Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

§ 2. Содержание принципов права социального обеспечения.

 

§ 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения. Проблема принципов права – одна из многих основных проблем, которая широко дискуссируется в научной литературе по праву. Считалось, что принципы правового регулирования – это руководящие идеи, определяющие сущность, внутреннее единство и направление развития всего комплекса правовых норм как единого целого в рамках одной правовой системы либо в конкретной сфере общественных отношений. Однако в последние годы принципы все чаще определяются как основополагающие начала, отправные положения и т.п. Вполне логична точка зрения, что определять принципы права только как руководящие идеи нельзя, так как в этом случае понятие «идея» это уже категория правосознания. Идеи могут существовать независимо от воплощения в нормах права. Правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо следуют из их содержания.

Роль правовых принципов заключается в том, что они позволяют уяснить смысл законодательства и его связи с экономикой и моралью; определить общую направленность и тенденции развития правовых систем и их частей; помочь практическим работникам в применении норм права и решении вопросов, не урегулированных нормами права; обеспечить единство норм отрасли.

Принципы по своей природе отличаются высокой степенью всеобщности и стабильности. Они не обладают набором признаков и характеристик, свойственных логической норме, и не всегда получают особое закрепление в той или иной конкретной норме-предписании. «Направляющая, регулирующая роль принципов… проявляется только в рамках целостной нормативной системы, непосредственное содержание которой образуют нормы-предписания, и через неё»[32]. Они представляют собой выраженные в праве исходные начала, основные положения, определяющие единство права, существенные черты его содержания и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо отдельных отраслей или институтов.

Н.Г. Александров считал невозможным довольствоваться только анализом конкретного содержания различных норм права, а находил необходимым характеризовать содержание права также в обобщенных категориях. Такой категорией, по его мнению, являются общие, межотраслевые, внутриотраслевые принципы права[33]. В юридической науке распространено мнение, что с помощью совокупности принципов нельзя всесторонне регулировать любое общественное отношение. Однако, как правильно отметил И. Сабо, «роль основных принципов права состоит в том, чтобы в обобщенном виде выражать основные особенности содержания права; служить отправным пунктом при создании и дальнейшем развитии правовых систем; способствовать реализации правовых норм, в первую очередь, их толкованию и применению, содействовать раскрытию взаимосвязи отдельных норм права со всей правовой системой, а также тому, чтобы правовые нормы применялись с учетом их общей направленности»[34].

Под принципами права социального обеспечения понимаются основные начала социально-правового регулирования общественных отношений. Принципы пронизывают все законодательство по социальному обеспечению, отражая его наиболее существенные свойства. Поэтому правильное понимание и применение норм законодательства по социальному обеспечению возможно только с учетом общих принципов права.

Современные принципы права социального обеспечения отражают сложившуюся систему общественных отношений. Кроме того, в них проявляется гуманистический и демократический характер всей системы права. Природу норм права социального обеспечения выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням правовой иерархии.

Каждый из авторов, исследующих проблему принципов, выдвигает и обосновывает свой перечень принципов права. Так, например, Е.Е. Мачульская, в праве социального обеспечения Российской Федерации, выделяет следующие принципы: всеобщность; финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета; дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредных, тяжелых и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; универсальность и комплексность, т. е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установленных законом[35]. В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит: связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение не только граждан, но и их семей; свободу приобретения гражданами прав и распоряжения ими; приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан; зависимость уровня обеспечения от прожиточного уровня[36].

Э.Г. Тучкова выделяет следующие принципы: осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета; дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; гарантированность социальной помощи в тех случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, принимаемых социально значимыми; многообразие видов социального обеспечения; участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их права[37].

В зависимости от источников принципы права делятся на:

- нормы-принципы, которые прямо закрепляются в законодательных актах, выступают в виде правовых норм, но значительно отличаются от последних. Такие принципы содержат общее правило поведения и с их помощью невозможно урегулировать конкретное правоотношение, однако их можно использовать для толкования норм права в случае пробелов в законодательстве. Нормы-принципы имеют общеобязательный характер и могут официально реализовываться в правоприменительной практике. Эти принципы не содержат традиционных элементов структуры нормы;

- принципы, выводимые из норм. Они логически выводятся из содержания действующего национального законодательства и норм международного права. В отношении их большинство юристов полагают, что принципы права не являются результатом субъективных суждений ученых или законодателей, а представляют собой объективно присущие праву качества. «Наука лишь выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует их. Она не придумывает, а открывает заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение, содержание и функционирование»[38].

Право социального обеспечения, как элемент правовой системы Республики Беларусь, испытывает на себе действие общеправовых, межотраслевых и внутриотраслевых принципов. Общие, межотраслевые и подотраслевые принципы соотносятся между собой как диалектические категории общего, особенного и единичного.

Отрасль права может существовать тогда, когда, кроме предмета и метода, характеризуется специфическими, общими, принципиальными положениями. Внешне это выражается в выделении внутри отрасли общей части, охватывающей общие черты содержания конкретных норм данной отрасли права.

К общеправовым принципам права социального обеспечения Республики Беларусь относятся: признание и гарантированность прав и свобод человека, неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения, равенство всех перед законом и судом, гарантированность государственной защиты этих прав и свобод, социальная справедливость и равенство.

Межотраслевые принципы действуют не целиком, а лишь применительно к особенностям регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений. Такие принципы, как обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей характерна и для трудового и для семейного права.

Отраслевые принципы выражают общие сущностные свойства норм только данной отрасли права. Они конкретизируются и проявляются в отдельных институтах и нормах в зависимости от их содержания и целевой направленности.

