КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологическое законодательство РФ как механизм экополитики. Международное сотрудничество
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию По праву первой концепцией современности следует назвать концепцию экоразвития. Именно в ней впервые были сформулированы идеи соизмерения экологического развития с возможностями природных систем, идея уравновешенности, сбалансированности между экономическими и экологическими требованиями. Новую концепцию развития предложил М. Стронг в докладе на Первой Всемирной конференции по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.). В этом же докладе он призвал мировое сообщество к смене парадигмы развития - переходу от экономического развития к эколого-экономическому. Для этого требуется ускорить переход от экономической системы к эколого-экономической. Именно последняя была определена как главная форма организации будущего развития. Привлекательной стороной в этой концепции было то, что переход к эколого-экономической системе радикально изменял главные цели управления развитием. Соизмерение природных и производственных потенциалов в эколого-экономической системе обусловливало переход к количественным методам, с помощью которых и предполагалось управлять соизмерением. Смысл концепции состоял в том, что экономический рост возможен только в рамках допустимого эколого-экономического баланса. Новая форма организации человеческого хозяйства потребовала бы принципиально новой функциональной и организационной структуры управления. После Стокгольмской конференции появилось большое количество работ, с энтузиазмом развивающих идеи экоразвития. Концепция экоразвития существовала недолго и плавно трансформировалась в концепцию устойчивого развития. Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (комиссия Брунтланд) в 1987 г. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Устойчивое развитие (УР) включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия: 1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения); 2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологий и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества. Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию: 1) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения; 2) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами; 3) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал. Чрезвычайно важны для осмысления того, что сделано и делается в плане разработки концепции устойчивого развития, документы конференции ООН по окружающей среде и развитию (июнь 1992 г.), состоявшейся в Рио-де-Жанейро (Бразилия), и встречи на высшем уровне по проблемам планеты Земля, состоявшиеся там же. Центральные документы, принятые на этой конференции: 1. Повестка дня на XXI в. 2. Программа действий организации Объединенных Наций, принятая в Рио. 3. Декларация по окружающей среде и развитию. 4. Заявление о принципах в отношении лесов. 5. Рамочная конвенция об изменении климата под влиянием газов, вызывающих парниковый эффект. 6. Конвенция о сохранении биологического разнообразия. Эти важные документы охватывают различные аспекты устойчивого развития. ООН не только всячески содействует утверждению стратегии устойчивого развития в настоящее время, но и подготовила условия для его зарождения в недавнем прошлом. Еще в 1949 г. она курировала проведение Первой, а в 1955 г. - Второй международной научно-технической конференции по охране природы. В 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы». В 1972 г. на Стокгольмской конференции по проблемам природной среды была разработана программа ООН по защите природной среды и утверждена специальная организация для ее реализации - ЮНЕП, которая активно действует совместно с ВОЗ, МАГАТЭ и другими организациями ООН по защите природы. В 1976-1980 гг. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд постановлений по охране природы, а в 1982 г. сессия ООН утвердила «Всемирную хартию природы», возлагающую на все государства ответственность за сохранение планеты и ее природных богатств. По решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1983 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). В ее задачу входила срочная разработка глобальной эколого-экономической программы и путей ее реализации в мире в ближайшие десятилетия. В марте 1987 г. работа была закончена, и программа была опубликована в том же году Оксфордским университетом под названием «Наше общее будущее». В ней впервые сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. По постановлению Генеральной Ассамблеи ООН доклад МКОСР разослан всем правительствам (и руководящим органам системы ООН) для составления своих национальных программ и выполнения их на практике. Решения МКОСР получили одобрение Генеральной Ассамблеи ООН и были положены в основу очередного документа ЮНЕП «Экологические перспективы до 2000 г. и на последующий период». В 1997 г. состоялась специальная сессия ООН для подведения итогов сделанного в мире за 5 лет по реализации целей встречи на высшем уровне в Рио. Проведены сотни региональных конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по охране природы и экологическому воспитанию населения в различных регионах мира. Работая над «Нашим общим будущим», члены МКОСР сосредоточили внимание на решении двуединой задачи: не только накормить в ближайшие годы сотни миллионов голодающих землян и ликвидировать нищету, удовлетворив основные потребности всех ныне живущих людей, но и перестать обездоливать последующее поколение землян. Понятие устойчивого долговременного развития, по мнению Э.