Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности отдельных видов правоотношений

Правосубъектность в социальном обеспечении.

Характеристика элементов правоотношений по социальному обеспечению.

Общая характеристика материальных, процедурных и процессуальных правоотношений.

 

§ 1. Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению. Понятие «правоотношения по социальному обеспечению» носит собирательный характер. Все правоотношения представляют правовую связь между субъектами, обладающими разными видами отраслевой правоспособности и дееспособности, по поводу разных объектов. В социальном обеспечении имеется столько видов правоотношений, сколько видов общественных отношений составляет предмет данной отрасли. Однако ряд общих признаков позволяет рассматривать их как самостоятельную разновидность правоотношений. Данные признаки кроются в природе общественных отношений и в их целевой общности – удовлетворение социально признаваемых потребностей, повышение социальной защищенности определенных слоев населения.

Правоотношения в сфере социального обеспечения – урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами и физическими лицами, имеющими на них право[47].

Правоотношения по социальному обеспечению – это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект – гражданин (семья) – реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект – орган социального обеспечения – обязан обеспечить эту реализацию[48].

Из этих определений второе наиболее полно освещает сущность правоотношений по социальному обеспечению.

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова все отношения по социальному обеспечению классифицируют на:

отношения, возникающие по поводу денежных выплат по системе социального обеспечения;

отношения, возникающие по поводу «натуральных» видов социального обеспечения;

вспомогательные отношения процедурного и процессуального характера, объективно необходимые для нормального функционирования первых двух групп материальных отношений [49].

Все правоотношения по социальному обеспечению классифицируются по следующим основаниям: по характеру, определяемому целями; по видам; срокам; формам социального обеспечения. Исходя из законодательства Республики Беларусь в зависимости от рода социального обеспечения социально обеспечительные отношения можно классифицировать на:

отношения по социальному страхованию;

отношения по государственному пенсионному обеспечению;

отношения по социальному обслуживанию;

отношения по адресной социальной помощи.

§ 2. Общая характеристика материальных, процедурных и процессуальных правоотношений. Исходя из характера и целей, все правоотношения делятся на три вида: основные (материальные) правоотношения по выплате пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг, помощи; процедурные правоотношения по установлению юридических фактов; процессуальные по разрешению споров.

К вопросу природы правоотношений в социальном обеспечении неоднократно обращались В.С. Андреев, К.С. Батыгин, Р.И. Иванова, М.И. Полупанов, Г.С. Симоненко, В.Е. Субботенко и др. Этими учеными освещены основные черты правоотношений права социального обеспечения, роль и место этих отношений в механизме правового регулирования, их связь на уровне специфики общественных отношений, составляющих предмет отрасли, норм права, метода правового регулирования. Отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в трудах Е.Г. Азаровой, В.А. Ачаркана, В.К. Деусовой, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, С.С. Юсуповой, Е.В. Кравченко, Н.А Купиной, Ю.С. Мацулевича, Е.Е. Мачульской, Р.О. Мередова, В.В. Рогожина, Э.Г. Тучковой, Я.М. Фогеля, В.Ш. Шайхатдинова. Однако в этих работах отсутствует единство взглядов по многим аспектам данной проблемы. Споры носят иногда терминологический характер, а иногда являются результатами различных методологических позиций отдельных исследователей.

По существу остались дискуссионными вопросы о месте в системе правоотношений процессуальных, оснований возникновения материальных (основных) правоотношений, об объекте, его соотношении с содержанием правоотношений, о некоторых особенностях характера субъективных прав и юридических обязанностей в данной области.

§ 3. Характеристика элементов правоотношений по социальному обеспечению. Правоотношения по социальному обеспечению, являясь совокупностью особым образом взаимодействующих общественных отношений, урегулированных нормами права, можно рассматривать как систему. Под системой в современной философии и праве большинство ученых понимают целостное множество взаимосвязанных элементов. Различия компонентов системы, разные основания для группировки входящих в нее правоотношений обеспечивают возможность многопланового подхода к исследованию этой системы.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется путем точного определения круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий.

Во многих отраслях права в зависимости от того, результатом какой нормы являются правоотношения, и какой вид общественных отношений они опосредуют, выделяют три системы: материальные (основные), процедурные и процессуальные. В литературе по социальному обеспечению дискуссионным является вопрос отнесения процессуальных и процедурных отношений в систему правоотношений. По мнению В.С. Андреева, Е.Н. Доброхотовой, М.В. Филипповой, М.А. Янтураевой, В.К. Субботенко, её составляют три группы взаимосвязанных правоотношений, регулируемых нормами права социального обеспечения: материальные (основные), процедурные и процессуальные. В.А. Тарасова считает, что только материальные и процедурные входят в эту систему, а В.М. Горшенев, Ю.М. Козлов – одни материальные.

В действующем законодательстве по социальному обеспечению (например, ст. 79 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г.) закреплены положения о праве на судебную защиту. В них предусматривается предварительное внесудебное рассмотрение жалоб с правом дальнейшего обжалования в суд в порядке, предусмотренном Гражданско-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ГПК) для рассмотрения дел, вытекающих из административно-правовых отношений.

Таким образом, законодательно закреплено решение спорных вопросов в административном и судебном порядке, т.е. налицо процессуальная форма рассмотрения дел, носящая юрисдикционный характер.

Регулирование порядка юрисдикционной деятельности осуществляется процессуальными нормами. Процессуальные нормы как производные от материальных «действуют … там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку возникает правовой спор, где требуется соответствующая юрисдикционная оценка того или иного действия»[50]. Ю.М. Козлов[51] также связывает с юрисдикционной деятельностью действия органа государственного управления, осуществляющего оценку действий гражданина с позиций требования права (Имеет ли он право на пенсию? В каком размере? и т. п.).

По мнению Э.Г. Тучковой, право социального обеспечения не закрепляет какой-либо особой процедуры рассмотрения споров. Процессуальные отношения регулируются нормами нескольких отраслей, но каких именно автор не уточняет[52].

В.А. Тарасова разграничивает отношения, возникающие в сфере социального обеспечения, и отношения, которые входят в предмет права социального обеспечения. В социальном обеспечении действуют материальные (основные), процедурные и процессуальные правоотношения. Поскольку процессуальные правоотношения используют нормы гражданско-процессуального и административного права, то они не должны относится к праву социального обеспечения[53].

В.К. Субботенко считает, что процессуальные отношения в административной стадии рассмотрения спора способствуют реализации материальных (основных) отношений, т. е. выполняют служебную роль. Нормы права, регламентирующие порядок подачи и прохождения жалоб, сроки рассмотрения, принятия заключения по жалобе и т.д., входят в правовые акты, касающиеся непосредственно социального обеспечения граждан. Порядок разрешения споров определяется содержанием и характером отношений, по поводу которых возникает спор. Кроме того, на содержание процессуальных правоотношений, прежде всего, влияет объект материального (основного) правоотношения, а не то обстоятельство, что они складываются в сфере государственного управления. Состав субъектов процессуальных отношений в административной стадии также позволяет отнести их к предмету права социального обеспечения, а не к предмету административно-процессуального права. С материальными (основными) их объединяет и метод правового регулирования. Праву социального обеспечения характерен метод социально-обеспечительных требований, предоставлений и притязаний, а для административно-правового регулирования присущ административно-правовой метод (отношения власти и подчинения)[54]. В.С. Андреев указывает, что в предмет права социального обеспечения включаются лишь такие процессуальные отношения, в которых «решает спор орган, специально созданный для рассмотрения вопросов социального обеспечения»[55].

Позицию некоторых ученых о возникновении административных отношений при рассмотрении спора вышестоящими органами в порядке подчиненности критикует и Р.И. Иванова По её мнению данные отношения способствуют реализации материальных (собственно распорядительных) отношений, определяются спецификой их характера и содержания, но в них отсутствует элемент власти – подчинения. Поэтому отношения, возникающие между физическим лицом и различными государственными органами по рассмотрению споров о предоставлении конкретных видов социального обеспечения, следует включать в предмет права социального обеспечения[56].

Жалоба – это, с одной стороны, требование о защите прав, адресованное компетентному органу Фонда, а с другой – требование об устранении нарушений, допущенных при назначении и выплате пособий, пенсий. Она выступает процессуальным средством защиты нарушенного субъективного права. В её основе лежит спор о праве, разрешить который обязан Фонд. Поэтому мы не разделяем точку зрения ряда авторов о том, что процессуальные отношения регулируются нормами административного права или административно-процессуального права. «Материальное обеспечение вытекает не из положения органа, осуществляющего его, а из самостоятельного конституционного положения о праве граждан на материальное... обеспечение»[57]. В связи с этим сфера социального обеспечения граждан не может рассматриваться частью государственного управления и названные отношения необходимо включать в предмет права социального обеспечении. Юрисдикционная деятельность Фонда, как управленческого органа должна рассматриваться как часть исполнительно-распорядительной деятельности, регулируемой правом социального обеспечения; другой её составной частью является организационно-процедурная, входящая в предмет административного права.

Что касается обжалования решений вышестоящих структурных подразделений Фонда в судебном порядке, происходящим в рамках гражданско-процессуального судопроизводства, то следует отметить, что содержание процессуальных норм не определяется характером норм материального права социального обеспечения.

Итак, составной частью системы правоотношений являются процессуальные, но в предмет права социального обеспечения входят только процессуальные отношения в рамках Фонда социальной защиты населения.

Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов считают, что отношения по защите прав на социальное обеспечение или в связи с разрешением споров в этой сфере бывают процедурные и процессуальные. Споры по вопросам назначения видов социального обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплаченных сумм разрешаются вышестоящими органами социальной защиты и считаются процедурными отношениями. При рассмотрении спора вышестоящими органами возникают социально-правовые и административно-правовые отношения, а при разрешении его судом – гражданско-процессуальные, а не социально-правовые процессуальные правоотношения.[58]

Процессуальные отношения имеют ряд характерных признаков. Во-первых, по целевому назначению – это правоохранительная юрисдикционная деятельность компетентных органов Фонда; во-вторых, по основанию возникновения – это жалоба гражданина; в-третьих, по субъектному составу: с одной стороны орган, рассматривающий спор, жалобу, а с другой – гражданин-заявитель. В предмет права социального обеспечения входят только процессуальные отношения административной стадии рассмотрения споров.

Как правильно отмечает Е.Е. Мачульская, «отсутствие процессуальных норм в праве социального обеспечения является пробелом в законодательстве, а не подтверждением отсутствия процессуальных отношений в сфере социального обеспечения»[59].

В.Н. Толкунова, исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делит на три вида:

- основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг;

- процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их состава для права на определённый вид социального обеспечения и назначения этого обеспечения или отказа в нём;

- процессуальные правоотношения по разрешению споров по социальному обеспечению.

Вопрос о принадлежности процедурных норм является дискуссионным. В литературе высказаны следующие точки зрения. В.М. Горшенев считает, что процедурные нормы «имеют определенную самостоятельность по отношению к отраслям материального права и не входят в их содержание в качестве составных частей» вследствие различий в предмете правового регулирования[60]. Ю.М. Козлов полагает, что они принадлежат административному праву либо процессу, поскольку процедура назначения и выплаты пенсий и пособий осуществляется исполнительно-распорядительным органом государственного управления[61].

Напротив, ряд авторов (В.С. Андреев, Р.И. Иванова, В.К. Субботенко) относят процедурные нормы к предмету права социального обеспечения.

Мы разделяем точку зрения этих авторов. Как правильно отмечает В.К. Субботенко, во-первых, материальные нормы составляют органическое единство с процедурными и закрепляют форму реализации предписаний материально-правовых норм. Во-вторых, процедурными нормами определяется порядок позитивной деятельности соответствующих органов. Порядок рассмотрения не рассчитан только на специфический вид общественных отношений – как социальное обеспечение граждан[62].

В Законах «О пенсионном обеспечении», «О пособиях семьям, воспитывающим детей», Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, Положении о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, и беременности и родам процедурные нормы не отделены от материальных (основных). Это обусловлено регулятивным характером процедурных норм, поэтому их формулирование законодатель осуществляет в одном акте с материальными нормами. В нормах предусматривается и определенная самостоятельность органов, осуществляющих процедурную деятельность Фонда, МРЭК, ВКК, лечебно-профилактических учреждений Министерства здравоохранения и др.

§ 4. Правосубъектность в социальном обеспечении. Специфика процедурных норм определяет содержание деятельности органов, компетентных в области социального обеспечения, а также возникающих в связи с этим отношений. Поэтому предписания, содержащиеся в процедурных нормах, более детально касаются субъектов, наделенных полномочиями при применении норм материального права.

Основную нагрузку в процедурных нормах выполняет диспозиция, в которой сформулированы права и обязанности субъектов процедурных правоотношений. При отсутствии конфликтной ситуации отпадает необходимость в использовании санкции правовой нормы, поэтому в правоотношении достаточно применения ее гипотезы и диспозиции. Процедурные нормоустановительные правоотношения являются в силу этого формой применения диспозиции норм материального права в области социального обеспечения.

Вопрос об объектах правоотношений настолько неотделим от характеристики правоотношения, что это находит отражение и в терминологии, где для разграничения одних видов правоотношений от других в названии дается указание на объект.

В правовой литературе высказаны различные суждения об объекте правоотношений. Эту категорию можно понять из общефилософского определения понятия объекта. Объект – «то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и позитивная деятельность»[63]. В.К. Субботенко считает, что объектом материальных (основных) правоотношений является материальное благо (пенсия, пособия и т.п.), а объектом процедурного – результат действия. В.С. Андреев исходит из того, что право социального обеспечения относится к числу тех отраслей права «где для разграничения одних видов правоотношений от других в названии дается указание на объект». По его мнению, объектом процедурных отношений является само юридически значимое обстоятельство или группа таковых, а процессуальных – оспариваемое право[64]. Р.И. Иванова, разделяя мнение этих авторов, полагает, что для правоотношений по пенсионному страхованию и временной нетрудоспособности, беременности и родам объектом выступает право-требование быть застрахованным при состоянии в трудовых правоотношениях[65].

Круг объектов правоотношений очерчивается через интерес управомоченного. С.С. Алексеев видит существенные различия объектов в правоотношениях активного и пассивного типа. В правоотношениях пассивного типа им является объект права, а активного типа – объект обязанности, который всегда выступает в виде результата действия[66].

При определении общего понятия объекта правоотношений представляется правильной позиция Ю.К. Толстого, считающего, что «всякое правоотношение выступает в качестве посредствующего звена между нормой права и тем фактическим, общественным отношением, на которое норма права воздействует как на свой объект», поэтому и объект правоотношения правильнее определить как то, на что направлено право субъекта[67].

Напротив, Л.С. Явич и Р.И. Халфина полагают, что правоотношение не может иметь самостоятельного объекта, так как он совпадает с объектом субъективного права. Объект права представляет собой «предпосылку возникновения и развития правоотношения» и в силу этого «остается внешним по отношению к правоотношению...»[68].

Более соответствующими действующему законодательству являются позиции В.С. Андреева, В.К. Субботенко о том, что объектом материальных (основных) правоотношений являются денежные выплаты в виде пенсий и пособий; объектом процедурных – действия и результат действия, а процессуальных – оспариваемое право. Это согласуется и с мнением С.С. Алексеева и Ю.К. Толстого.

В общей теории права возникновение правоотношений связывают с социальными и юридическими предпосылками. С точки зрения социальных предпосылок возникновение правоотношений по поводу нетрудоспособности произошло за счет придания юридической формы общественным отношениям, которые сложились на протяжении длительного исторического развития. А к юридическим предпосылкам относят нормы права, правоспособность, дееспособность и юридические факты.

Как философская категория форма выступает способом организации и существования определенного явления, процесса, предмета; в то время как содержание – это совокупность элементов или частей предмета и их взаимодействия между собой и с другими предметами. Они характеризуются относительным единством, взаимосвязанностью. Форма более устойчива, чем содержание. Свое развитие она получает в категории структуры.

Соотношение формы и содержания правоотношения имеют различные аспекты. По мнению Р.О. Халфиной, правовой форме конкретного отношения соответствует ее содержание, т. е. юридически оформленные права и обязанности его участников. Она рассматривает содержание правоотношения как единство реального общественного отношения и его юридической формы.

Е.Е. Мачульская считает, что содержанием материального правоотношения служит субъективное право гражданина на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного государственного органа принять решение об его предоставлении или в отказе в предоставлении.

Содержание процедурных правоотношений составляет субъективное право гражданина на установление юридических фактов, необходимых для возникновения права на конкретный вид социального обеспечения, и соответствующая ему обязанность государственного органа произвести проверку и вынести акт-решение об удовлетворении субъективного права гражданина или об отказе в этом.

Содержанием процессуальных правоотношений выступает субъективное право на восстановление нарушенного права и соответствующая ему обязанность государственного органа рассмотреть существо спора и принять решение.

Правоотношения проявляются в двух формах: как средство правового регулирования и как результат действия правовой нормы. Если в их исследовании основное внимание уделить взаимосвязи с правом как юридическому явлению, исполняющему роль правового регулятора поведения людей, то правоотношение выступает в качестве средства правового регулирования. При выяснении взаимосвязи общественного отношения и права – правоотношение рассматривается как результат действия правовой нормы.

Как результат урегулированности правом общественного отношения они имеют своей формой права и юридические обязанности субъектов. Содержанием правоотношения является поведение его участников. Юридическую значимость по фактическому поведению в общественных отношениях придает их форма, т.е. правомочия и юридические обязанности его субъектов. К правомочиям, входящим в состав субъективного права, относятся право-требование, право на свои активные действия и притязание.

Основным правомочием в материальных (основных) правоотношениях в сфере социального обеспечения пенсиями и пособиями является право-требование гражданина получить пенсию или пособие, а основной юридической обязанностью второго субъекта – компетентного органа, произвести эти выплаты. По своему значению право-требование – это правомочие на чужие действия.

Право на свои активные действия состоит в праве управомоченного субъекта на фактическое обладание пенсией и пособием и его использованием. Это право относится к социально значимым субъективным правам. Вторая сторона юридического содержания – юридическая обязанность представляет собой предписанную обязанному лицу меру необходимого поведения, которому лицо должно следовать в соответствии с требованием уполномоченного лица в целях удовлетворения его интереса. Обязанная сторона выполняет правоуправленческую деятельность позитивного характера по реализации предписаний норм материального права в соответствии с возложенными на него функциями.

Притязание – это правомочие, выраженное в возможности привести в действие аппарат государственного принуждения против обязанного лица. Обязанная сторона выполняет юридические обязанности в форме правоохранительной деятельности. Субъективная обязанность предопределена мерой требования управомоченного лица (нетрудоспособного) и регламентирована в нормативных актах по социальному обеспечению. В одностороннем порядке или по соглашению сторон в этих отношениях мера обязанностей не может быть изменена. Из-за государственного характера обеспечения в нормах права устанавливается такая процедура предоставлений пенсий и пособий, которая запрещает нецелевое использование средств Фонда социальной защиты населения и государственного бюджета, делает неприменимым договор как средство реализации прав граждан в этой области отношений. Данный запрет пронизывает в той или иной степени все нормы правового института пенсий и пособий и предопределяет расстановку субъектов правоотношений, пути и средства обеспечения реализации прав и обязанностей.

Как средство правового регулирования правоотношения представляют собой неразрывную взаимосвязь между их участниками через субъективные права и обязанности. В связи с этим правоотношения выполняют, во-первых, функцию связующего звена между нормой права и фактическим общественным отношением, занимают ведущее место в механизме правового регулирования; во-вторых, правовое поведение субъектов оформляется в виде прав и обязанностей. Здесь его формой выступает характер взаимосвязи сторон в правоотношении. Субъектов правоотношений характеризует равенство сторон, но граждане являются правомочным субъектом, а компетентные органы – правообязанным. Содержание правоотношения раскрывается через права и обязанности, в которых отражается установленное законодателем возможное (либо дозволенное) и должное поведение его участников. Изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей означает соответственно изменение или прекращение правоотношения.

Материальные (основные) и процедурные правоотношения относятся по структуре к сложным. Участников этих правоотношений связывают детально регламентированные законодательством взаимные права и обязанности. Общее состоит в преимущественном праве-требовании управомоченного лица и обязанности другого субъекта удовлетворять потребности субъекта права.

Применительно к двойной функции обязанного субъекта, включающей в себя процесс установления фактов и применения норм права, рассматриваемые права и обязанности по осуществлению процедуры назначения пенсии и пособия будут различными.

Основное право гражданина в процедурном правоотношении состоит в обращении к компетентному органу, а основная обязанность заключается в предоставлении необходимых доказательств о наличии у него права на пенсию или пособие – предоставлении недостающих документов по указанию полномочного субъекта.

В процессуальных правоотношениях правомочный субъект имеет право требовать всестороннего рассмотрения его дела по существу и принятия объективного решения, но одновременно обязан своевременно обратиться с жалобой в компетентный орган и, если имеются доказательства, предоставить их, а также выполнять другие необходимые обязанности.

Роль юридических норм в возникновении правоотношений заключается, прежде всего, в том, что они закрепляют за нетрудоспособными и компетентными органами возможность вступления в правоотношения. Кроме того, в гипотезах норм указывается на необходимые условия, при наличии которых возможность участия в правоотношениях становится реальностью.

Таким образом, правовая норма придает общественным отношениям юридическую форму правоотношения.

Правовые нормы, закрепляя за субъектами возможность вступления в правоотношения по поводу пенсий и пособий, тем самым фиксируют у них наличие такого своеобразного юридического качества как правоспособность, т. е. возможность выступать носителем юридических прав и обязанностей.

Категория правоспособности имеет значение для характеристики правового положения субъектов правоотношений. Для ее рассмотрения важно исходить из правильных общетеоретических представлений. Если общая правоспособность характеризует положение субъекта на стадии возможности обладания правами и обязанностями, указанными в законодательстве, то при вступлении в правоотношения по поводу пенсий и пособий граждане реализуют отраслевую правоспособность. Термин «отраслевая правоспособность» получил широкое распространение в юридической литературе. При этом большинство ученых считает, что обладание отраслевой правоспособностью определяется характером регулируемых правом общественных отношений.

Наряду с отраслевой существует специальная правоспособность с ее многообразием подвидовых проявлений. Так, право на пособие по болезни, травме возникает при наступлении факта временной нетрудоспособности, удостоверенного листком нетрудоспособности и фактического освобождения от работы; а для санаторно-курортного лечения наступает при условии наличия путевки за счет средств социального страхования и если очередного и дополнительного отпусков недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно. Возникновение права на пособие по уходу за больным членом семьи связано с фактической необходимостью ухода за заболевшим, которого невозможно поместить в больницу, а отсутствие ухода грозит опасностью для его жизни или здоровья, и если нет другого члена семьи для ухода за больным и т.п.

Утверждение Ю.С. Мацулевича о сложности специальной правоспособности не является основанием для ее не применения. Обладание специальной правоспособностью означает, что граждане имеют реальную возможность реализовать право на определенные пособия и пенсию. Правоспособность при временной нетрудоспособности возникает одновременно с трудовой. Согласно ст. 21 Трудовому кодексу Республики Беларусь заключение трудового договора допускается лицами, достигшими 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) он может быть заключен с лицами, достигшими 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающему процесс производства. Трудовой договор с лицом моложе 14 лет признается недействительным.

Таким образом, специальная правоспособность возникает не со дня рождения, а с 14 лет. Право быть субъектами процедурных и процессуальных правоотношений связано с правоспособностью в материальном (основном) правоотношении.

Применительно к органам, осуществляющим назначение и выплату (предоставление) пенсий и пособий и выступающей второй стороной правоотношений, как правильно считает B.C. Андреев, точнее употребить термин компетенция, а не правоспособность. Так, содержание компетенции Фонда социальной зашиты населения предопределено кругом задач, для выполнения которых они созданы. Под компетенцией здесь следует понимать круг дел, отнесенных к ведению управления социального страхования Фонда, а также круг полномочий совершать определенного вида властные действия административно-распорядительного и правоохранительного, а иногда нормоустановительного характера. Компетенция Фонда установлена государством и определена в нормативных актах.

Правоспособность выступает общей основой для вступления в правоотношения. Специальная правоспособность на конкретный подвид пенсии и пособия возникает позднее в зависимости от причины временной нетрудоспособности. Правоспособность проявляется в субъективном праве, а связующим звеном между ними выступают юридические факты.

Третьей юридической предпосылкой является возможность субъекта своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности, т. е. дееспособность, которая наступает одновременно с трудовой. Согласно общему правилу, в полном объеме дееспособность возникает по достижении 18-летнего возраста (ст. 20 ГК). В качестве неизвестного ранее основания для наделения гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, полной дееспособностью ГК 1998 г. ввел эмансипацию. Согласно ст. 26 ГК несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителя или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

К четвертой юридической предпосылке относятся юридические факты.

До сих пор дискуссионными остаются основания возникновения правоотношений по поводу пособий по временной нетрудоспособности. Это объясняется тем, что природа правоотношений во многом обусловлена тесной связью с трудовыми правоотношениями, а также целевой направленностью пособий применительно к субъекту. Продолжительность действия правоотношений равна сроку выплаты пособий в каждом виде утраты трудоспособности. Но правоотношения могут продолжаться и тогда, когда временная нетрудоспособность наступает в день увольнения работника или не позднее одного месяца после увольнения. Непосредственной предпосылкой для такого соотношения во времени является институт государственного социального страхования. В силу его существования лица, на которых распространяется страхование, или лица, приравненные по правовым последствиям к первым, при вступлении в трудовые правоотношения считаются автоматически во внедоговорном порядке включенными в сферу обеспечения по социальному страхованию. Поэтому К.С. Батыгин, Р.И. Иванова, В.А. Тарасова считают, что не юридический факт временной нетрудоспособности вызывает возникновение правоотношений, а такой юридический факт как заключение трудового договора.

Главная цель права быть застрахованным состоит в ограждении лица от потери заработка путем выплаты пособия всякий раз, когда наступает страховой случай, относящийся к временной нетрудоспособности в понимании действующего законодательства. Мы не разделяем мнение Р.И. Ивановой, что правоотношения возникают из единичного юридического факта-действия (заключения трудового договора) и поэтому они являются по преимуществу волевыми, в основе которого лежит право-требование, понимаемое как право быть застрахованным.

В.С. Андреев, исходя из характера правоотношений, возникающих каждый раз с наступлением временной нетрудоспособности и других юридических обстоятельств, указанных в законодательстве, также не считает трудовой договор, порождающий трудовое правоотношение, одновременно тем юридическим фактом, который служит основанием возникновения правоотношений. По его мнению, трудовой договор имеет значение лишь «постольку, поскольку определяет возможность субъектов правоотношений»[69].

Несмотря на то, что протяженность правоотношений во времени чаще совпадает со сроком действия трудового договора, их содержание определяется законодательством о государственном социальном страховании. Исходя из этого выплату пособий лицам, у которых утрата трудоспособности вследствие заболевания или травмы, длящаяся свыше месяца, а также отпуск по беременности и родам наступили в течение месяца после прекращения трудовой деятельности должны рассматриваться как повышенная охрана прав граждан в государственном социальном страховании. В данном случае трудовые правоотношения прекращены, а по обеспечению пособиями продолжаются.

Таким образом, согласно действующему законодательству основаниями возникновения правоотношений по поводу обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности являются: страховые риски – профессиональные и социальные (причины временной нетрудоспособности); выполнение работы лицами наемного труда и лицами, приравненными по правовым последствиям к ним; лицами, самостоятельно занимающимися трудовой деятельностью при условии уплаты последними страховых взносов. Лицо, самостоятельно занимающееся трудовой деятельностью – это лицо, которое индивидуально занимается трудовой деятельностью, в целях получения дохода и на которое распространяются все виды социального обеспечения.

Основанием возникновения правоотношений является перечисленный юридический состав в целом. При неполном составе юридические последствия не наступят. С момента возникновения оснований обеспечения лицо становится носителем специальной (подвидовой) правоспособности.

Волеизъявление лица, выраженное в предоставлении листка нетрудоспособности и решение страхователя, вынесенное в установленном законодательном порядке, являются столь же обязательными элементами юридического состава, как и юридический факт.

Материальная потребность реализуется только в рамках правоотношений, вступление в которые связывается с волей лица. Правовое значение волеизъявления заключается в том, что оно выступает в качестве одного из необходимых оснований возникновения конкретного правоотношения. Именно на этом этапе начинается претворение в жизнь правовых возможностей, составляющих содержание субъективного права на определенные пенсию или пособие. Данное положение имеет практическое значение, так как волеизъявление обусловлено потребностями самого гражданина, его заинтересованностью в успешной реализации законного права на пособие. Задача Фонда или другого компетентного органа в этом случае состоит в своевременном и полном удовлетворении этой потребности.

Обязанная сторона на стадии возникновения правоотношения не выступает инициативной стороной. Её обязанность приводится в движение всегда через волеизъявление гражданина, имеющего право на пенсию, пособие, она исполняется автоматически без каких-либо встречных действий управомоченного.

Особая значимость волеизъявления заключается в том, что оно приводит в движение весь механизм реализации прав. Без него субъективное право не будет осуществлено и останется в потенциальном состоянии. Дальнейшая реализация права во многом зависит от положительной деятельности правоприменительных органов. Как элемент механизма правореализации, правоприменительная деятельность этих органов обычно «подключается» на стадии назначения определенного вида выплат пособия. Содержание такой деятельности заключается в установлении всех фактических обстоятельств дела и в принятии на основании действующего Положения правоприменительного акта, который в совокупности с другими юридическими фактами служит основанием возникновения конкретного правоотношения.

Материальные правоотношения начинаются непосредственно с выплаты гражданам пенсий, пособий на основе государственно-властного акта об их назначении – решение страхователя. Оно представляет собой, после заявления гражданина, завершающее звено в сложном юридическом фактическом составе, являющееся основанием возникновения правоотношений.

Следовательно, для материальных правоотношений необходим юридический состав трехзвенной структуры: собственно юридический факт, т. е. жизненные обстоятельства, волеизъявление заинтересованного лица, решение страхователя о назначении пенсии, пособия (акт компетентного органа). При этом решение последнего является результатом реализации процедурного правоотношения. Юридический состав для материальных (основных) правоотношений состоит из юридических событий (обстоятельств, не зависящих от воли людей) и юридических действий (волевого поведения).

Законодательство с наступлением ряда юридических фактов связывает изменение существующих правоотношений (изменяется либо объем правомочий, либо содержание прав и обязанностей субъектов). Например, пособия по временной нетрудоспособности будут выплачиваться в половинном размере пособий, установленных в п. 30 Положения, лицам, нарушившим установленный врачом режим, а также лицам, не явившимся без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или освидетельствование в медико-реабилитационную экспертную комиссию (далее – МРЭК) со дня допущенного нарушения на срок, установленный комиссией страхователя по назначению пособий (п. 32.2 Положения),

Основным правопрекращающим юридическим фактом является решение страхователя о выдаче или отказе в выплате пенсии, пособия.

Установление отдельных фактов, имеющих юридическое значение для обеспечения пенсиями и пособиями, отнесено к компетенции различных органов. Различают административную и судебную стадию порядка установления этих фактов.

От установленных судом или другим компетентным органом юридических фактов зависит возникновение, изменение или прекращение у заявителя определенных прав. Правоотношения по установлению отдельных фактов возникают с целью закрепления правового положения гражданина. Они не направлены на принудительное осуществление материального закона, так как материальные правоотношения еще не возникли. Критерием для отграничения административного от судебного порядка установления юридических фактов служит специфика факта и особенность его установления.

Правоотношения, возникшие между гражданами и компетентными органами, по установлению имеющих юридическое значение фактов, характеризуются следующим: во-первых, отсутствием спора по поводу устанавливаемого факта; во-вторых, непременным участием гражданина в качестве заинтересованного субъекта правоотношения; в-третьих, позитивной процедурной деятельностью по установлению факта.

По целевому назначению они относятся к правоустановительным отношениям положительной деятельности, а по субъектному составу – это правоотношения, складывающиеся между гражданами и органом, назначающим материальное обеспечение; основанием возникновения является заявление. Поэтому правомерно, как это считают В.А. Тарасова, А.Д. Зайкин, отнести их к процедурным отношениям, а не к процессуальным, как это делают и другие авторы.

Одним из основных фактов для возникновения правоотношений по обеспечению пособиями выступает установленный специальным медицинским органом факт постоянной или временной нетрудоспособности. Правовые отношения по поводу его установления по своему характеру являются процедурными и возникают на основе волеизъявления гражданина и складываются между ним и соответствующим медицинским учреждением.

По содержанию правоотношения по установлению факта постоянной или временной нетрудоспособности являются сложными. Орган специальной компетенции не только обязан квалифицированно и в срок освидетельствовать гражданина, определить степень его трудоспособности, но и вправе требовать своевременной явки на повторный и последующие приемы в строго назначенное время, соблюдения рекомендуемого режима. Так, согласно п. 32.2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лицам, нарушившим режим, установленный для них врачом, а также лицам, не явившимся без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на освидетельствование в МРЭК, пособие выплачивается в половинном размере со дня допущенного нарушения и на срок, установленный комиссией страхователя по назначению пособия.

Правоотношения по освидетельствованию факта постоянной и временной нетрудоспособности между гражданами и компетентными медицинскими учреждениями тесно связаны с собственно трудовыми отношениями и возникают в связи с существованием последних. Установление факта временной нетрудоспособности необходимо не только для констатации самого факта, для профилактики заболевания, восстановительного лечения, но, прежде всего, для освобождения на этот период от работы в связи с болезнью самого застрахованного или для ухода за больным членом семьи, ребенком.

Отношения, возникающие между освидетельствованными гражданами и МРЭК, регулируются Положением о медико-реабилитационных экспертных комиссиях от 18 октября 2007 г.

Факты, имеющие юридическое значение, могут устанавливаться и судом в порядке особого производства и, в частности, в порядке, предусмотренном ст.ст. 363-367 ГПК.

В постановлении Пленума от 18 марта 1994 г. «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» подчеркивалось, что в случаях, когда решение комиссии по назначению пенсий основано на наличии или отсутствии факта, имеющего юридическое значение, спор рассматривается судом по существу. В п. 4 постановления Пленума «О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства» от 24 июня 1999 г. еще раз зафиксировано это положение, поскольку суды допускают ошибки в оценке доказательств. Одни из них ограничиваются показаниями свидетелей, другие – отказывают в установлении фактов, ссылаясь на отсутствие письменных доказательств, не принимая во внимание показания свидетелей. А в п. 5 постановления разъясняется, что суд вправе рассматривать заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение для назначения пенсии либо её перерасчёта, в случаях, если его установление не входит в компетенцию комиссии по назначению пенсий.

В связи с этим правомерно выделить в правоприменении две формы его существования. Однако судебную форму нельзя назвать правоприменительной в собственном смысле слова. Суд в этих случаях не выступает в полной мере применителем норм материального права. Он учитывает только их предписания, проверяет возможность осуществления конкретным субъектом и определяет тем самым целесообразность установления данного факта.

Исходя из этого, мы разделяем мнение В.С. Андреева и Я.М. Фогеля о том, что правоотношения, возникающие по поводу установления юридических фактов, необходимых для возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения между гражданином и судебным органом, относятся к процессуальным, рассматриваются в рамках гражданско-процессуальных отношений.

Таким образом, деятельность компетентных государственных органов, к числу которых относятся Фонд социальной защиты населения, МРЭК, ВКК, по установлению фактов, имеющих юридическое значение при назначении пенсий, пособий, носят процедурный характер. Процедура, как официально установленный порядок любой деятельности, совершения действий различными государственными органами, должностными лицами, является понятием более широким, чем процесс. Исторически сложилось, что процесс в юридическом толковании – это одна из форм юридической процедуры, но специальная форма рассмотрения юридических дел осуществляется при правовой защите нарушенных или оспариваемых прав.

Подводя итоги, отметим, что правоотношения по поводу обеспечения пенсиями, пособиями следует рассматривать как систему взаимосвязанных элементов. Кроме материальных (основных), процедурных правоотношений в нее входят процессуальные. Материальные (основные) и процедурные правоотношения по назначению пенсий, пособий, установлению юридических фактов, имеющих значение для возникновения материальных, относятся к активным регулятивным правоотношениям, которые складываются на основании обязывающих. Процессуальные правоотношения являются охранительными.

Для существования материальных (основных) правоотношений необходим юридический состав трехзвенной структуры: собственно юридический факт, волеизъявление заинтересованного лица, решение страхователя о назначении пенсии, пособия. Для прекращения и изменения правоотношений необходимы юридические факты-действия.

В структуру субъективного права входят правомочия следующих видов: право-требование; право на свои активные действия, состоящие из права на фактическое обладание пенсиями, пособиями и их использование, и правообразовательные полномочия, а также притязания, которые возникают при нарушении юридической обязанности.

Процедурные правоотношения возникают на основе единичного факта – волеизъявления: на обязанной стороне находятся органы по назначению пенсий, пособий; объектом выступает результат действия; правомочия и юридические обязанности связаны с назначением пенсии, пособия. Для процедурного правоотношения характерна позитивная деятельность. Она складывается между гражданином и органом, назначающим пособие; возникает по заявлению гражданина.

Процессуальные правоотношения имеют следующие особенности:

1) для них характерно правоохранительная юрисдикционная деятельность компетентных органов;

2) субъектами являются гражданин и орган, рассматривающий жалобу;

3) правоотношения возникают по жалобе гражданина.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. § 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация.В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой | Для отграничения отношений в области пенсий и пособий существует четко обозначенная область действия правовых норм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.