§ 2. Содержание принципов права социального обеспечения. Для права социального обеспечения наиболее присущи следующие принципы: всеобщность, равенство, социальная справедливость, осуществление социального обеспечения, как за счет страховых платежей, так и средств бюджета; дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; гарантированность социальной помощи в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; многообразие видов социального обеспечения.

Ряд указанных общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов закреплен в Конституции Республики Беларусь или вытекает из конституционного положения о социальности государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности (ст. 2 Конституции). Принцип социального государства включает требования социального обеспечения и социальной справедливости. О реализации государством этой конституционной обязанности может свидетельствовать установление уровня социального обеспечения, позволяющего человеку вести достойную жизнь. В качестве социального стандарта такого уровня признается официально фиксируемый прожиточный минимум. Государство, признавая данный принцип в качестве ориентира для дальнейшего развития системы социального обеспечения, принимает решения, приближающие его реализацию. Принцип правового государства, как и принцип социального государства, является основным конституционным принципом, который вместе с защитой человеческого достоинства составляет ядро конституционного строя государства. Всеобщий принцип равенства имеет большое значение в праве социального обеспечения.

Не все основные принципы получили текстуальную формулировку в важнейших нормативных актах. Между тем наличие легальных формулировок принципов права является одним из свидетельств высокого уровня систематизации и качества действующего законодательства. Текстуальное закрепление легального формулирования принципов права социального обеспечения важно в теоретическом и практическом отношениях. Оно дает возможность правильно уяснить сущность и смысл конкретных норм права.

В ст. 2 Закона «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. к основным принципам социального обслуживания отнесены:

- адресность,

- гуманизм,

- социальная справедливость,

- социальное равенство,

- доступность,

- конфиденциальность,

- общая профилактическая направленность.

Согласно ст. 2 Закона «Об основах государственного социального страхования», основными принципами государственного социального страхования являются:

- участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;

- распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

- гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

- равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

- дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;

- участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих страховые взносы, в управлении государственным социальным страхованием.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения производится в зависимости от трудового вклада, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию как трудовая деятельность. Например, с определенной её продолжительностью связано право на трудовую пенсию по возрасту. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения и в более высоком размере. Определенная длительная профессиональная деятельность признается основанием для получения особого вида пенсии – пенсии за выслугу лет. К числу других социально значимых обстоятельств следует отнести: необходимость в постороннем уходе, наличие иждивенцев, получение пенсии в минимальном размере, многодетность или воспитание детей в неполной семье и др.

Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов и др.).

Финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности поколений, субъектов и отраслей экономики. Солидарность поколений заключается в том, что все выплаты производятся за счет текущих денежных поступлений от взносов экономически активного населения, а не за счет накоплений, созданных прошлыми взносами.

Солидарность субъектов проявляется в перераспределении средств.

Однако целесообразность дальнейшего использования этого принципа в качестве основы для финансирования пенсий по возрасту подвергается пересмотру.

Принцип дифференциации уровня социального обеспечения применяется в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества.

Принцип универсальности права на социальное обеспечение выражает идею об обеспечении при наступлении всех случаев, перечисленных в Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, нуждаемость в медицинской помощи.

Содержание принципа гарантированности социальной помощи во всех случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми, заключается в том, что право на тот или иной вид социального обеспечения связано с такими обстоятельствами (выполняющими роль юридических фактов), как достижение определенного возраста, наступление инвалидности, временная потеря трудоспособности, безработица, наличие в семье детей, нуждаемость в постороннем уходе, в средствах передвижения и другими (независящим от человека обстоятельствам теряет источник средств существования).

Широкий перечень оснований для социального обеспечения, признаваемых государством, обуславливает необходимость предоставления различных видов социальной поддержки, что отражено в отраслевом принципе о многообразии видов социального обеспечения.

В зависимости от формы социальной помощи различают денежные и социальные услуги. Обеспечение в денежной форме осуществляется путем выплаты гражданам пенсий, пособий, компенсационных выплат. Социальное обеспечение предоставляется и в форме той или иной социальной услуги: социальная помощь на дому, содержание в условиях социального обслуживания, обеспечение транспортным средством, профессиональное обучение и трудоустройство инвалида, медицинской помощи и лечения, обеспечение лекарственными средствами и др. Благодаря многообразию видов социального обеспечения достигается основная цель – удовлетворение различных потребностей субъектов социального обеспечения.

Распределительные отношения, к которым примыкают и отношения по социальному обеспечению граждан, прежде всего, должны отвечать такому социальному критерию, как справедливость, т.е. гарантировать оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. Соответственно различаются и финансовые источники, за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение.

Анализ действующего законодательства дает основание полагать, что современные принципы права социального обеспечения характеризуются следующими чертами:

- политико-экономической и социальной обусловленностью;

- общностью содержания, т. е. выражает сущность многих групп норм права;

- предметной определенностью – выражают природу системы норм, которая в качестве предмета регулирования имеет тот или иной вид общественных отношений;

- государственной нормативностью, поскольку принципы права представляют собой руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных государством, и которые, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение;

- системностью;

- целенаправленностью;

- стабильностью, так как они по своей природе не столь изменчивы, как нормы права.

Таким образом, под принципами права социального обеспечения понимаются основные начала социально-правового регулирования общественных отношений. Принципы пронизывают все законодательство по социальному обеспечению, отражая наиболее существенные свойства. Законодательно закрепленные принципы могут непосредственно применяться при регулировании общественных отношений, входящих в предмет права.

Следовательно, принципы права социального обеспечения – это закрепленные в норме Конституции Республики Беларусь или в законах руководящие положения, которые непосредственно регулируют сферу социально-обеспечительных правовых отношений.

 

Глава 3. Источники права социального обеспечения.

§ 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право социального обеспечения, как наука и как учебная дисциплина | Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. § 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация.В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.