КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10
Политические и правовые учения в России в период дальнейшего укрепления дворянской монархии (вторая половина XVIII века)
В своем Наказе Уложенной комиссии Екатерина II писала: “Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть может действовать сходно со пространством столь великого государства … Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно” (Екатерина II. Наказ // Екатерины Вторая, самодержицы всероссийския, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения – СПб., 1893. С. 4). «Петровские реформы, - пишут И. Кондаков и Г. Пономорева, - были весьма противоречивым и неоднозначным процессом. Это и не могло быть иначе в условиях социокультурного и религиозно-духовного раскола страны, с одной стороны, глубоко укорененной в архаике патриархальности и Средневековья; с другой - решительно шагнувшей в Новое время. Посланные на обучение за границу молодые дворяне - "птенцы гнезда Петрова" (прообраз будущей интеллигенции) - составля-
ли чрезвычайно тонкий слой европейски образованных реформаторов, во многом оторванных от образа жизни не только большинства русского населения, но и отчужденных от жизни своего класса (здесь закладывались начала будущей "беспочвенности" русских разночинцев). Отсюда и чрезвычайная хрупкость осуществленных преобразований, и обратимость реформ, и непредсказуемость хода исторических событий в России XVIII в. Абсолютное меньшинство "просвещенного дворянства" в принципе не могло гарантировать стабильного модернизационного процесса в России, поскольку ему противостояло абсолютное большинство российского общества, стоявшего на позициях глубокого традиционализма и отвергавшего реформы и реформаторов как пособников Антихриста (так трактовался и сам Петр I)»273.
Противоречивость социально-политической ситуации России XVIII столетия ярко проявляется, в частности, во взглядах общественных деятелей того периода, разрабатывавших на русской почве идеи естественного права. Например, Феофан Прокопович считает, что, заключив с монархом общественный договор, народ не может его нарушить, даже если царь поступает не по договору (то есть договор у Прокоповича носит односторонний характер, а народ бесправен). Иначе думает М. М. Щербатов. В утопии «Путешествие в Землю Офирскую» он пишет, что царь - «это высший чиновник государства, обязанный законами и нравственными нормами общества к добродетельному управлению страной; к тому же он ограничен в праве решать вопросы войны и мира. Законодательная, а также высшая судебная власть в государстве принадлежит главному правительству... Кроме судей в рассмотрении дел участвовали главы основных ведомств и депутаты от губерний... В решении законодательных вопросов правительство выступало как независимый от императора высший государственный орган. Активную роль в прави- ' Очерки по истории мировой культуры. - М., 1997. С. 455.
тельстве играли купеческие и мещанские депутаты, но, естественно, ведущие позиции занимало дворянство. Небезынтересно отметить, что весьма значительной самостоятельностью в Офирском государстве обладали местные выборные органы дворянского и купеческого самоуправления»274. Здесь может возникнуть мысль вообще о беспочвенности и бесполезности разумных социальных, политических или юридических идей, действительно, как правило, выглядящих в России утопичными. Однако все не так однозначно. Дело в том, что культура держится не только на реальных, то есть работающих в практике, идеях, нормах и картинах. Культура не может существовать без идей и картин, поддерживающих культуру и противостоящих контркультурным тенденциям. В этом плане в культуре эффективно работают и утопии, и социальные проекты, и политические сочинения или романы, а также другие произведения искусства. Одна их функция - поддерживать (в плане идей и языка) культуросообразные социальные структуры и процессы, другая - готовить условия (зону ближайшего развития) для дальнейших культурных изменений. Кроме того, на основе социальных проектов и утопических идей часто разрабатываются и более конкретные предложения.
Например, Щербатов не только написал интересную социальную утопию, основные идеи которой, кстати, постепенно были реализованы в следующих двух столетиях, но и разработал вполне реалистическую программу судебной реформы. Он резко критиковал характерный для России того времени инквизиционный уголовный процесс, противопоставлял ему гласное публичное судопроизводство, обосновал необходимость в суде института защиты, принцип презумпции невиновности, необходимость соразмерно- 271 Егоров С. А., Щербатов М. М. О преобразовании государственного строя в России // Сов. государство и право. - М., 1985. № 1. С. 116-117; Ссишин А. М. Политические мыслители XVIII в. // Русская политическая ч правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. - М., 1987. С. 65-66. сти наказания тяжести преступления. «В целях исключения произвола со стороны должностных лиц Щербатов считал необходимым четко определить... законом пределы их служебных компетенции. Наряду с установлением строгой ответственности за нарушение законов большое внимание он придавал уважению к закону, понимание того, что жить в обществе нельзя иначе, как по законам, которые составляю! основу общественного и личного благополучия»275. Другой пример - представленные Екатерине II проекты графа Н. И. Панина и С. Е. Десницкого. Первый проект, называвшийся манифестом, предусматривал создание Императорского совета, без ведома и санкции которого не должен был издаваться ни один акт монарха. Совет уравновешивался Сенатом, который мог возражать против решения монарха, согласованного с советом, если такое решение «утесняло» существующие законы или «благосостояние народа». Манифест был подписан императрицей 28 декабря 1762 года, но не был введен в действие. В проекте Десницкого предполагалось формирование Сената как однопалатного учреждения, в котором все его члены будут пользоваться равными правами независимо от сословной принадлежности. Сенат наделялся обширными правами в области законодательства и финансового контроля, а монарх - правом абсолютного вето. «Судительская власть», по мысли просветителя, должна быть почти независимой от воли монарха. Правда, судей назначает монарх, но в проекте последовательно проводится принцип независимости и несменяемости судей. Наконец, в проекте П. И. Пестеля предлагались отмена крепостного права, имущественного и других цензов для права избирать и быть избранным в любой орган государственной власти, создание новых правовых норм во всех отраслях законодательства. Как известно, для осуществления своих замыслов Пестель предполагал не только 10-15-летнюю диктатуру «Временного
275 Салмин А. М. Политические мыслители XVIII в. // Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. - М., 1987. С. 117-118. верховного правления», но и ликвидацию царской фамилии. Мы знаем, что основные идеи первых проектов, во всяком случае по форме, были постепенно реализованы во второй половине XIX столетия, а замысел Пестеля -большевиками. Дополнение. С культурологической точки зрения интересно сравнить российский механизм адаптации к новому с античным. В античности всегда существовали два культурных начала - религиозно-мифологические представления, соответствующие культуре древних царств, и фило-софско-научные (в античном понимании философии и науки). При этом роль второго начала была ведущей и постоянно возрастала, именно под влиянием крепнущих и усложняющихся философско-научных представлений происходило переосмысление не только религиозно-мифологических, но и всех прочих представлений в сфере античного «производства», искусства, быта. Характерно, что, в отличие от российской культуры, эти два начала античной культуры - одно, выражающее традиции и старину, а другое - новации и современность, - не только не отрицали друг друга, но наоборот, находились в культурном симбиозе, обеспечивающем органическое развитие античной культуры.
Греческий гений нашел изумительное решение: представить новое, современное как рожденное из старого, уходящее в него корнями. Например, в известном мифе о рождении Афины Паллады, вышедшей из головы Зевса, роль старой религиозно-мифологической культуры олицетворяет Зевс (он стоит во главе пантеона языческих богов), а сама Афина - покровительница философов, и ученых, богиня мудрости - символизирует новую рациональную, философско-научную культуру. Но важно, что Афина Пал-лада - это также любимая дочь Зевса, воплощение его мудрости (она вышла прямо из головы Зевса в полном облачении и доспехах), и в то же время Афина Паллада не менее могущественна, чем сам Зевс.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |