Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальное районирование

Лекция №2

Вторичная материальная среда.

Природная среда.

а. природно-климатические условия.

б. флору и фауну

в. ресурсный потенциал региона

Органы власти, в настоящее время, реализуя административную реформу, вынуждены повышать информативность собственных действий.

 

а. Производство, как результат общего развития и территориального размещения производительных сил с учетом …

1. Отраслевой локализации производства и специализации региона.

 

2. Степень самообеспечения и базовой активности региона.

Самообеспечение – ориентация на внутренние потребности.

 

Момент базовой активности:

Измеряется по активности функционирующих предприятий. Учет тех, кто создает собственное дело.

 

3. Обеспечение населения продовольственными и непродовольственными товарами.

 

4. Развитие производственной и новационной кридитно-финансовой и коммуникационной инфраструктур.

 

б. Расселение и организация обслуживания населения.

 

Влияет:

 

1. Межрегиональная и внутрирегиональная миграция и расселение.

 

2. Урбанизация и урабанизационная структура. Урбанизация –увеличение структуры населения. Увеличение доли городского населения при уменьшении сельского.

 

- поиск рабочего места в городе у жителей сельских поселений.

- рост городов и поглощение городами сельских населенных пунктов в связи с расширением.

- развитие сельских поселений до статуса городских поселений.

 

3. Население.

 

- демографическая и семейная структура и ее воспроизводство.

 

Субубарнизация- население из центров расселяется на окраины.

 

Дезуборнизация – переток городского населения в сельские поселения.

 

- трудовая активность населения и ее отраслевая и профессионально0квалификационная структура, а также уровень безработицы.

 

- доходы населения, их дифференциация и динамика

- жилищно-комунальная обеспченнность.

- уровень услуг здравоохранения, просвещения, культуры.

- уровень жизни населения.

- доля лиц с девиантным поведением.

 

 

4. Экология.

 

- состояние атмосферы, гидросферы, земли и переработки твердых отходов, рекреационных зон, последствие природных катастроф и тому подобное.

 

 

Сам процесс деления территории на составляющие – процесс районирования.

Бывает:

- целевое

- проблемноориентированное.

 

Существует 3 вида районирования:

 

- административно-тррииториальное (формирует структуру административно-территориального деления страны. Представляет собой сплошное районирование – если мы сложим составляющие то получим территорию в целом. На территории России указом президента с мая 2000 года образовано 7 федеральных округов, в 2010 году произошло выделение 8 федерального округа,

 

- обще-экономическое – то же самое. Представляет собой сплошное районирование – если мы сложим составляющие, то получим территорию в целом

 

- проблемное районирование – дискретное. Не может вся страна быть одновременно одинаково проблемной.

 

 

Федеральные округа не затрагивая основное (конституционное) административно-территориальное деление, является формой укрепления вертикали государственной власти и объектом централизованного управления в современной России.

Руководящие органы федеральных округов наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им президентом РФ. Во главе округа стоит полпред.

Районирование осуществляется с определенной целью. В основе создания округов лежит определенная цель – укрепление вертикали власти.

 

Цель формирования конституционного административно-территориального деления – повышение эффективности управления.

Возглавляют – органы власти субъектов федерации.

 

До 2006 года субъектов федерации было 89. Сейчас их 83. Это связано с попыткой преодолеть ряд проблем.

Несмотря на то, что административно-территориальная структура России, сформировалась опираясь на историческое прошлое, выделяют 3 проблемы административно-территориального районирования:

 

1 проблема: Регионы резко различаются по территории численности населения экономическому потенциалу, но тем не менее принадлежат одному уровню государственному районирования, поскольку имеют политико-административный статус субъекта федерации.

Нет двух одинаковых по своим природным и экономическим характеристикам субъектов. Но при этом, несмотря на отличия, все равно они имею равный статус, а органы власти наделены равными полномочиями.

 

2 проблема: Спецификой Российского административно-территориального районирования является его осуществление на основе 2 критериев одновременно:

- по территориальному субъекту

а) край

б) область

в) города федерального значения.

 

- по национальному критерию

а) республика

б) автономный округ

в) автономная область

 

 

Смешанный принцип построения является причиной конфликтов и противоречий из-за различия задач при равенстве полномочий.

 

3 проблема: Российский парадокс. – Нигде в мире такого прецедента нет. на территории страны при конституционном закреплении равенстве прав автономные округа (за искл. Чукотского) входят в состав другого субъекта РФ. Но в соответствии с конституцией и целая территория являются равноправными субъектами федерации. Однако в экономическом планировании автономные округа самостоятельно не рассматриваются, а учитываются в составе краев и областей. Часть субъектов выделенных по национальному критерию включаются в субъекты, выделенные по территориальному признаку. Но полномочия одинаковые. В это и парадокс.

 

Проблемой, называемой Российский парадокс является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других.

Административно-территориальное районирование:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Конституц. основы АТС Федеральный округ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.