КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельности
Тема 9. Оценка экономической эффективности внешнеэкономической 1. Сущность и критерии экономической эффективности внешнеторговой деятельности. 2. Показатели оценки эффективности ВЭД на уровне государства. 3. Информационное обеспечение анализа эффективности ВЭД. 4. Показатели оценки эффективности ВЭД на уровне предприятия.
1). Экономическая эффективность внешнеторговой деятельности представляет собой соотношение результатов межстранового сотрудничества и затрат, связанных с участием в этом процессе. Любая экономическая система для повышения производительности, эффективности использования имеющихся ресурсов и увеличения объема производства, стремится специализироваться на производстве и реализации тех видов товаров, затраты на которые являются наименьшими. Отдельные предприятия могут выиграть за счет специализации на тех товарах, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, таковыми во многом являются конкурентоспособные товары, поступающие на экспорт. При этом в качестве критерия экономической эффективности внешнеторговой деятельности может выступать экономия затрат по осуществлению экспорта и импорта, которая является также и одним из результатов внешнеторговой деятельности. Конкретный расчет показателей эффективности будет зависеть от вида операции на внешнем рынке, ее целей, условий и других особенностей конкретной сделки. Следует обратить внимание на то, что при расчете показателей, характеризующих эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия, важно соблюдать следующие принципы: · наиболее полного учета всех составляющих затрат и результата. Неполный учет затрат и полученных результатов может исказить выводы об оценке эффективности; · сопоставимости информации при сравнении с базовым вариантом. 2). В условиях децентрализации внешнеэкономической деятельности сбор и обработка такого объема информации становится крайне затруднительной. Отсутствие необходимой информации привело к тому, что на практике для оценки эффективности внешнеторговых связей используются самые разные показатели в самых разнообразных сочетаниях. При этом отсутствует единый подход к методике их расчета и последовательности анализа. Все используемые для этих целей показателиможно сгруппировать следующим образом: 1. Показатели, характеризующие степень открытости национальной экономики и роль внешнеэкономического фактора. К ним относят: экспортную, импортную и внешнеторговую квоты, долю импорта в объеме национального потребления, показатели уровня международной специализации (доля страны в мировом товарообороте в целом и по отдельным товарным группам, коэффициент относительной экспортной специализации, коэффициент диверсификации, экспортная квота в производстве отрасли, импортная квота в потреблении отрасли). Эти показатели используются для оценки внешнеэкономической деятельности преимущественно на национальном уровне. 2. Показатели масштабов, уровня развития и сбалансированности внешнеторговой деятельности. К ним относят: экспортный, импортный и внешнеторговый обороты, внешнеторговое сальдо, удельные веса отдельных товарных групп в структуре экспорта (импорта), индекс условий торговли, коэффициенты покрытия импорта экспортом и сбалансированности внешнеторговых связей. 3. Показатели эффективности внешней торговли. К ним относят: сводный показатель бюджетной эффективности внешней торговли, показатели абсолютной и валютной эффективности экспорта (импорта), эффективность производства экспорта (потребления импорта), показатели рентабельности внешнеторговых операций.
3). Министерством статистики и анализа Республики Беларусь утверждены следующие формы статистической отчетности: - ф. 1-ВЭС «Отчет о деятельности предприятия с иностранными инвестициями»; - ф. 2-ВЭС «Отчет об экспорте (импорте) товаров по государствам-членам Таможенного Союза (Республика Беларусь и Российская Федерация)»; - ф. 3-ВЭС «Отчет об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности»; - ф. 1-ИВ «Отчет о движении средств в иностранной валюте»; - ф. 1-кож «Отчет о поставке кожевенного сырья кожевенным предприятиям и кожевенных товаров обувным предприятиям»; - ф. 1-СЭЗ «Отчет о деятельности резидента свободной экономической зоны». При этом большинство из них не являются обязательными, а предприятия их заполняют по своему усмотрению.
