КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Список использованной и рекомендуемой литературы
Разделение христианских церквей. Внутрицерковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа. Ни один догмат христианства не появлялся сразу в законченном виде. Проходили столетия, прежде чем он складывался окончательно. Даже после того, как основные догматы были канонизированы, борь6а вокруг их содержания не прекратилась. Как до Никейского собора, так и после него между различными группами духовенства велись ожесточенные христологические споры. Борьба сконцентрировалась вокруг толкования трех основных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления. Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария, утверждавшего, что Бог-Сын не равен Богу-Отцу. Арианство наносило серьезный удар по важнейшему представлению о единстве Святой Троицы. Собор установил окончательное понимание этого догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где Сын – не часть Бога, а сам Бог со всеми качествами Отца и Духа Святого. На I Константинопольском вселенском соборе (381 г.) были преданы проклятию не только ариане, но и другие еретики: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, аполлинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа Богом. Они признавали его лишь как результат творения Бога и тем самым разрушали представление о триединстве. В начале V в. особо ожесточенная борьба в христианстве разгорелась вокруг догмата Боговоплощения. Некоторые представители духовенства, возглавляемые константинопольским патриархом Несторием, отвергали сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал Спасителем. Тем самым отвергалась божественная сущность Христа. Обоснованию и защите догмата Боговоплощения было уделено главное внимание на III Ефесском (431 г.) вселенском соборе, утвердившем шесть специальных правил в защиту этого догмата. В дальнейшем в христианстве разгорелась острая борьба за утверждение догматических правил. На IV Халкидонском (451 г.) вселенском соборе особое внимание было уделено обоснованию догматов искупления и Боговоплощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом Евтихием монофизиты отказывались признать во Христе наличие человеческих качеств, а стало быть, и возможность воплощения Бога в человека. Это подрывало веру в страдания Христа, в его смерть как искупительную жертву и воскресение. Собор утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен трактоваться и как совершенный Бог, и как совершенный человек. Одновременно император Маркиан издал законы, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат. В ceредине VI в. решился многовековой спор о том, как изображать Иисуса Христа. Правило 82 II Константинопольского вселенского собора (553 г.) обязывало изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в изображении Христа подчеркивалась высота его смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы. Бесчисленными раздорами сопровождалось утверждение христианского культа. В первых веках церковь категорически запрещала какое бы то ни было изображение божества. Церковный собор в Эльвире в начале IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть предметов почитания и поклонения. В конце этого века один из “отцов церкви” Евсевий считал использование икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в. выступили несториане и монофизиты. Были изданы правительственные распоряжения, запрещавшие использование икон. Спор между христианскими церквями о почитании святых разрешился только на II Никейском вселенском соборе (787 г.). Собор утвердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изображение священных лиц и событий, а также поклонение им. Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств и непосредственно связанных с ними обрядов. Автору “Откровения Иоанна Богослова” таинства не были известны. Только после разрыва с иудаизмом христианство приспособило к своему культу крещение, а позже евхаристию (причащение). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеосвящение, священство, брак, покаяние и сопутствующую ему исповедь. Но борьба за всеобщее признание христианской догматики и культа не прекращалась, приобретая в отдельные периоды крайне острые и драматические формы.
Христианство никогда не представляло собой единого течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. Но дело не ограничилось только разделением христианских церквей. Некоторые из них отказывались признавать решения вселенских соборов и утвержденную ими догматику. В середине V в. армянское духовенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонским собором и отказалось принять догмат Боговоплощения. Христос признавался только Богом, но не Богочеловеком. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое положение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства. Обособление армянской церкви явилось следствием общего стремления господствующих классов Армении освободиться от экономического и политического влияния Византии. Крупнейшим расколом христианства стало появление двух основных направлений – православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними. Между восточной и западной церквями начиная с V в. разгорелась ожесточенная борьба за ведущие позиции в христианском мире. Особенно обострились противоречия в период упадка Византии; когда над Византией нависла угроза нашествия персов, римский Папа Лев IX предъявил ей территориальные претензии. Получив отказ, Папа предал анафеме византийского патриарха Михаила Керуллария. В свою очередь, церковный собор Византии обвинил Папу в ереси. В 1054 г. между восточной и западной христианскими церквями произошел окончательный разрыв. Западная церковь стала называться римско-католической, что означало римская всемирная церковь, восточная — православной, т. е. всемирной, верной принципам ортодоксального христианства. Вопросы для самоконтроля 1. Условия возникновения и распространения христианства. 2. Охарактеризуйте идейных предшественников христианства. 3. Филон Александрийский и его личностное понимание Бога. 4. Сенека и его влияние на формирование и развитие христианства. 5. Что заимствовало христианство из иудейской религии? 6. В чем сущность споров о личности основателя христианства? 7. Почему историческая школа считает Иисуса Христа реальной личностью? 8. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. 9. Внутрицерковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа. 10. Причины разделения христианских церквей. 1. Амусин И. Д. Кумранская община. – М., 1983. 2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989. 3. Библия. Книги Ветхого и Нового Заветов. – М., 1980. 4. Гароджа В. И, Религиоведение. – М., 1995. 5. Донини А. У истоков христианства. – М., 1979. 6. Косидовский 3. Библейские сказания. – М.,1975. 7. Косидовский 3. Сказания евангелистов. – М., 1987. 8. Кубланов М. М. Новый Завет. Поиски и находки. – М., 1968. 9. Мень А. История религии. Вторая книга. Пути христианства. – М., 1997. 10. Мень А. Сын человеческий. – М.,1991. 11. Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. – М., 1995. 12. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. – М., 1994. 13. Радугин А. А. Введение в религиоведение. – М., 1996. 14. Ранович А. Б. О раннем христианстве. – М., 1959. 15. Ренан Э. Евангелия. Второе поколение христианства. – М., 1991. 16. Свенцицкая С. От общины к церкви. – М., 1984. 17. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977. 18. Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма. – М., 1979. 19. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-е изд. – Т. 19. 20. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-е изд. – Т. 22. 21. Энгельс Ф. Книга откровения // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-е изд. – Т. 21.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |