КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В национальной экономике – 2 часа
Тема 1. Сущность и значение внешнеэкономических связей 1. Сущность и значение внешнеэкономических связей в современных условиях. 2. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия в современных условиях. 3. Место Республики Беларусь в современных мирохозяйственных связях. 4. Сущность, структура и значение внешнеторгового платежного баланса. 5. Проблемы присоединения РБ к Всемирной торговой организации. 1). Происходящие процессы в Республике Беларусь способствуют появлению на рынке большого числа предприятий различных форм собственности, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Выстоять в условиях конкуренции смогут наиболее эффективно действующие предприятия, способные быстро адаптироваться к изменениям окружающей экономической среды. В современных условиях происходит развитие рынка, которое обусловливает необходимость расширения и углубления внешнеэкономических связей. Значение внешних связей проявляется в получении экономического эффекта в виде разницы между национальной и мировой ценами (эффект экспорта), а также за счет экономии внутренних затрат вследствие того, что ряд видов продукции выгоднее, дешевле купить за рубежом, чем производить в стране (эффект импорта). Тем самым развитие международного обмена способствует повышению эффективности производства, рационализации общественных производительных сил. Внешнеэкономические связи – совокупность различных форм экономических отношений определенной страны с зарубежными странами с целью рациональной организации общественного производства. К основным формам внешнеэкономической деятельности относятся: экспорт и импорт товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности; международная кооперация; совместное предпринимательство и иная хозяйственную деятельность с участием иностранных юридических лиц на территории данной страны и ее организаций за рубежом; международное передвижение рабочей силы, иностранных и отечественных инвестиций; международный туризм, внешнеэкономические транспортные, страховые, расчетные, кредитные и иные хозяйственные операции, а также другие экономические отношения, возникающие в сфере международного общения, в том числе не имеющие возмездного характера. Характер внешнеэкономических связей принципиально определяет стратегию внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования от первичных звеньев до отраслевых министерств и ведомств. Сфера внешнеэкономических связей любого государства – это наиболее чувствительная область как его общей, так и экономической политики, и в целом деятельности в сфере международных отношений. Здесь в наиболее завершенных формах проявляются и позитивные и негативные элементы внутреннего состояния общества, его социально экономические и политические ориентиры, культурные ценности. Очевидно и то, что чем более развиваются экономические связи, тем в большей мере укрепляются сами основы международного сотрудничества всех стран и во всех сферах: экономической, политической, культурной, военной, экологической и т.д. Интенсификация внешнеэкономических связей, с другой стороны, усиливает фактор взаимозависимости стран. Таким образом, внешнеэкономические связи соединяют общеполитический, глобальный аспект c одной стороны, и национальный, народнохозяйственный, с другой. Экономический прогресс Беларуси во многом зависит от внешнеэкономических связей: объёмы валютных поступлений определяют ход структурной перестройки экономики, реализации инвестиционных программ, энергетическую безопасность страны.
2). Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия в современных условиях требует дополнительного исследования и приобретает особую актуальность. Стратегия экономического возрождения республики напрямую связана с развитием внешнеторговой деятельности, в частности экспортного потенциала, являющегося основным источником валютных поступлений, необходимых для структурной перестройки национального хозяйства, покрытия импортных закупок и обеспечения обслуживания внешнего долга страны. В современных условиях многие предприятия самостоятельно выходят на внешний рынок, не всегда обладая для этого конкурентоспособным товаром, необходимой информацией, наличием соответствующих высококвалифицированных кадров в области внешнеэкономической деятельности. При этом управление внешнеэкономической деятельностью большинства из них является не эффективным. В современных условиях предприятие является основным звеном внешнеэкономического комплекса страны. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на крупных предприятиях осуществляется посредством создания отдела внешнеэкономических связей (ОВЭС), который при осуществлении своей хозяйственной деятельности взаимодействует с отделами сбыта, АСУ, маркетинга, снабжения, планово-экономическим, бухгалтерией и др. При этом основная работа по организации внешнеэкономической деятельности осуществляется работниками ОВЭС, остальные отделы обеспечивают лишь решение определенных задач, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Вместе с тем на большинстве отечественных предприятий как таковой отдел внешнеэкономических связей отсутствует, а его функции возлагаются на один из других отделов: сбыта, маркетинга, планово-экономический, торговый и т.