4). В качестве основного оценочного показателя уровня развития внешнеторговых связей предлагается использовать коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности (К Б). где С – внешнеторговое сальдо, тыс. руб. или тыс. долл. США; Э – экспорт продукции, тыс. руб. или тыс. долл. США; И – импорт продукции, тыс. руб. или тыс. долл. США. При расчете коэффициента сбалансированности внешнеторговой деятельности можно использовать показатели экспорта, импорта, внешнеторгового оборота и внешнеторгового сальдо, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Показатели в натуральном выражении можно использовать при расчете сбалансированности внешнеторговой деятельности по отдельным товарным группам. Величина данного коэффициента сбалансированности колеблется в пределах от минус 1 до плюс 1. При этом коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности зависит всего лишь от двух факторов – экспорта и импорта, при их равенстве достигается максимальная сбалансированность внешнеторговой деятельности и коэффициент равен нулю. Вместе с тем в данном случае предприятие фактически не получит валютных средств, полностью используя полученные средства от экспорта для обеспечения импорта. При значениях коэффициента сбалансированности внешнеторговой деятельности близких к минус 1 и плюс 1, можно говорить об односторонних внешнеторговых отношениях. Каждый торговый партнер (страна, предприятие) оказывает определенное влияние на уровень развития внешнеторговых связей данного предприятия, оценку влияния каждого торгового партнера на сбалансированность внешнеторговой деятельности предприятия можно рассчитать при помощи следующего показателя: С помощью данного коэффициента сбалансированности можно анализировать развитие внешнеторговых отношений предприятия по годам, как в разрезе отдельных торговых партнеров (стран), так и отдельных товарных групп, поскольку вызванная инфляцией несопоставимость цен практически не оказывает влияния на результат оценки величин, полученных с помощью этого показателя. Достаточно актуальным представляется расчет таких показателей, как экспортная, импортная и внешнеторговая квоты. Данные показатели характеризуют долю внешней торговли в общем объеме производства и реализации. где К Э – экспортная квота или удельный вес экспорта в общем объеме реализованной продукции, %. где К И – импортная квота или удельный вес импорта в общем объеме реализованной продукции, %. где К ВТО – внешнеторговая квота или удельный вес внешнеторгового оборота в общем объеме реализованной продукции, %. Показатель внешнеторговой квоты теоретически может быть больше 100%, то есть сумма внешнеторгового оборота будет превышать сумму выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за счет импорта материалов и сырья для производства продукции и значительного объема экспорта). В современных условиях предприятия недостаточно широко применяют имеющиеся научные методы оценки эффективности своей внешнеторговой деятельности, либо, ограничиваются расчетом объемов экспорта, импорта, внешнеторгового оборота и их динамики, либо не осуществляют анализа своей внешнеторговой деятельности.
Тема 10. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь. 1. Сущность и значение иностранных инвестиций. 2. Совместные и иностранные организации, основные элементы их характеризующие. 3. Налоговые и таможенные льготы, предоставляемые организациям с иностранными инвестициями.
1). Инвестиции – любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Инвестиционная деятельность – действия юридического лица или физического лица, или государства по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата. Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются: - иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов; - международные организации; - иностранные юридические лица; - иностранные граждане; - физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь. Объектами инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах: - создание юридического лица; - приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных средств. Инвестиционная деятельность юридических и физических лиц Республики Беларусь при направлении ими инвестиций на территорию иностранных государств может осуществляться в следующих формах: - создание юридических лиц, в том числе банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с участием инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также филиалов (представительств) банков Республики Беларусь; - приобретение имущества или имущественных прав, а именно: недвижимости; доли в уставном фонде юридических лиц иностранных государств; ценных бумаг; в любых других формах, не противоречащих законодательству иностранных государств и соответствующих международным договорам Республики Беларусь.
2). Под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции. Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь. Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100%. Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации. Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем ее учреждения или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций или приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом или его части. Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах и страховых, перестраховочных организаций, осуществляется уполномоченным государственным органом. Государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах и страховых, перестраховочных организаций регулируется иными законодательными актами Республики Беларусь.
3). Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы осуществляют налоговые и таможенные платежи в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. При этом пользуются всеми льготами по налоговым и таможенным платежам, установленными законодательными актами Республики Беларусь для юридических лиц. Кроме этого: 1. Освобождается от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год, прибыль коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых составляет более 30%, полученная от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности. В случае, если коммерческие организации с иностранными инвестициями производят особо важную для республики, в отношении таких организаций действуют еще на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50%. 2. Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами при условии, что эти товары: - относятся к основным производственным фондам; - не являются подакцизными; - ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями. В случае внедрения иностранным инвестором в ходе реализации инвестиционного проекта новых и высоких технологий ему могут быть предоставлены следующие налоговые, таможенные и иные льготы: - освобождение сроком на 5 лет продукции и услуг, производимых с применением новых и высоких технологий, от налогов и таможенных пошлин, а также прибыли предприятий от взимания налогов с момента ее объявления (для высокотехнологичных предприятий); - снижение ставок налогов на прибыль и на добавленную стоимость; - освобождение продукции, изготовленной с применением новых и высоких технологий, от обложения акцизами либо снижения их ставок; - освобождение продукции собственного производства на период окупаемости капитальных вложений от обложения экспортными таможенными пошлинами либо снижения их ставок; - освобождение ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь сырья, полуфабрикатов и оборудования, необходимых для выпуска продукции собственного производства, от обложения таможенными пошлинами либо снижения их ставок; - предоставление налоговых льгот банкам и другим финансовым организациям, обеспечивающим кредитование, страхование и перестрахование предприятий, внедряющих в производство новые и высокие технологии или осуществляющих на их основе выпуск конкурентоспособной продукции. Налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь для коммерческих организаций с иностранными инвестициями могут устанавливаться также и иные льготы по налоговым и таможенным платежам. В случае ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями в период ее освобождения от уплаты налогов или в течение трех лет после истечения срока освобождения от уплаты налогов эта коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана уплатить налоги за тот период, в течение которого она была освобождена от налогов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |