Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности региональных форм буддизма

Одним из первых центров буддизма за пределами Индии стал остров Цейлон – территория нынешнего государства Шри-Ланка. Уже в III в. до н. э. буддизм укрепляется на Цейлоне в качестве государственной религии. В Шри-Ланке возникает множество монастырей, вокруг которых формируются общины буддистов-мирян, и на основе их объединения возникает централизованная религиозная организация – сангха под руководством Сантараджи. Отстаивая принцип привилегированного положения буддизма в стране и возводя его в ранг государственной политики, представители различных сил внутри сангхи по-разному понимают ее призвание. Одни утверждают, что в задачи буддийской общины входят не поиски путей, а реставрация исторически проверенных и хорошо известных методов доколониального управления, другие рассматривают буддизм как неотъемлемую часть концепции сингальского национализма, третьи являются сторонниками “синкретических” ориентации и т. д.

Во II в. буддизм проник в Китай и широко распространился там. Просуществовав в Китае около двух тысячелетий и оказав огромное воздействие на китайскую культуру, он по ряду причин не стал господствующей религией, но занял прочное место в религиозной жизни, главную роль в которой играло конфуцианство. В Китае в VII в. возник чань-буддизм, сегодня чаще именуемый дзэн-буддизмом. Чань привил буддизму китайскую трезвость и рационализм: не пытаться достичь нирваны или стать буддой, а увидеть и понять Истину, которая вокруг тебя – в красоте природы, в радости труда и т. д.; научиться жить и радоваться жизни, но жить только для себя. Это учение существенно повлияло на развитие не только китайской, но и японской культуры, а также культур некоторых других стран Востока, а в XX в. – и Запада. Слово “чань” (японский вариант “дзен”) произошло от индийского “дхъяна” – сосредоточение, медитация. Чань-буддизм в какой-то мере созвучен даосизму. Их объединяет понимание главной цели религиозной жизни – освобождение как процесс внутреннего слияния человека с миром, вплоть до отказа от собственного “Я”. Формой осуществления такого слияния является недеяние, в котором, по мнению двух религиозно-философских учений, реализуется истинная природа человека.

Буддизм как мировая религия достиг наиболее завершенного облика в Тибете в ламаизме. Название этого особого направления в буддизме произошло от слова “лама” (монах или жрец). Тибетский далай-лама является и сегодня символом и высшей ценностью не только в глазах ламаистов, но и многих буддистов в разных странах мира. Ламаизм, основываясь на синтезе разных направлений буддизма, впитал в себя и влияние тантризма (от лат. – хитросплетения, сокровенный текст, магия). Истоки тантризма находятся в ведической религии. В основе его лежит идея единства космоса и тела, составляющего энергетическое начало всего сущего. Тантризм затронул не только индуизм, но и буддизм. Срединный путь, предложенный Буддой, заменяется в буддийской тантре “молниеносным путём”. Тантризм получает свое философское обоснование. Всякое тело – сосуд духа. Поэтому телесное блаженство, истолкованное и пережитое как духовный символ, ведет за собой духовное блаженство. Чем интенсивнее наслаждение, тем короче путь к духовному освобождению. Самое важное в тантризме – его мистико-магическая основа, проявляющаяся в медитации и магических обрядах, включая и сексуальную практику, ритуальное общение полов с целью приобрести энергию – шакти.

Вопросы для самоконтроля

1. Как возник буддизм?

2. Какую оценку дал буддизму С. Радхакришнан?

3. Что Вы можете рассказать об основателе буддизма?

4. Особенности буддизма, сближающие его с другими мировыми рели­гиями.

5. Основные идеи буддизма.

6. Назовите “четыре благородные истины” буддизма.

7. Какие Вы знаете направления буддизма?

8. Особенности региональных форм буддизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные идеи и направления буддизма | Возникновение ислама.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.