Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие менеджмента. Хронология менеджмента

Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

Качества современного менеджера

 

Для менеджера главным является способность осуществлять руководство, т.е. формулировать цели и организовать людей на достижение целей, создавая необходимые стимулы. Для решения такой задачи требуется определенный организационный талант.

Способность осуществлять руководство предусматривает самые разнообразные качества. Можно выделить основные качества современного менеджера:

1. Знать что нежно организации, в чем она нуждается еще до того, как это станет понятно другим.

2. Искусство быть равным – т.е. способность установить и поддерживать систему отношений с людьми как с равными себе.

3. Искусство быть лидером – способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.

4. Решительность и настойчивость, умение брать на себя ответственность и идти на риск.

5. Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

6. Искусство обрабатывать информацию – способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

Коммуникация – делаю общим, связываю, общаюсь. В русском языке понимается: общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их деятельности, осуществляется при помощи языка. Путь сообщения, связь одного места с другим.

7. Искусство принимать нестандартные управленческие решения – это способность находить решения проблем в условиях, когда альтернативные варианты действий, цели неясны, или сомнительны.

8. Искусство распределять ресурсы – способность выбирать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

9. Искусство самоанализа – способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

10. Умение находить гармоничное равновесие между социальными и хозяйственными целями.

2.1 Возникновение и развитие менеджмента. Хронология менеджмента

2.2 Менеджмент в России. Зарубежные школы бизнеса и менеджмент

2.3 Управление в командной и рыночной экономике

 

 

Практика управления уходит своими корнями далеко в историческое прошлое, ведь даже первобытные люди жили организованными группами.

Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет).

До нас дошли отрывочные разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления.

В Древней Греции Платон говорил о необходимости специализации производственных процессов. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, так говорил о том общем, что составляет основу их труда: «Главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний».

В Древнем Риме Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) советовал владельцу земли «посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано, и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнено». Советовалось также дать управляющему план работ на год.

Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469-1527 гг.). Он, в частности, говорил: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать способности и удержать их преданность».

Б. Карлоф в работе «Деловая стратегия» приводит материалы, свидетельствующие о том, что элементы современного менеджмента складывались в течение тысячелетий (см. таблицу 2.1.1).

Таблица 2.1.1 - Хронология науки об управлении

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
5000 до н.э. Шумеры Письменность; регистрация фактов
  Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля
  Египтяне Децентрализация в организации управления
  Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности
  Евреи Концепция организации, скалярный принцип
  Навуходоносор Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
  Сократ Формулировка принципа универсальности менеджмента
  Ксенофонт Признание менеджмента как особого вида искусства
  Катон Использование описаний работ
20 н.э. Иисус Христос Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения
  Газали Требования к менеджеру
  Маршалл, Логман Признание и обсуждение относительной важности менеджмента
  Джозеф Вартон Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента
  Фредерик У. Тейлор Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; функциональная организация, оценка себестоимости, исследование рабочего времени, определение научного менеджмента; упор на работу менеджера, исследования, стандарты, планирование, контроль
  Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, функции менеджмента, принципы менеджмента, признание необходимости преподавания менеджмента
  Моррис Л. Кук Различные области использования менеджмента
  Элтон Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
  Линделл Урвик Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента
  Норберт Винер Разработка системного анализа в теории информации
  Ромари Стюарт Альтернатива и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях
  Том Петерс Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации – как важному ресурсу развития бизнеса

Практика управления возникла-то давно, но вот наука управления, именно то, что мы называем «менеджмент», возникла недавно.

Как уже указывалось, практика управления организацией так же стара, как и сами организации. Исторически управление организациями из века в век становилось все более четким и сложным, а сами организации все более сильными и устойчивыми.

