Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция информационных систем. Интегрированные информационные системы. Развитие информационных систем

Лекция №5

 

Создание и функционирование информационных систем в управлении экономикой тесно связано с развитием информационных технологий, которые в своем развитии прошли три этапа.

Первый этап.

1950 – 1960гг. – характеризуется использованием больших ЭВМ, в основном ориентация на экономию машинных ресурсов. Концепция информационных технологий была в том, что все, что люди могут делать, они должны делать сами; центральный процессор выполнял лишь ту работу, которые люди не могли выполнить в принципе. В данном случае основное задание информационных технологий можно сформулировать как повышение эффективности отработанных данных на основе использования формальных алгоритмов.

Второй этап.

1960 – 1970гг. – определяющим стал выпуск малых машин. Поскольку стоимость существенно снизилась, то целью информационных технологий стала экономия труда программистов. Концепция стала следующей - все, что можно запрограммировать – необходимо запрограммировать, остальное обязаны выполнять люди.

Третий этап.

1970 – 1990гг. – известен под названием «новые информационные технологии». Характеризуется массовым выпускам персональных компьютеров. Целью стала – экономия труда пользователей. Концепция – программировать возможно все, что люди могут описать. Центральным заданием стала разработка инструментальных средств, которые облегчат непрофессионалам-программистам процесс самостоятельной формализации их собственных знаний.

Развитие компьютерной информационной технологии неразрывно связано с развитием информационных систем, которые в экономике используются для автоматизированного решения экономических задач. Для решения любой задачи необходимо создать информационное и математическое обеспечение (обеспечить необходимыми данными и создать математическую модель). На рис. Показана упрощенная схема автоматизированного решения экономической задачи (например, расчет оптимальной рабочей программы).

 

 

       
 
Информационное обеспечение
 
Техническое обеспечение



Математические модели и алгоритмы могут быть представлены в виде, который предусматривает этап программирования, и в форме, готовой для прямого использования при решении задачи. Исходящая информация может быть представлена в различных вариантах.

Изначально, особенностью информационной системы является то, что она обеспечивает пользователя информацией из нескольких источников (организаций).

Для главных компонентов информации важное значение имеет такая характеристика как их чрезмерность. Большинство информационных систем управления информационными ресурсами вмещают и много других компонентов и все они содержат огромные описания собственного содержания в той или иной форме. Эти описания необходимы для интерпретации и корректного использования представленной информации. Значение чрезмерности существенно зависит от единицы информации. Когда единица выбрана, то чрезмерность – это просто дублирование одной и той же единицы в системе. Существенным решением при выборе единицы информации является ее размер. Выбор слишком маленькой единицы приводит не только к высокому уровню независимости блоков информации, но и к увеличению накладных расходов и расходов на поддержку; при принятии крупной единицы невозможно будет избежать численного дублирования подблоков информации.

За время возникновения и развития информационных систем организационного типа структура и чрезмерность данных существенно изменялись, чем определяли поколения данных систем.

В информационных системах первого поколения для каждой задачи отдельно готовились данные и создавалась математическая модель. Системы операционных данных были узко прикладными и ориентированы на автоматизацию работ с бумагами за счет компьютеризации больших массивов и потоков данных на операционном уровне.

Информационные системы второго поколения известны под названием «административные информационные системы». Одной из функций таких систем было обеспечение управления информацией. Типовую управленческую информационную систему характеризует структурный поток информации, интеграция задач обработки данных, генерирование запросов и отчетов.

В управленческих информационных системах уже были определены преимущества коллективного пользования данными, а также отмечено, что в одной организации много прикладных программ используют одни и те же рабочие данные и имеет место дублирование работ в процессе сбора, хранения и обработки данных. Больше того, такое дублирования являлось неэффективным. Выходом из данной ситуации стало создание единой централизованной управляемой базы, которая с помощью специального программного продукта обслуживает все прикладные программы организации.

Системы поддержки принятия решений – это системы третьего поколения. Они имеют не только общее информационное обеспечение, а и общее математическое обеспечение – базы моделей

С увеличением количества прикладных программ и увеличением количества информационных систем росло количество дублирования. Выходом из такой ситуации стала концепция создания единой централизованной управляемой базы моделей.

В этом направлении было получено ряд результатов:

1) более высокий уровень модульности

2) системы управления базами данных были использованы для контроля и управления интерфейсами моделей

3) с помощью способов системного анализа были осуществлены способы описания расчетов таким способом, который был принят для широкого диапазона пользователей

4) некоторые системные описания были автоматизированы и включены в программное обеспечение с помощью диалога пользователь – система.

Экспертная система (ЭС) – это первый программный продукт, появившийся на рынке программных продуктов, как итог 30-летней работы в области искусственного интеллекта. По смыслу ЭС воспроизводят процесс решения проблемы человеком-экспертом. Интерес к разработке ЭС связан с тем, что они дают средства повышения производительности труда и увеличения прибыльности производства.

Существует мнение, что внедрение машинного интеллекта в производство помогает разобраться в нашем собственном. К настоящему времени эволюция ЭС прошла два поколения. Сейчас разрабатывают ЭС второго поколения. Чтобы очертить границу между этими ЭС, необходимо рассмотреть разницу их основных черт: в представлении знаний, в механизмах вывода, получении объяснений и т.д.

Представление знаний. У ЭС первого поколения функционирование систем осуществляется только на основе знаний, полученных от эксперта. Опыт, приобретаемый в процессе эксплуатации, не используется. Для представления знаний используется одна из моделей, наиболее часто – продукционная. Методы представления знаний позволяют описывать только статические предметные области. Отсутствуют знания о границах области компетентности систем. Модели представления знаний ориентированы на простые, хорошо структурированные области.

Механизм вывода. Реализация вывода ЭС первого поколения осуществляется только при условии полноты данных и знаний. Системы не умеют осуществлять вывод с учетом связи объектов в пространстве и во времени. Системы не могут давать приближенный вывод. Схема вывода в ЭС не соответствует схеме рассуждения эксперта.

Интерфейс пользователя. У ЭС первого поколения отсутствуют средства настройки на конкретного пользователя. Диалог имеет жесткую структуру (ответы пользователя должны быть представлены в строго определенном виде и формате). Избыточность совокупности вопросов ЭС, адресованных пользователю, обусловлены тем, что отсутствуют взаимосвязи между данными. Отсутствуют логичность в последовательности вопросов, задаваемой системой пользователю, хотя общая логическая направленность достаточно полная.

В направлении объяснения полученных решений. Пользователь получает лишь тривиальную аргументацию, которая покрывает всех его потребностей и требует от него самостоятельной творческой работы.

Приобретение знаний и обучение. Пополнение знаний системы и контроль их противоречивости выполняется только «вручную», т.е. экспертом. Знания должны быть обязательно преобразованы в соответствующую модель представления, допускаемую ЭС. Отсутствуют механизмы обучения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие экономической информации | Основные области применения ЭС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.