Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. § 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация.В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой

§ 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация. В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначается условным термином «источники права». В юридическом пространстве, где сосуществуют и взаимно влияют друг на друга различные системы, известны следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты.

В теории права под источником права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах[39]. В белорусском праве основным источником права являются нормативные правовые акты.[40]

Право включает не только нормативные акты, но и правовые отношения, правовую идеологию, правовое сознание. Между правом и законом есть особенности, а именно право шире закона, так как правовые нормы фиксируются и в иных актах, закон издается государственным органом, а право предшествует закону.[41]

Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса, во-вторых, в силу определенных правил изложения нормативной акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм. В-третьих, на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Нормативно-правовой акт – это акт государственного или общественного правомерного действия, содержащий нормы права. Он принимается субъектом правотворчества в соответствии с принципами законности, выступает в определенной юридической форме, содержит предписания общего характера, обращенные к индивидуально-неопределенному кругу лиц, направленные на регулирование типичных общественных отношений, действует непрерывно и неоднократно, служит формой установления, изменения или отмены правовых норм[42].

Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный правовой акт отличается от актов применения права (приложение нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (разъяснения того, как нужно понимать действующую норму).

Круг источников права социального обеспечения очень многообразен. Отражая развитие отрасли, он постоянно расширяется. В него входит не только национальное законодательство, но и ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты по вопросам социального обеспечения.

В силу ст. 8 Конституции Республики Беларусь общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора, т.е. нормы международных договоров обладают высшей юридической силой даже по отношению к законам Республики Беларусь.

Среди источников правового регулирования социального обеспечения базовую роль выполняют универсальные международно-правовые нормы, содержащиеся в общих принципах Устава ООН, в программных положениях Всеобщей декларации прав человека. Декларации социального прогресса и развития, нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, конвенциях МОТ и др. Другую группу источников регулирования социальных прав составляют партикулярные нормы региональных соглашений (Европейская социальная хартия, Европейская хартия об основных социальных правах трудящихся, Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся мигрантов, учредительные договора ЕС, регламенты ЕС и ряд др.).

Е.Е. Мачульская подразделяет данные источники права на три группы: акты, обязательные для исполнения государствами-участниками международной организации, без ратификации; акты обязательные для исполнения после ратификации и акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.

К первой группе относятся международные договоры, порождающие юридические обязательства для государств-участников и приводящие в действие определенные средства международного контроля, которые предусматривают ответственность за неисполнение норм. У государства как субъекта международного права с момента вступления в силу договора возникает юридическая обязанность исполнения договора.

Ко второй группе относятся документы ООН, конвенции МОТ и акты региональных международных организаций, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом.

Третью группу составляют документы, содержащие в основном рекомендательные нормы. Наиболее важными из них являются декларации ООН и рекомендации МОТ по социальным правам. Среди документов ООН важное значение, прежде всего, имеют Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Декларация социального прогресса и развития 1969 г. Они по характеру программно-политические.

В статье 38 Устава Международного Суда ООН указаны источники международного права, на основании которых решаются споры. К ним относятся:

- общие принципы права;

- международные общие и специальные конвенции;

- международный обычай;

- судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Согласно Закона «О международных договорах Республики Беларусь» (в ред. от 15.11.2004 № 331-3) нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории республики права.[43]

В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 г. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Пенсионный фонд Украины договорились, что при переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого, где законодательством данный вид пенсии не предусмотрен, выплата пенсии продолжается государством, откуда прибыл пенсионер, до возникновения права на пенсию в соответствии с законодательством государства, на территорию которого он переселился. Перевод пенсий осуществляется обеими Сторонами.

В соответствии со ст. 9 Соглашения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья назначаются и выплачиваются по законодательству государства, на территории которого было получено трудовое увечье, за счет средств соответствующей Стороны.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие профессионального заболевания назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством, которое распространялось на работника в период осуществления трудовой деятельности, вызвавшей это заболевание, независимо от того, на территории какого государства это заболевание было впервые выявлено, за счет средств соответствующей Стороны.

Перевод пенсий осуществляется только при условии переселения пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства на постоянное место жительства. Перевод пенсий осуществляется Сторонами на счета обслуживающих банков в долларах США по курсу валют, устанавливаемому соответственно Национальным банком Республики Беларусь и Национальным банком Украины на день совершения операции. Выплата пенсий производится в национальной валюте государства, на территории которого постоянно проживает получатель пенсии.

Выплата пособия на погребение и недополученной в связи со смертью пенсионера суммы пенсии производится за счет средств Стороны, которая финансировала выплату пенсии.

Перевод пенсии производится, начиная с месяца, до которого производилась выплата пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца обращения за пенсией.

