КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Свободные экономические зоны, их роль в развитии национальной экономики
1. Подходы к определению сущности свободных экономических зон. 2. Основные виды свободных экономических зон. 3. Основные цели и задачи создания свободных экономических зон. 4. Функционирование свободных экономических зон в Республике Беларусь. 1). Образование свободных экономических зон является одним из факторов, способствующих ускорению процесса включения отдельных территорий в международное разделение труда, так как они создают особые условия для интенсивного развития свободного предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. В последнее время дискутируется определение сущности свободных экономических зон с учетом мирового опыта и национальной специфики. Часто допускается равнозначное употребление таких понятий как «область перспективного развития», «зона свободного предпринимательства» и др. В экономической литературе встречаются различные формулировки СЭЗ с одной стороны, как системы экономических взаимоотношений резидентов между собой в рамках СЭЗ, с государственными структурами, а также с нерезидентами за пределами СЭЗ; а с другой – экономического формирования со своей специфической организационной структурой. Ряд отечественных и зарубежных ученых вместо свободной экономической зоны используют термин «специальная экономическая зона». Основным признаком любой свободной экономической зоны является ограничение территории, то есть территория СЭЗ отделена от остальной части страны таможенной границей. Согласно белорусскому законодательству свободной экономической зоной является часть территории Республики Беларусь, с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской, финансовой и иной хозяйственной деятельности. На наш взгляд, свободная экономическая зона – это часть экономического пространства государства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях, которая создается для достижения определенных целей, способствующих развитию отдельного предприятия, региона и экономики страны в целом.
2). В мировой практике существует широкое разнообразие типов СЭЗ. Насчитывается около тридцати видов свободных зон. Классификация СЭЗ отражает не только все возможные виды СЭЗ и направления их деятельности, но также в определенной степени характеризует эволюцию их становления, развития и функционирования. Классифицируют свободные экономические зоны по следующим признакам: по степени специализации, по виду деятельности, по способу оформления границ, в зависимости от цели создания. В зависимости от степени специализации выделяют узкоспециализированные (выполняют коммерческо-торговые, промышленно-торговые, научно-технологические функции) и многофункциональные комплексные зоны (сочетание торговых, производственных и научно-исследовательских функций). В зависимости от вида деятельности выделяют торгово-складские, экспортно-производственные, научно-технологические, туристические, страховые, банковские, оффшорные зоны и свободные порты. В зависимости от способа оформления границ выделяют анклавные (замкнутые) и интеграционные (открытые) зоны. В зависимости от цели создания выделяют экономические, социальные и научно-технические. В последнее время получили распространение такие специфические образования, как таможенный союз, общий рынок и полный экономический союз, которые имеют много общего со свободными экономическими зонами. Таможенный союз предполагает упразднение всех ограничений в торговле товарами и услугами между странами-участниками. К ним можно отнести таможенный союз между странами СНГ. Общий рынок является своего рода более развитой международной СЭЗ, на нем помимо свободного передвижения товаров внутри группировки, свободно перемещаются факторы производства (капитал, рабочая сила). Полный экономический союз представляет собой группу суверенных государств, в которых унифицирована экономическая политика (денежная, налоговая, социальная) в отношении торговли, движения рабочей силы, перелива капитала.
3). Важным отличительным фактором при создании свободных экономических зон являются различные преимущества и льготы, которые получают резиденты. Выделяют четыре основные группы льгот: внешнеторговые; налоговые; финансовые; административные льготы. Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Однако льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Создание свободных экономических зон преследует решение таких стратегических задач для развития экономики страны, как: - интеграция в мировое хозяйство; более глубокое включение страны в процесс развития международного разделения труда в различных областях; - совершенствование отраслевой структуры производства на отдельных предприятиях; - ускорение социально-экономического развития отдельных областей или предприятий; - оперативное внедрение в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений; - насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами производственного и потребительского назначения; - развитие экспортной базы и увеличение валютных поступлений в страну; внедрение новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мирового рынка; - практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса. Следует отметить, что основной целью создания свободных экономических зон в Республике Беларусь является привлечение иностранных инвестиций, которые в значительной степени стимулируют промышленное производство и экспорт производимой продукции. При этом происходит: - совершенствование отраслевой структуры производства; - внедрение в производство научно-технических разработок и изобретений; - насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами производственного и потребительского назначения; - развитие экспортной базы; - увеличение валютных поступлений; - более глубокое включение страны в процесс развития международного разделения труда и т.п.