д. Организация внешнеэкономических операций на предприятии включает в себя следующие этапы: изучение конъюнктуры внешнего рынка экспортером и импортером по интересующему их виду товара; выбор форм и методов работы на рынке; планирование внешнеторговой операции; проведение рекламной компании; подготовка и заключение внешнеторгового контракта; исполнение контрактных обязательств и контроль за их исполнением. Организация и техника внешнеэкономических операций требует высокого профессионализма, соблюдения деловой этики, умения вести переговоры с партнером, знания международных экономических законов и мировой практики внешней торговли. Предмет и цели управления внешнеэкономической деятельностью предприятия включает в себя следующие элементы: - выполнение утвержденных планов экспорта и импорта, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемых (реализуемых) товаров и услуг, повышение эффективности осуществляемых операций; - развитие экспорта товаров и услуг, улучшение его структуры, совершенствование номенклатуры товаров, организация технического обслуживания экспортируемой продукции за рубежом, - разработка требований к качеству и техническому уровню импортируемых товаров и услуг; - осуществление деятельности по изучению конъюнктуры мирового рынка, определению наилучших условий экспорта товаров и услуг; - организацию научно-технического и производственного сотрудничества с зарубежными странами с целью практического использования новейших достижений зарубежной науки и техники, передового производственного опыта. Управленческая деятельность направлена на выполнение с минимальными затратами экспортно-импортных операций, развитие экспорта и улучшение его структуры, содействие предприятию в переоснащении производства, укреплении его экспортной базы, а также развитии новых форм внешних связей. Причины неустойчивости внешнеэкономической деятельности предприятий заключаются, как правило, в недостаточном соблюдении условий ее обеспечения. Совершенствование организации управления внешнеэкономической деятельностью на современном этапе является залогом устойчивого функционирования отдельных предприятий, а также насущным условием стабилизации и развития национальной экономики.
3). Со времени возникновения рыночных отношений в Беларуси и по сей день участие во внешнеэкономической деятельности само по себе воспринимается как символ преуспевания в бизнесе. С другой стороны, вовлеченные в ВЭД субъекты хозяйствования, сталкиваются с дополнительными трудностями правового и организационного свойства. Характерной особенностью современного этапа развития внешнеэкономических связей является то, что он начался в сложных социально-экономических условиях, в которых республика оказалась после распада СССР и которые были связаны с разрывом сложившихся межреспубликанских хозяйственных связей, сужением внутреннего и внешнего рынков, возникновением неплатежей между странами СНГ. Глубокий экономический кризис, финансово-кредитная нестабильность, значительная энергетическая и сырьевая зависимость потребовали принятия решительных шагов, нестандартных подходов к устранению этих негативных тенденций. В республике начала проводиться активная работа по созданию и совершенствованию законодательной базы внешнеэкономических связей, практической отладке их правового механизма. Наряду с существующими международными актами и многосторонними, региональными и двухсторонними договорами, регулирующими экономические отношения между странами, высшим законодательным органом страны были приняты специальные законы: об основах внешнеэкономической деятельности, иностранных инвестициях, о внешней трудовой миграции, таможенном тарифе, свободных экономических зонах, об экспортном контроле, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и др. В настоящее время более 110 стран признали Беларусь независимым государством, а более 90 подписали протоколы о дипломатических отношениях. Заключено свыше 700 двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений о торговле и экономическом сотрудничестве. В республике открыто 25 иностранных представительств, аккредитовано свыше 300 представительств иностранных фирм. Более чем в двадцати странах работают советники и сотрудники посольств Беларуси по торгово-экономическим вопросам. Немаловажным фактором явилось принятие Республики Беларусь в 1992 г. в состав таких международных организаций, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство (МИГА), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Беларусь получила выход на международные ярмарки, выставки, симпозиумы, конференции. В товарной структуре белорусского экспорта преобладают поставки транспортных средств, машин и оборудования и механизмов, минеральных продуктов, продукции пищевой промышленности. В структуре импорта преобладают поставки энергоресурсов (нефть, газ, энергоресурсы), машин и оборудования и механизмов, продукции пищевой промышленности. При этом основным партнером РБ, как при экспорте, так и импорте является Российская Федерация. Из остальных партнеров РБ следует отметить Украину, другие страны СНГ, Германию, Польшу и т.д. Следует отметить, что, несмотря на определенный прогресс в области международной интеграции и сотрудничества, в Республике Беларусь имеется ряд проблем и неблагоприятных факторов, препятствующих еще более значительному развитию внешнеэкономических связей. К ним можно отнести: - недостатки нормативно-правовой базы; регламентирующей внешнеэкономические связи; - отсутствие четкой стратегии развития ВЭС; - стихийность развития внешней торговли; - определенный финансовый кризис, в котором пребывает национальная экономика; - недостаточное количество высококвалифицированных кадров, имеющих опыт управления ВЭД; - невысокие доходы населения; - отсутствие четкой системы управления внешнеэкономической деятельностью на большинстве отечественных предприятий и др.