Перевод и выплата пенсий осуществляется на основании заявления пенсионера. Заявление о переводе пенсии по выбору пенсионера может подаваться:

- в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по прежнему месту постоянного жительства;

- в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

- в Пенсионный фонд Украины.

После поступления заявления о переводе пенсии за границу в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, а пенсионное дело заявителя с указанием срока, по который выплачена пенсия, и указанное заявление направляются соответственно одной из Сторон, которая будет финансировать выплату.

В случае обращения пенсионера с заявлением о переводе пенсии непосредственно в одну из Сторон, эта Сторона самостоятельно запрашивает пенсионное дело заявителя.

Невыплаченные в течение 30 дней после получения платежа суммы пенсий возвращаются Стороной, производившей выплату, на банковский счет Стороны, которая финансировала выплату.

Получатели пенсий не несут расходов, связанных с переводом пенсий. Расходы на оплату услуг по доставке и выплате пенсий несет Сторона государства, на территории которого проживает получатель пенсии.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь финансирует расходы, связанные:

с переводом на банковский счет Пенсионного фонда Украины средств для выплаты пенсий, назначенных в Республике Беларусь, лицам, проживающим на территории Украины;

с выплатой пенсий, назначенных в Украине, лицам, проживающим на территории Республики Беларусь;

с возвращением на банковский счет Пенсионного Фонда Украины невыплаченных пенсий, назначенных в Украине.

Пенсионный фонд Украины финансирует расходы, связанные:

с переводом на банковский счет Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь средств для выплаты пенсий, назначенных в Украине, лицам, проживающим на территории Республики Беларусь;

с выплатой пенсий, назначенных в Республике Беларусь, лицам, проживающим на территории Украины;

с возвращением на банковский счет Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь невыплаченных пенсий, назначенных в Республике Беларусь.

Сторона, финансирующая выплату пенсий, несет ответственность за полный и своевременный перевод пенсий.

Сторона, которая производит выплату пенсий, несет ответственность за своевременную и правильную выплату пенсий.

Споры, связанные с переводом пенсий, решаются Сторонами путем переговоров.

Первым из многосторонних договоров, где нашло свое непосредственное отражение сотрудничество государств в области социального обеспечения, стал Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. Ст. 10 Договора гласит: «Стороны проводят согласованную социальную политику, гармонизируют национальные системы социальной защиты, поэтапно выравнивают уровни пенсионного обеспечения, пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям». До настоящего времени указанное положение Договора остается нереализованным и негармонизирован в национальные системы социальной защиты.

Республика Беларусь, как суверенное государство, осуществляет весьма важную деятельность по сотрудничеству со странами СНГ и другими государствами, ранее входившими в состав Союза, в области пенсионного обеспечения. В 1998 г. подписано Соглашение между Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством социальной защиты Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. Значимым является подписание Договора от 6 октября 1999 г., ратифицировано Палатой Представителей Национального Собрания между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о взаимном социальном обеспечении граждан. Договор направлен на решение вопросов социальной защиты, переезжающих на постоянное место жительства граждан Литвы в Беларусь и обратно. Аналогичные Соглашения заключены с Правительством Украины от 14 декабря 1995 г. и с Правительством Республики Молдова от 12 сентября 1995 г.

В отношениях России и Беларуси международно-правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на основании ст. 8 Договора о Сообществе России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. Государства вводят единые стандарты социальной защиты и обеспечивают гражданам обоих государств предоставление социальных гарантий, содержание которых применительно к социальному обеспечению раскрывается в Решении Высшего Совета Сообщества от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», а также выравнивают условия пенсионного обеспечения, размеры пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям.

Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., определяя общие задачи Союза в социальной области, отнес к одной из таких задач «выработку единых подходов при исчислении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе размеров пособий ветеранам войны, вооруженных сил и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям также при определении льгот и иных мер социальной защиты» (ст. 10 Устава).

Новыми источниками права социального обеспечения Республикой Беларусь являются Соглашения Независимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. Подписав Соглашение, Государства договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении, закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения. В настоящее время подписан еще ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения.

Согласно ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г., к видам нормативных правовых актов относятся: Конституция Республики Беларусь, Программный закон, Кодекс, Закон, Декрет и Указ Главы государства, постановления палат Парламента (Национального собрания), постановление Совета Министров, Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Постановление республиканского органа государственного правления и Национального банка Республики Беларусь, регламент, инструкция, правила, устав (положение), приказ, решения органов местного управления и самоуправления.

Система законодательства социального обеспечения объединяет весь нормативный материал в этой сфере и имеет четкую классификацию.

Содержащиеся в законодательстве нормы права призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения. Законодательство по социальному обеспечению периодически обновляется, и в нем появляются новые нормы, а устаревшие прекращают свое действие.

Согласно ст. 66 этого Закона нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.

Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нем (его части) должны быть указаны срок действия или событие, при наступлении которого правовой акт утра­чивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения указанного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении его действия (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях: истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть), признание нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке, признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу, отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь (ст. 69).

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т. е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением тех случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникающие до вступления его в силу.

Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность (ст. 67).

Нормативные правовые акты республиканских (центральных) государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного самоуправления и управления – на соответствующей территории Республики Беларусь.

Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 68)[44].

§ 2.Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, принято классифицировать по следующим признакам: по юридической силе, по сфере и сроку действия, по кругу субъектов, по органам, принявшим нормативный акт, по правовым институтам.

По юридической силе источники права делятся на законы и подзаконные акты. Законам принадлежит главная роль в регулировании отношений по социальному обеспечению.

Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими.

Конституция Республики Беларусь является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Особое значение имеет ст. 1, которая характеризует основы конституционного строя Республики Беларусь по целевой направленности социальной политики. Кроме того, в целом ряде статей Конституции (ст.ст. 21, 32, 45, 47), изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.

Статья 2 Конституции закрепляет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В Конституции закреплен правовой статус граждан в сфере социального обеспечения (ст.ст. 21, 24, 32, 42, 45, 47, 48, 49).

Система действующих нормативных актов в сфере социального обеспечения подверженная быстрым изменениям. В качестве эффективного способа обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией используется систематизация. Исходя из ст. 1 ч. 23 Закона Республики Беларусь, под систематизацией понимается деятельность по упорядочению действующих норм социального обеспечения, приведение их в единую внутренне согласованную систему, в определенную совокупность.

В Законе названы два вида систематизации – это инкорпорация и консолидация.

Официальная инкорпорация предполагает издание сборников, собраний правовых актов органами, которыми приняты данные акты. Такие сборники являются официальными источниками, и на них можно делать ссылки. К хронологической официальной инкорпорации относятся Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь.

Разновидностью собрания законодательства является свод законов – инкорпоративное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти. Помещенные в своде акты, как правило, систематизируются по предметному принципу, т.е. по отраслям и институтам законодательства.[45]

Кодификация – это переработка, установленного нормативными правовыми актами содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в один нормативный правовой акт, который содержит систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений.

Отличительной особенностью источников права социального обеспечения на современном этапе является отсутствие единого кодифицированного правового акта, закрепляющего права граждан на тот или иной вид социального обеспечения.

Статья 47 Конституции Республики Беларусь предусматривает: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов». В развитии этих положений приняты следующие законы:

*«О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 г., (с изм. и доп.),[46]

*«О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» от 17.12.1992 г. (с из. и доп.),

* «О «здравоохранении» 18.06. 1993 г. (с изм. и доп.).

*»О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» 17.10.1994 г. (с изм. и доп.),

*«О донорстве крови и ее компонентов» 31.01.1995 г. (с изм. и доп.),

*«Об основах государственного социального страхования» 31.01.1995 г. (с изм. и доп.),

*«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» 06.01.1999 г. (с изм. и доп.),

«О социальном обслуживании» 22.05.2000 г. (с изм. и доп.).

Как видно из перечисленного, права закреплены в различных законах, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту индивидам. Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Речь идет о дифференциации права социального обеспечения в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда), или с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые). Специальными нормами устанавливается льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения.

Иные нормативные правовые акты обязательно должны соответствовать законам. Применяется общий правовой принцип о том, что в случае противоречия между ними действует закон. Иные нормативные правовые акты по социальному обеспечению имеют форму постановлений Правительства, правил, инструкций, приказов и др. нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов.

Особое место в системе законодательных актов по социальному обеспечению имеют Декреты Президента, имеющие нормативный характер и восполняющие пробелы в законодательстве, например:

«О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 29.04.1999 г. (в ред. 18.12.2006),

Постановления Совета Министров Республики Беларусь не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых законов, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан. В частности, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждены положения, например:

- Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей (постановлением от 12.06.2002 г.),

- Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (постановлением от 30.09.1997 г.), с изм. и доп. и др.

Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства.

Источники права социального обеспечения наряду с классификацией по юридической силе можно классифицировать и по видам общественных отношений, регулируемых ими. В этом случае выделяются акты, регулирующие общественные отношения по пенсионному обеспечению граждан, по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами, по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Правомерна классификация источников права социального обеспечения и в зависимости от организационно-правовых способов (норм) социального обеспечения. С учетом данного критерия классификации рассматриваются акты, регулирующие социальное обеспечение, осуществляемое в порядке обязательного социального страхования, и акты, регулирующие социальное обеспечение за счет государственного бюджета.

Глава 5. Правоотношения по социальному обеспечению

§ 1. Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения | Особенности отдельных видов правоотношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.