Первый вклад в развитие менеджмента, вероятно, сделали шумеры, которые около 7 тысяч лет назад (5000 г. до н.э.) начали письменно регистрировать факты. Второй шаг был совершен через тысячу лет (4000 г. до н.э.), когда египтяне признали необходимость планирования, организации и контроля. Следующий шаг совершен еще через тысячу лет, когда, опять-таки египтяне, признали необходимость «честной игры» и доверительных бесед – «облегчи свою душу». Еще через тысячу лет (2000 г. до н.э.) египтяне признали необходимость письменных запросов и использование рекомендаций «штаба» (создание самого штаба в современном смысле принадлежит Александру Македонскому). Через 200 лет после этого вавилонский царь Хаммурапи признал необходимым использование свидетелей, письменных документов для контроля, установил минимальную заработную плату, а также признал недопустимым перекладывание ответственности.

В 600 г. до н.э. царь Навуходоносор признал необходимым контролировать производство и стимулировать труд через зарплату.

Навуходоносор II, царь Вавилонии (605-562 гг. до н.э.) в 587 г. (по другим данным, 586 г.) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемые Вавилонская башня и висячие сады.

В 500 г. до н.э. Менциус провозгласил необходимость стандартов и систем; в это же время китайцы признали необходимой специализацию.

В 400 г. до н.э. Сократ высказал мысль об универсальности менеджмента, а древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (его основное сочинение «Греческая история» в 7 т.) определил менеджмент как особый вид искусства. В это же время по указанию персидского царя Кира проводились исследования мотивации.

Изучением научных методов труда и рабочего ритма впервые занялись греки в 350 г. до н.э.

Вкладом Иисуса Христа в менеджмент явилось признание единоначалия и анализ человеческих отношений (одно из них так называемое золотое правило: не делай другому то, чего ты не желаешь для себя).

Римскому императору Диоклетиану (внедрившему в 3 в. неограниченную императорскую власть в Риме) принадлежит идея делегирования полномочий. Делегирование – передача задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность.

В 900г. Альфараби, которого уважительно называли Вторым (Первый – Аристотель) сформулировал требования к руководителю, а персидский философ Газали в 1100 г. сформулировал требования к менеджеру.

В 1340 г. генуэзец, математик Пачоли предложил двойную бухгалтерию. В 1395 г. ди Марко предложил учитывать издержки производства. В 1410 г. братья Сорансо предложили использовать журналы доходов и гроссбухи.

Следующий шаг в развитии менеджмента сделали венецианцы в 1436 г. С этого времени для контроля стали использоваться чеки, присваиваться инвентаризационные номера, контролироваться товарные запасы и себестоимость; тогда же начал использоваться метод конвейера.

В 1525 г. Н. Макиавелли определил качества руководителя. В это же время признана необходимость целеустремленности в организации.

В 1800 г. англичане Джеймс Уатт (создатель паровой машины) и Маттеус Бултон применили стимулирование заработной платой, ввели рождественские праздники для служащих, рождественские премии.

Появление научного менеджмента относится к 1900 г. и связано с именами американцев Дж. Вартона и Ф. Тейлора.

Один из последних шагов в теории менеджмента сделал в 1985 г. Т. Петерс. Его заслугой является то, что он предложил относиться к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса.

Научный менеджмент появился в конце XIX начале XX века, когда американец Джозеф Вартон разработал его первый систематический курс для преподавания в колледже. Но широкое признание менеджмент получил лишь в 1911 г. в связи с публикацией Фредериком Тейлором (1856-1915 гг.) книги «Принципы научного управления» и организацией Х. Персоном первой научной конференции по менеджменту. Системой Тейлора так называемой «научной системой выжимания пота» восторгался Ленин.

Хотя именно благодаря усилиям Ф. Тейлора менеджмент получил всеобщее признание, отцом менеджмента считается все же не Ф. Тейлор, а Генри (Анри) Файоль, создавший первую целостную теорию управления и сформулировавший его основополагающие принципы и функции. Именно он поставил в 1916 г. вопрос о преподавании курса менеджмента в учебных заведениях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль менеджмента, его задачи и эффективность | Менеджмент в России. Зарубежные школы бизнеса и менеджмент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.