4). Первая СЭЗ в Республике Беларусь начала функционировать в 1998 г.В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и функционируют шесть свободных экономических зон: СЭЗ "Брест", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Гомель-Ратон", СЭЗ "Витебск", СЭЗ "Могилев", СЭЗ "Гродноинвест". Регистрация резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ на конкурсной основе с учетом объема и характера инвестиций, необходимости создания производственной и социальной инфраструктуры и с условием обязательного размещения резидентов СЭЗ на территории СЭЗ. Резидент СЭЗ – зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, на которых распространяется специальный правовой режим СЭЗ, включающий особый порядок налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования. Действие специального правового режима имеет ограничения. Так, в СЭЗ "Брест" действие специального правового режима не распространяется на игорный бизнес, в СЭЗ "Минск", "Витебск" и "Гомель" – на торговую, торгово-закупочную деятельность и общественное питание, а в СЭЗ "Могилев" и СЭЗ "Гродноинвест" специальный правовой режим распространяется только на производство и реализацию экспортируемых продукции, товаров (работ, услуг), а также на производство и реализацию импортозамещающей продукции (работ, услуг) согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь. В свободных экономических зонах Республики Беларусь в рамках специального правового режима действует льготный порядок налогообложения, включающий в себя установленные законодательством Республики Беларусь льготы (общие) для всех организаций Республики Беларусь и дополнительные льготы и преференции для резидентов СЭЗ. Так, на организации-резидентов СЭЗ (за исключением их структурных подразделений, расположенных за пределами СЭЗ) распространяются следующие дополнительные налоговые льготы и преимущества. Организации-резиденты СЭЗ являются плательщиками ограниченного перечня налогов и неналоговых платежей, а именно: налога на прибыль и доходы, налога на добавленную стоимость, акцизов, экологического налога, подоходного налога с физических лиц, налога на землю (или арендной платы), взносов на государственное и социальное страхование, государственных пошлин и сборов. При этом ставки по налогу на прибыль уменьшены по сравнению с общеустановленными по республике (по СЭЗ "Могилев", "Гродноинвест" – 12%, по остальным СЭЗ – 15%). Прибыль, направленная резидентами СЭЗ (кроме СЭЗ «Брест») на инвестиции в Республике Беларусь, не подлежит налогообложению. Льгота, имеющая временные ограничения, а именно: прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления. Резиденты СЭЗ "Брест", поставляющие не менее семидесяти процентов своей продукции, произведенной в СЭЗ "Брест", на экспорт, в последующие после периода льготирования пять лет, уплачивают налог на прибыль в размере пятидесяти процентов от установленной для резидентов СЭЗ "Брест" ставки налога (т.е. в размере 7,5 %). Доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, полученные от резидентов СЭЗ "Витебск", "Могилев", "Гродноинвест" и "Брест" за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого, научного опыта, по дивидендам и долговым обязательствам, облагается налогом на доходы по пониженной ставке – 5%, если иное не предусмотрено международными налоговыми соглашениями. Не подлежат налогообложению в течение пяти лет с момента регистрации дивиденды, выплачиваемые резидентами СЭЗ "Брест". Резиденты СЭЗ "Могилев", "Гродноинвест" не уплачивают сборы и отчисления в целевые бюджетные фонды местных бюджетов и целевые внебюджетные фонды местных Советов депутатов. Ставка налога на доходы от реализации ценных бумаг резидентов СЭЗ "Могилев", "Гродноинвест" уменьшена на 50 процентов от общеустановленной ставки. Изучение накопленного опыта позволяет сделать вывод, что при создании СЭЗ в Республике Беларусь возникают некоторые проблемы, которые могут осложнить этот процесс и негативно сказаться на эффективности СЭЗ функционирования.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |