КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Властные отношения, общество, хозяйственная практика
Неправовые нормы СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ „| схоластический •«Дигесты^ —»- понятие права -<— д t Берман пишет, что юристы XI-XII веков систематизировали правовые нормы так, чтобы получилось «единое целое», «цельная система», совокупность права, или corpus juris. Но вряд ли здесь была сознательная установка на построение системы, система получалась сама собой, поскольку правовые нормы создавались исходя из христианского мировоззрения (единый Бог, творящий мир как целое) и идей концепирования, дававших возможность воплощать это мировоззрение в юридической практике. «Подводя итог, - пишет Берман, - можно сказать, что новый смысл права и новые виды права, которые возникли в Западной Европе на волне Папской революции, нужны были как средства для достижения следующих целей: 1) контроль центральной власти над разбросанным населением с разнообразными групповыми привязанностями; 2) поддержание отдельного корпоративного самосознания духовенства и добавление нового, юридического измерения к его классовому сознанию; 3) регулирование отношений между соперничающими церковными и светскими владениями; 4) возможность для светских властей целенаправленно и программно претворять в жизнь заявленную цель - обеспечить мир и справедливость в своей юрисдикции; 5) возможность для церкви целенаправленно и программно претворить в жизнь свою заявленную цель - переделать мир к лучшему»208. Теперь о средневековом понятии справедливости. Оно многое заимствует от античного понимания. И в Средние века справедливым в юридическом смысле является то, что соответствует закону и закрепляет и оправдывает властные отношения в обществе, а также способствует развитию хозяйственной и культурной деятельности. Но в данном случае добавляется новый важный смысл - справедливы такие отношения, которые примиряют сложившиеся социальные позиции, позволяют сосуществовать разным социальным субъектам (церкви, светским властям, городам, отдельным сообществам и пр.). Право, подчеркивает Берман, возникло в ответ на «потребность примирить бушующие конфликты внутри церкви, между церковью и светской властью, между разными светскими политиями и внутри них», нужно было «осознать легитимность каждого из противоречащих друг другу элементов (церковного и светского, королевского и феодального, феодального и городского, городского и цехового) и в то же время осознать структурное единство всего общества (Европы, Запада, западного христианства), частью которого они являлись, и найти настоящий синтез»209. Однако в Средние века постепенно формируется и принципиально новое понимание справедливости, основанное на христианском учении, причем это новое понимание отчасти входит в противоречие с первым. Дело в том, что в этот период существенно меняются представление о чистилище, покаянии и искуплении, которые начинают истолковываться в правовом ключе. Считалось, что до Страшного Суда христианская душа находится в чистилище, пока полностью не очистится страданием. Грехи человека в чистилище взвешиваются, а наказания назначаются соответственно тяжести каждого греха. Считается, чТо «церковь и конкретно папа имеют юрисдикцию над чистилищем. Папа распоряжается так называемой Сокровищницей Заслуг. Он может распределять заслуги в чистилище в соответствии с тем временем покаяния, которое бы понадобилось на земле для искупления грехов данного кающегося»210. В свою очередь покаяние, которое раньше понималось прежде всего как раскаяние верующего в содеянных грехах, предполагающее исповедь и отпущение грехов, стало пониматься как «наказание» за прежние греховные поступки, как отмщение, как страдание души. В трактате XI века «Об истинном и ложном покаянии», посвященном этой теме, читаем: «Собственно говоря, наказание (роепа) является болью (laesio), которая наказывает и отмщает (poenitentia), всегда наказывая в человеке то, о совершении чего он сожалеет»2". Замыкают все эти новые христианско-правовые представления размышления св. Ансельма об искуплении. «Был получен ответ на вопрос: почему требуется либо возмещение, либо наказание и почему Бог в своем милосердии и в знак благодати не может без всяких условий простить людям грехи? Вот какой ответ дала теория Ансельма. Если бы Бог поступил так, то остался бы неустраненный беспорядок, внесенный грехом в устройство вселенной, а этот неустранимый беспорядок был бы нарушением справедливости. Справедливый порядок вселенной, justitia или праведность Бога, требует, чтобы цена была уплачена. "Милосердие, - говорит Ансельм, - это дочь справедливости; оно происходит от справедливости и не может действовать против нее... Если божественно справедливо человеку платить за свои грехи, то несправедливо было бы, а значит, невозможно Богу отказаться от платы". Теология Ансельма в "Cur Deus Homo" - это теология права»212. Вот это новое понимание справедливости - справедливость требует, чтобы за каждый грех (преступление) было заплачено отмщением и страданием, которые были бы адекватны греховному поступку и нарушенному закону -не только не было соотнесено с первым пониманием справедливости (отвечать закону, закреплять властные отношения, способствовать развитию хозяйственной практики, примирять разные политии и социальных субъектов), но и содержало в себе мину замедленного действия, которая сработала значительно позднее, в Новейшее время. Действительно, для Ансельма проблема правильного измерения отмщения и страдания хотя и с трудом, но все же решалась: Бог не мог ошибиться в мере наказания (другое дело, что реально назначал наказание законодатель и судья). Но в Новое время, когда законодатель уже не мог апеллировать к Творцу, его решения стали