4). Платежный баланс – это соотношение суммы платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы за определенный период времени. Он активен, если валютные поступления превышают платежи, и пассивен, если платежи превышают поступления. Основой платежного баланса является группировка всех видов сделок, результаты которых связаны с ростом потребностей в товарах или услугах (отток валюты из страны) или с поступлением иностранной валюты за счет экспорта (приток ее в страну). В счетах платежного баланса страны ведется учет платежей другим странам, так и поступлений, получаемых ею от них. Любая сделка, приводящая к платежу другой стране, вносится в платежный баланс с отрицательным знаком. Любая сделка, приводящая к получению платежей от другой страны, вносится в платежный баланс с положительным знаком. Группировка сделок страны определяет структуру платежного баланса. Можно выделить в нем следующие основные разделы: 1. Торговый баланс отражает результат экспорта и импорта. Торговое сальдо во многом определяет общий итог платежного баланса, однако отрицательное сальдо не обязательно означает общий дефицит. 2. Баланс услуг отражает результат сделок экспорта и импорта услуг. Значение этого раздела ограничено. 3. Баланс трансфертов отражает итоги сделок по односторонним переводам или трансфертам. Он в некоторой степени характеризует место страны в международных расчетах (объем импорта в страну безвозмездной помощи). 4. Баланс по текущим операциям (текущий счет) отражает сумму торгового баланса, баланса услуг и трансфертов. Данный показатель дает достаточно полный объем информации относительно экономического положения страны. Положительное сальдо свидетельствует, что страна продает произведенные ею товары и услуги другим странам в большем объеме, чем покупает, а это говорит о наличии инвестиционного потенциала (избытка средств). Дефицит же отражает увеличение задолженности страны другим странам, т. е. отток средств. 5. Баланс движения капиталов – это сумма сделок по краткосрочным и долгосрочным займам и инвестициям. Он показывает, какую роль играет страна на международном рынке капиталов, где она может выступать в качестве заемщика (импортера капитала) или в качестве кредитора (экспортера капитала). 6. Статья «ошибки и пропуски» – это строка, которая показывает неучтенное движение краткосрочного капитала или другие незафиксированные виды сделок. Она используется для «приведения к нулю» разницы между активами и пассивами. 7. Баланс официальных расчетов представляет собой итоговое сальдо по основным разделам платежного баланса (п. 4, 5, 6). 8. Балансирующие статьи включают государственные официальные резервы (запасы золота, иностранной валюты), резервные квоты МВФ и прочие. 9. Платежный баланс представляет сумму баланса официальных расчетов и балансирующих статей, и сводится к нулю. Роль государственных резервов выражается в поддержании курса национальной валюты; обеспечении кредитоспособности нации; страховании от неожиданных потерь при стихийных бедствиях. Увеличение золотовалютных резервов положительно влияет на международный престиж страны, свидетельствуя об устойчивости и надежности ее экономического положения. Однако рост резервов не всегда является положительным явлением, так как страна получает в свое распоряжение «мертвый капитал», потребность в котором может и не возникнуть. Поскольку итоговые показатели основных и балансирующих статей взаимно погашают друг друга, то формально платежный баланс уравновешен. Если платежи превышают поступления по основным статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |