это управление производством, совокупность методов, принципов и средств, форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Менеджер (управляющий) – организатор производства, специалист по управлению, наемный управляющий какой-либо фирмы или предприятия в его подчинении находятся люди.

Бизнесмен коммерсант, предприниматель, в его подчинении никто не находится, он владелец капитала.

Предпринимательство (бизнес, дело) инициативная, в рамках действующего законодательства, деятельность по созданию, функционированию и развитию производства, причем, деятельность, имеющая своей целью сбыт производимой продукции (работ, услуг) и получение прибыли.

Управление целенаправленное воздействие (информационное) одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении, причем обязательно наличие объекта и субъекта управления.

Предметом курса является изучение построения и управления производством в различных его звеньях, отношение людей-исполнителей в производственном процессе.

Объект курса – деятельность предприятия или фирмы в условиях рыночной экономики.

Цель менеджмента – поиск путей эффективного функционирования предприятия.

Успешный менеджмент связан с четырьмя основными условиями:

- выживание организации;

- результативность (делать то, что нужно);

- эффективность (делать так, как нужно);

- обеспечение производительности.

Организация составляет основу мира менеджмента.

Организация некая группа людей, соответствующая нескольким обязательным требованиям:

- наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью группы;

- наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую члены организации принимают как общую;

- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе (сотрудничество), чтобы достичь значимой для всех целей.

Организация группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижении общих целей или цели.

Существуют формальные и неформальные организации.

Приведенное выше определение применимо только к формальным организациям.

Неформальные организации группы, которые возникают спонтанно, но где люди выступают во взаимодействии друг с другом достаточно регулярно.

Неформальные организации существуют во всех формальных, за исключением очень маленьких. Хотя у них нет руководителей, они порой более важны, чем формальные.

Формальное управление редко имеет дело с простыми организациями (имеют одну цель). Все сложные организации имеют ряд общих характеристик. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, – это люди, капитал, материалы, энергия, технология, информация. Процесс преобразования ресурсов наиболее четко представлен в производственных организациях.

Организация полностью зависима от внешнего мира, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении пользователей результатов, которых организации стремятся достичь. Внешняя среда включает в себя:

- экономические условия;

- потребителей;

- профсоюзы, правительственные акты, законодательство;

- конкурирующие организации;

- система ценностей в обществе;

- техника;

- технология.

Все эти факторы постоянно изменяются, поэтому с каждым годом руководству приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды.

Чтобы добиться успеха, фирмам приходится конкурировать на иностранных рынках и противостоять конкуренции иностранных компаний у себя на родине.

Самой очевидной характеристикой организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называют горизонтальным разделением работы.

Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем, если бы то же самое количество людей работало самостоятельно.

Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии, например, является производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.

Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда за счет образования подразделений, выполняющих конкретные, специфические задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называют отделами и службами. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется для достижения общей цели.

Работа по координированию действий называется вертикальным разделением труда.

Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Необходимость управления может казаться спорным вопросом.

Менеджмент можно рассматривать в 3 аспектах:

1. Как сочетание науки и искусства управления. Наука – это стандарты, нормы, правила. Искусство – здравый смысл, интуиция и озарение;

2. Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

3. Как аппарат управления деятельностью организации.

Менеджмент основывается на следующих аксиомах:

- Управление – это сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь;

- В любой организации сотрудник – это, прежде всего, личность, со своими многообразными и противоречивыми потребностями и, в последнюю очередь, инструмент для обеспечения прибыли;

- Управляемый объект находится в изменчивой и подвижной внешней среде.

По признаку объекта различают: общий и функциональный менеджмент.

Общий (генеральный) менеджмент – заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный (специальный) менеджмент – заключается в управлении организации сферами деятельность организации или ее звеньев (например, управление персоналом, финансами).

По признаку содержания различают: нормативный, стратегический и оперативный.

Нормативный менеджмент – предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование стратегических намерений.

Стратегический менеджмент – предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала, успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент – предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Субъекты менеджментаменеджеры – это руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенных полномочиями принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Служащие выполняют лишь административные функции.

Категория «Менеджер» распространяется на:

- руководителей организации (высшие менеджеры именуются директорами);

- руководителей структурных звеньев;

- организаторов определенных видов работ (администраторы).

В аппарате управления вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, те в свою очередь координируют работу стоящих ниже и так далее, пока не опускается до уровня руководителей, координирующих работу непосредственно производителей (не управленческого персонала).

Количество уровней управления может быть различным и зависит от специфики фирмы и управленческой деятельности.

Вне зависимости от количества уровней управления руководители делятся на 3 категории:

1. руководители низшего звена (операционные руководители);

2. руководители среднего звена;

3. руководители высшего звена.

Руководители низшего звена – это младшие начальники. Этот уровень находится непосредственно над неуправленческим персоналом предприятия и соприкасается с ним. Они контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится очень много общаться со своими подчиненными и слишком мало со своим начальством (мастера).

Руководители среднего звена – координируют и контролируют работу руководителей низшего звена. Характер работы определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. Типичные должности: начальник отдела, директор филиала. Они связывают работу руководителей высшего и низшего звеньев, готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне, передают эти решения в виде конкретных заданий руководителям низших звеньев. Большая часть времени затрачивается ими на устное общение с другими руководителями среднего звена и низшего звена.

Состав руководителей высшего уровня управления гораздо малочисленней состава руководителей других уровней управления. Они принимают важнейшие для организации решений и влияют на весь облик организации (президент, генеральный директор) – министры. Они выполняют громадный объем работы, и их рабочий день никогда не заканчивается. До 70% их времени занято запланированными и незапланированными встречами, 22% - работы с бумагами, 6% - телефонные разговоры, 3% - поездки и осмотры.

Социологи выделяют 3 уровня управления: технический, управленческий и институциональный. Находящиеся на этих уровнях люди выполняют разные функции.

На техническом уровне лица занимаются ежедневными операциями и действиями.

На управленческом уровне – согласовывают действия и усилия различных руководителей, различных подразделений организации.

Руководители на институциональном уровне вырабатывают цели организации и разрабатывают долгосрочные планы.

На схеме 1.1.1 изображена пирамида уровней управления, демонстрирующая уменьшение числа руководителей на каждом последующем уровни.

 

 

 
 

 


Институциональный уровень управление высшего звена

 

 

       
   


Управленческий уровень управление среднего звена

 

       
   

 


Технический уровень уровень низшего звена

 

 
 


Схема 1.1.1 - Пирамида уровней управления

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы прогнозирования в политике | Роль менеджмента, его задачи и эффективность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.