выглядеть по меньшей мере необоснованными, если не сказать несправедливыми. Что, например, эквивалентно изнасилованию или клевете - такой-то срок тюремного заключения, или смерть, или денежная плата? Или другой, не менее трудный, вопрос - как измерить боль, страдание человека, сколько человеку нужно страдать, чтобы это было эквивалентно его правонарушению? Но подчеркнем, в Средние века «считалось, что система различных цен, уплачиваемых за различные нарушения, себя оправдывает. Это была справедливость самого Бога. Эта мысль нашла отражение не только в уголовном праве, но и во всех отраслях канонического права начиная с XII в., и она находила все большее отражение в различ-ных отраслях светских правовых систем, которые начали развиваться одновременно с ним. Было сказано, что договоры должны соблюдаться, а если не так, следует платить за их нарушение. Гражданские правонарушения должны компенсироваться платой, эквивалентной ущербу»213. Третий процесс - становление процедур и института средневековой юриспруденции - достаточно подробно рассмотрен в исторической юридической литературе, и в частности Берманом. Он отмечает, что на волне Папской революции формируется «класс профессиональных адвокатов и судей, иерархия судов, юридические школы, юридические трактаты и концепция права как автономного, интегрированного, развивающегося свода принципов и процедур»214. Важную роль в этом процессе, особенно в становлении средневековой науки права, сыграли средневековые университеты, но и обратно, именно формирование средневековой юриспруденции выступило стимулом для их создания. Можно указать следующие социальные параметры западной науки права, сложившиеся в значительной степени под влиянием университетов: университеты помогли установить транснациональный характер правоведения на Западе, в результате чего право приобрело транснациональную терминологию; метод, который преподавался в университетах, позволял строить правовые системы из разных и противоречивых обычаев («приемы гармонизации противоречий, наложенные на веру в идеальный организм права, в единую структуру правовых принципов, позволили приступить к синтезу канонического, а затем и феодального, городского, торгового и королевского права»); университеты возвышали роль ученого в формировании права; сопоставление права и других университетских дисциплин, особенно богословия, медицины и сво бодных искусств, добавило изучению права недостающую широту, при том что право bcl же воспринималось как автономная дисциплина; в университете правовые доктрины • критиковались и оценивались в свете общих истин, а не просто изучались как ремесло; именно западные университеты подняли анализ права на уровень науки, как понимали это слово в XII-XV векс.х, наконец, «университеты создали <ласс профессиональных юристов, объединенный общим обучением и общей задачей - руководить юридическими делами церкви и светского мира империй, королевств, маноров, купеческих и прочих гильдий»2'5. Вернемся еще раз к вопросу о предпосылках западной традиции права. В заключении к своей книги Берман специально подчеркивает их значение. «Говоря конкретнее, -пишет он, - система конкуренции и сотрудничества между церковными и светскими властями, сформировавшаяся со времени Папской революции, не могла появиться, если бы в предшествующие столетия не получил развития на самом низовом уровне групповой плюрализм с опосреду-ющими слоями между массой крестьян и высшими представителями имперской и королевской власти. Аналогично и не могло бы состояться политическое объединение католической церкви под рукой папы, если бы в предшествующие столетия на самом низовом уровне не сложилось сообщество верующих, охватывавшее весь западный христианский мир. Кроме того, систематизация права в рамках различных сообществ - церковных и светских - была возможна только потому, что до этого получила развитие несистематизированная, неформальная структура правовых отношений внутри этих сообществ... Итак, западная правовая традиция выросла частично из структуры социальных и экономических отношений внутри социальных групп на низовом уровне и между ними. Поведенческие модели взаимоотношений приобрели нормативный параметр: обыкновения трансформирова-лись в обычаи. В конечном счете обычай трансформировался в право. Последняя из этих трансформаций - обычая в право - объясняется частично возникновением централизованных политических властей, когда для контроля и направления деятельности медленно изменяющейся структуры на низовом и среднем уровнях была необходима сознательная перестройка на вершине пирамиды»216. Иначе говоря, Берман сам себя опровергает: обычай не сам собой превратился в право, а результате «сознательной перестройки». Обычай (аналогично и другие перечисляемые Бер-маном факторы) - это только предпосылка права, последнее - новообразование. Право возникло не из обычая, хотя ему предшествовали предпосылки, которые Берман точно описывает и анализирует. Подведем итог. Западная традиция права подобно римскому праву легитимизирует уже созданные и оправдавшие себя законы и позволяет вводить новые (то есть является механизмом разрешения новых конфликтов, а также развития хозяйственной деятельности); закрепляет сложившиеся социальные и властные отношения, обеспечивая тем самым воспроизводство и устойчивость социума; право тесно связано с представлением о справедливости, как его понимает общество на данном этапе своего развития; наконец, право - это специализированный социальный институт и практика (юридическая), включающая осознание самого права. Но западная традиция права выполняет еще две важные функции: позволяет разграничить складывающиеся в средневековом обществе социальные институты и способствует формированию особой культуры и социальности, допускающих сосуществование разных социальных субъектов и сообществ и, что существенно, опосредующих социальное взаимодействие институтом права. Еще раз на данном материале подтверждается зависимость права и даже вла сти от общества. Его позиция и отношения определяли и невозможность окончательной победы одной из конфликтующих сторон (короля и церкви), и требование идти на компромисс, и такую структуру права, в которой достигалось примирение разных социальных субъектов, и даже новый характер права и власти (выстраивающих себя по образцу единого христианского общества и корпорации). Добавление. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что средневековое право задает новое понимание социальности как основанное именно на праве. Важную роль в становлении средневекового права играло общество и средневековая личность, опирающиеся на христианское мировоззрение и корпоративные договорные отношения. Без того и другого, например, в Средние века (XI-XIII вв.) не могли бы сложиться кредитные механизмы и совместные деловые предприятия. «В комменде, компании и других различных формах коммерческого партнерства, в которых участники объединяли средства и делили прибыли и убытки, находили отражение как общий принцип добросовестности, лежавший в основе всех правовых систем западной традиции права в эпоху ее формирования, так и особые формы проявления этого принципа в кредитных инструментах новой системы торгового права. Эти деловые ассоциации были основаны на уверенности каждого партнера в том, что другие сдержат свои обещания. Однако помимо этого имелся и другой основной правовой принцип, проявлявшийся в развивавшемся праве деловых ассоциаций, а именно принцип коллективной личности членов ассоциации. Будучи основано единственно на соглашении, товарищество являлось, тем не менее, юридической личностью, которая могла иметь собственность, вступать в договоры, быть субъектом и объектом исков. Партнеры были уполномочены действовать совместно от имени товарищества и вместе отвечали по его долгам. Вместе компаньоны со-ставляли корпорацию в том смысле, в каком были корпорациями епархия или приход, университет или гильдия, то есть это было самоуправляющееся образование, сообщество, личность которого была равна трансцендентной и имманентной, то есть и отличной от личностей его членов, и привязанной к ним»217.
В XI-XIII вв., в период спада распространения политико-правовых идей, общественное сознание обращается к церкви, к внеземным идеалам, господствуют иррациональные представления и идеи о бытии. В духе средневековой схоластики Ф.Аквинский (1225-1274 гг.) рассматривает философию как служанку богословия. Закон определяется им как общее правило для достижения цели. Основываясь на идеях Аристотеля о делении законов на естественные и положительные (писание) Аквинский рассматривает также законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения небесного блаженства. В произведении “Сумма теологий” Фома Аквинский доказывает, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Для спасения людей необходимо, чтобы относящиеся к богу истины богом же и были бы преподаны в откровении, которое следует принимать на веру. Бог – не материальное существо, он является совершенным. Наше естественное познание берет свое начало от ощущения. Наше естественное познание может простираться до тех пределов, до которых им руководит чувственное восприятие. Истина присутствует в интеллекте, познающем некоторое неразложимое понятие. Истина состоит в соответствии интеллекта и вещи. Бог есть первопричина всех вещей, как их образец. Основным признаком государства, по Аквинскому, является право издания законов. В правильных формах существует законность (господство справедливости) и признается общее благо. Монархия – наиболее естественная форма правления. Господство догматического мышления не повлияло на содержание политико-правовых доктрин, но не исключило из общественно-политической жизни политико-правовую идеологию, которая продолжала развиваться. Дискутировались проблемы соотношения государства и церкви, решались проблемы государственного суверенитета. Демократические тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологии ряда еретических движений средних веков. На территории Средней Азии издавна существовали рабовладельческие государства. Со второй половины VI века Средняя Азия находилась в составе Тюркского каганата. В начале VII века распадались древние государства, традиционные племенные культы теряли значение под натиском монотеистических религий. Господствующий в Арабском халифате ислам стал мировой религией. Источниками вероучения ислама являются Коран и Сунна, которые регулируют все стороны жизни мусульманина, определяют “правильный путь к цели” (шариат). Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям. Духовная и светская власти считаются едиными. У мусульман нет иерархически организованного сословия духовенства, но есть “люди религии”. Доктрины исламских теоретиков значительно отличались от учений западноевропейских мыслителей в Средние века. В странах ислама была больше выражена связь религии и политики, прежде всего потому, что действующее право содержалось в Коране, а власть рассматривалась лишь как средство его осуществления. Проблемы происхождения государства и форм его устройства в теориях арабских мыслителей не обсуждались, но они разработали гениальное учение о “двух истинах” обосновывавшее независимость науки и философии от религии и власти, поэтому далеко опередили европейцев в развитии естественных наук. С первой четверти XIII века Средняя Азия входила в Арабский халифат. Именно в это время активизировался процесс исламизации населения. Лица, принявшие ислам, освобождались от налогов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |