КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система отсчета. Траектория, длина пути, вектор перемещения
Механика и ее структура. Модели в механике. Механика — это часть физики, которая изучает закономерности механического движения и причины, вызывающие или изменяющие это движение. Механическое движение — это изменение взаимного расположения тел или их частей в пространстве с течением времени. Обычно под механикой понимают классическую механику, в которой рассматриваются движения макроскопических тел, совершающиеся со скоростями, во много раз меньшими скорости света в вакууме. Законы движения тел со скоростями, сравнимыми со скоростью света в вакууме, изучаются релятивистской механикой. Квантовая механика изучает законы движения атомов и элементарных частиц.
Разделы механики: Кинематика — изучает движение тел, не рассматривая причины, которые это движение обуславливают. Динамика — изучает законы движения тел и причины, которые вызывают или изменяют это движение. Статика — изучает законы равновесия системы тел. Механика для описания движения тел в зависимости от условий конкретных задач использует разные упрощенные физические модели: • Материальная точка — тело, форма и размеры которого несущественны в условиях данной задачи. • Абсолютно твердое тело — тело, деформацией которого в условиях данной задачи можно пренебречь и расстояние между любыми двумя точками этого тела остается постоянным. • Абсолютно упругое тело — тело, деформация которого подчиняется закону Гука, а после прекращения внешнего силового воздействия такое тело полностью восстанавливает свои первоначальные размеры и форму. • Абсолютно неупругое тело — тело, полностью сохраняющее деформированное состояние после прекращения действия внешних сил. Любое движение твердого тела можно представить как комбинацию поступательного и вращательного движений. Поступательное движение — это движение, при котором любая прямая, жестко связанная с телом, остается параллельной своему первоначальному положению. Вращательное движение — это движение, при котором все точки тела движутся по окружностям, центры которых лежат на одной и той же прямой, называемой осью вращения. Движение тел происходит в пространстве и во времени. Поэтому для описания движения материальной точки надо знать, в каких местах пространства эта точка находилась и в какие моменты времени она проходила то или иное положение. Тело отсчета — произвольно выбранное тело, относительно которого определяется положение остальных тел. Система отсчета — совокупность системы координат и часов, связанных с телом отсчета. Наиболее употребительная система координат — декартовая — ортонормированный базис которой образован тремя единичными по модулю и взаимно ортогональными векторами проведенными из начала координат. Положение произвольной точки М характеризуется радиусом-вектором , соединяющим начало координат О с точкой М.
= х×+ у×+ z ×, | | = r =
Движение материальной точки полностью определено, если декартовы координаты материальной точки заданы в зависимости от времени:
x = x(t) y = y(t) z = z(t)
Эти уравнения называются кинематическими уравнениями движения точки. Они эквивалентны одному векторному уравнению движения точки: = (t). Линия, описываемая движущейся материальной точкой (или телом) относительно выбранной системы отсчета называется траекторией. Уравнение траектории можно получить, исключив параметр t из кинематических уравнений. В зависимости от формы траектории движение может быть прямолинейным или криволинейным. Длиной пути точки называется сумма длин всех участков траектории, пройденных этой точкой за рассматриваемый промежуток времени D s = D s(t). Длина пути — скалярная функция времени. Вектор перемещения D = - — вектор, проведенный из начального положения движущейся точки в положение ее в данный момент времени (приращение радиуса-вектора точки за рассматриваемый промежуток времени).
D = - = (t) - (t0) = D x×+ D y×+ D z× В пределе D t ® 0 длина пути по хорде D s и длина хорды D r = |D| будут все меньше отличаться: ds = |d | = dr. 3.Скорость Скорость — это векторная величина, которая определяет как быстроту движения, так и его направление в данный момент времени. Вектором средней скорости за интервал времени D t; называется отношение приращения Dрадиуса-вектора точки к промежутку времени D t
Направление вектора средней скорости совпадает с направлением D. Единица скорости — м/с. Мгновенная скорость — векторная величина, равная первой производной по времени от радиуса-вектора рассматриваемой точки:
Вектор мгновенной скорости направлен по касательной к траектории в сторону движения. Модуль мгновенной скорости (скалярная величина) равен первой производной пути по времени.
(Отсюда: ds = u dt.)
При неравномерном движении модуль мгновенной скорости с течением времени изменяется. Поэтому можно ввести скалярную величину á u ñ — среднюю скорость неравномерного движения (другое название — средняя путевая скорость). á u ñ = Длина пути s, пройденного точкой за промежуток времени от t1 до t2, задается интегралом:
При прямолинейном движении точки направление вектора скорости сохраняется неизменным. Движение точки называется равномерным, если модуль ее скорости не изменяется с течением времени (u = сопst), для него
s = u × D t
Если модуль скорости увеличивается с течением времени, то движение называется ускоренным, если же он убывает с течением времени, то движение называется замедленным.
4.Ускорение. Ускорение — это векторная величина, характеризующая быстроту изменения скорости по модулю и направлению. Среднее ускорение в интервале времени D t — векторная величина, равная отношению изменения скорости D к интервалу времени D t:
Мгновенное ускорение материальной точки — векторная величина, равная первой производной по времени скорости рассматриваемой точки (второй производной по времени от радиуса-вектора этой же точки):
Единица ускорения — м/с2. В общем случае плоского криволинейного движения вектор ускорения удобно представить в виде суммы двух проекций: Тангенциальное ускорение характеризует быстроту изменения скорости по модулю (рис.(А)), его величина:
Нормальное (центростремительное) ускорение направлено по нормали к траектории к центру кривизны О и характеризует быстроту изменения направления вектора скорости точки. Величина нормального ускорения ап связана со скоростью u движения по кругу и величиной радиуса R (рис.(В)). Пусть |u 1 | = | u 2| = u. Тогда для α ® 0: D uп = u sin α» u × α, D s = u × D t» R × α Þ α» (u × D t)/R отсюда:
Þ Þ
Величина полного ускорения (рис.(С)): а =. Виды движения: 1) = 0, = 0 — прямолинейное равномерное движение: = 0.
2) = а = сопst, = 0 — прямолинейное равнопеременное (равноускоренное) движение. Если t0 = 0, то
; ;
3) аt = 0, ап = сопst = — равномерное движение по окружности.
4) ¹ 0, ¹ 0 — криволинейное равнопеременное движение.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |