Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть и личное влияние руководителя в организации, их формы

Руководитель в системе управления предприятием

В феномене руководства психологический анализ выделяет две составляющие: собственно руководство (администрирование) и лидерство. Эти понятия единодушно разводятся психологами: руководство понимается как фактор официальной структуры, обеспечивающий социальную организацию и управление деятельностью группы; лидерство - как феномен социально-психологической самоорганизации и самоуправления в группе, как фактор упорядочения системы неформальных отношений между ними.

Лидерство - сложное комплексное по содержанию понятие. В трактовках современных ученых руководство означает формальную властную позицию в организации, не затрагивающую личных качеств человека. В отличие от руководителя, лидер - человек, идущий впереди, указывающий путь другим, - это тот, кто ведет за собой. Однако лидерство, как особое явление, не сводится только к определенным личностным чертам, как уже неоднократно было доказано разными учеными, по своему характеру оно более сложное понятие.

Одной из основных характеристик статуса руководителя и лидера, отражающей степень признания достоинств, деловых, моральных, нравственных качеств и заслуг личности является авторитет.

Авторитет – это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценностей и результата работы руководителя, а также как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.

Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами.

Недостаточно высокий авторитет и тем более его отсутствие вызывают обычно массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными, и, наоборот, руководитель, пользующийся авторитетом, не имеет проблем коммуникации и сравнительно легко реализует стоящие перед коллективом задачи.

Не следует путать понятия «авторитет» и «престиж», они достаточно близки, но не тождественны. Авторитет базируется на личных качествах человека, его нравственных и моральных устоях, а престиж является показателем социального статуса личности, ее включенности в систему общественных отношений, он напрямую связан с положением, которое человек занимает в обществе и с социальной функцией, которую выполняет.

Авторитет руководителя может включать в себя престиж, то есть официальный, определяемый занимаемой должностью статус (объективный фактор), но основным его источником является фактическое влияние, реальное доверие и уважение со стороны подчиненных (субъективный фактор). Эти составляющие, находясь в органическом единстве, создают предпосылки для нормального функционирования организации.

Понятие «авторитет» соотносится с другим, близким к нему по характеристике понятием «власть».

Власть – это способность того или иного лица влиять на окружающих с целью подчинить их своей воле. Власть в организации предстает в качестве взаимодействия ее субъекта (руководителя) и объекта (сотрудника), при котором субъект с помощью соответствующих средств контролирует объект, определяет его поведение.

Чаще всего авторитет и власть настолько сильно взаимосвязаны, что трудно усмотреть, где кончается власть и начинается авторитет и наоборот. Известно множество примеров, когда власть руководителя не имеет реального авторитета, также может существовать и авторитет без власти, без принуждения, являющийся величиной, производной от профессиональных качеств, политической и нравственной зрелости руководителя.

Существует универсальная схема установления власти:

1. Изучение активных потребностей работника или группы работников.

2. Нахождение ресурсов (финансовых, материальных, организационных и пр.), способных удовлетворить данные активные потребности.

3. Получение контроля над необходимыми ресурсами.

4. Демонстрация сотруднику или группе сотрудников личного контроля над ресурсами, необходимыми для удовлетворения их потребностей.

Основа власти - держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от вас и заставит его действовать так, как вы желаете.

Для обеспечения баланса власти руководителя и подчиненных, прибегают к делегированию полномочий, которое в общем случае ставит своей целью закрепление различных участков за различными людьми (должностями), которые управляют их работой и организуют ее на достижение результатов, поставленных перед участком.

Руководитель имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решения информация, неформальные контакты с людьми в других структурных подразделениях и т.п.

Баланс власти между подчиненными и руководителем представлен на рис. 1.

Рисунок 1 - Балансирование власти руководителей и подчиненных

 

Формула баланса власти в организации:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды организационных культур. Классификация орг. культуры, предложенная К | Уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б равна степени зависимости лица Б от лица А
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.