Г. Гирусова, может быть проанализировано в нескольких аспектах. Политико-правовой аспект: - развитая современная демократия (народовластие, конституционная власть, правовое государство, подлинно гражданское общество); - система разумного законодательства и налогообложения; - социальная справедливость (достойная плата за труд, строгое соблюдение прав человека); - обеспечение свободы и равенства всех людей перед законом; - единство патриотизма и интернационализма, дружба народов, взаимная ответственность гражданина и общества; - координация правительственных и общественных структур в обеспечении ноосферного развития общества. Экономический аспект: - разумное сочетание государственной, общественной и частной собственности в народном хозяйстве, цивилизованная товарно-рыночная экономика; - демонополизация и свободная конкуренция производителей и продавцов; - производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, культурных благ в достаточном количестве для удовлетворения основных жизненных потребностей всех жителей планеты; - эффективные и гуманные средства стимулирования полезной деятельности жителей Земли. Экологический аспект: - обеспечение коэволюции общества и природы, человека и биосферы, восстановление относительной гармонии между ними, нацеленность всех трансформаций на формирование ноосферы (ноосферогенез); - сохранение не только для нынешнего, но и для будущих поколений реальных возможностей удовлетворять свои основные жизненные потребности; - теоретическая разработка и практическая реализация методов эффективного использования природных ресурсов; - обеспечение экологической безопасности ноосферного развития; - развертывание сначала малоотходного, а затем и безотходного производства по замкнутому циклу, продуманное развитие биотехнологии; - постепенный переход от энергетики, основанной на сжигании органического топлива, к альтернативной энергетике, использующей возобновимые источники энергии (солнце, вода, ветер, энергия биомассы, подземное тепло и т.д.); - совершенствование административных, экономических и правовых методов защиты природы; - постоянная забота о сохранении видового разнообразия биосферы; - систематическая эколого-воспитательная работа среди населения, особенно среди молодежи, которая должна привести к формированию бережного отношения граждан к природе как к своему собственному дому; - разработка и неукоснительное соблюдение требований эколого-нравственного кодекса. Социальный аспект: - искоренение на Земле голода и нищеты; - забота о детях и пожилых людях, больных и калеках; - дошкольное и школьное общее образование, воспитание детей и подростков; - развитие широкой и общедоступной сети профессиональных средних и высших учебных заведений. Международный аспект: - борьба за мир, предотвращение новой мировой войны и региональных конфликтов, решение любых противоречий мирными политическими средствами; - обеспечение партнерства всех стран и народов в промышленности, сельском хозяйстве, культуре и науке на основе двухстороннего и многостороннего сотрудничества; - оказание всесторонней помощи слаборазвитым странам в разных аспектах экономического развития; - активное содействие ООН в ее миротворческой и природоохранной деятельности. Информационный аспект: - высокий уровень развития науки, техники и воплощение их достижений на практике; - преодоление разобщенности естественных и общественных наук вплоть до разработки единой социоестественной научной теории; - широкое распространение народного образования и средств массовой информации, их правдивость; - кибернетизация и информатизация всего народного хозяйства и культуры; - массовое применение электронных средств в идеологической работе, в частности в пропаганде успехов стратегии устойчивого развития, в критике фактов ее недооценки; - выдвижение на приоритетное место информационных ресурсов перед вещественно-энергетическими; - преодоление отставания сознания от бытия, развитие у людей способности научного предвидения. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро учредила для проведения текущей работы по «Повестке дня на XXI век» комиссию ООН по устойчивому развитию (ЮНКУР). Ее специальный печатный орган - ежемесячный бюллетень «The Network». В нем публикуются сообщения из разных стран о ходе выполнения решений, принятых на этом форуме. В этом бюллетене сообщается также о различных национальных мероприятиях по переходу к устойчивому развитию в отдельных странах. «The Network» вполне заслуженно получил известность как «малая периодическая энциклопедия по устойчивому развитию». Отметим и роль Римского клуба в подготовке той концепции устойчивого развития, предложенной на обсуждение Глобальному форуму «Рио-92» и принятой им. Доклады Римского клуба положили начало экосистемному подходу к составлению прогнозов социального развития. В России в феврале 1994 г. вышел Указ Президента «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В нем даются принципиальные ориентиры рационального природопользования в России на конец XX - начало XXI в. Попыткой их конкретизации стала опубликованная в марте 1995 г. правительственная концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. В документе отражены идеи К.Э. Циолковского о Земле как колыбели человечества и концепция В.И. Вернадского о ноосфере как будущем состоянии земной оболочки. Однако в предложенной программе допущен заметный перекос в сторону экономики, недостаточное внимание уделено анализу биосферных ограничений развития, социальным, экологическим и нравственным проблемам устойчивого развития. 1 апреля 1996 г. был опубликован Указ Президента России Б.Н. Ельцина о принятии Правительством концепции устойчивого развития с тем, чтобы она учитывалась во всех направлениях государственной политики, а также во всех вопросах социально-экономической и культурной жизни страны. В окончательном варианте концепции устойчивого развития были учтены многие предложения, высказанные в ходе ее широкого обсуждения в печати, на конференциях и съездах. По замыслу разработчиков российского варианта, концепция устойчивого развития обеспечивает сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Структура концепции состоит из семи разделов. Как и в любой концепции, есть общие места, как, например, о разрушении биосферы и связанных с этим проблемах (ч. 1), которые можно решать только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего природной основы. Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Однако этому мешают современные потребительские стереотипы мышления, порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде. В тексте российской концепции отмечается, что Россия до сих пор имеет мощный природный потенциал (массив естественных экосистем - 8 млн кв. км), но в то же время 16% территории, где проживает больше половины населения, являются экологически неблагополучными. Кто должен решать вопросы перехода к устойчивому развитию? Прежде всего государство как гарант сохранности окружающей среды через экополитику, а также негосударственные организации. Основными направлениями перехода к устойчивому развитию являются: - создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, в котором акцент ставится на экономических механизмах регулирования природопользования; - разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты. Биосфера при этом должна восприниматься уже как фундамент жизни, а не просто как поставщик ресурсов; - оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них; - формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующих систем воспитания и обучения. Реализация этих направлений потребует координации действий во всех сферах жизни, а также и мобилизации финансовых ресурсов. В концепции отмечается, что переход к новой экологической политике невозможен без изменений в политической сфере, а именно без формирования открытого общества с такими элементами, как правовое государство и рыночное хозяйство. В экополитике государства также большую роль должны играть прогнозы различных уровней (долго-, средне-, краткосрочные по поводу возможных изменений окружающей среды). Одним из важных условий перехода к устойчивому развитию является создание отлаженной системы взаимодействия «центр -регионы». Устойчивое развитие России в принципе невозможно без стабилизации социально-экологического положения регионов. Поэтому в концепции специальный раздел посвящен устойчивому развитию регионов, где главными, на наш взгляд, являются следующие направления: - развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных технологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охрана от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты населения; - реконструкция региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем. Но при этом должен существовать определенный централизм -программные и прогнозные документы регионального уровня должны опираться на документы федерального уровня, чтобы было некоторое единство в политике регионов и отсутствовало ущемление их интересов. Конечно же, концепция не могла обойтись без определения критериев принятия решений (ч. V): 1. Никакая хозяйственная деятельность не может быть оправданна, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба. 2. Ущерб окружающей среде должен быть рассчитан с учетом экономических и социальных факторов. Соблюдение критериев должно поднять качество жизни, к основным показателям которого относятся: продолжительность жизни (ожидаемая при рождении и фактическая), состояние здоровья населения, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения), уровень занятости населения, степень реализации прав человека. В российской концепции устойчивого развития сформулированы основные направления международной деятельности России в области охраны окружающей среды: - сохранение биоразнообразия; - защита озонового слоя от истощения; - предотвращение антропогенного изменения климата; - борьба с опустыниванием; - обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия; - решение проблем Мирового океана и др. В седьмом разделе концепции выделены этапы перехода России к устойчивому развитию: 1. Решение острых экономических и социальных проблем и создание экологических программ. 2. Экологизация процесса социально-экономического развития за счет рационализации использования природного потенциала. 3. Гармонизация взаимодействия с природой всего мирового сообщества. После выхода в свет российской концепции устойчивого развития появились интересные разработки системы индикаторов успешного продвижения к устойчивому развитию. Одна из них принадлежит О.Н. Толстихину и Ю.И. Трофимцеву. К таким индикаторам они относят: 1. Практические результаты сохранения и восстановления природных комплексов и отдельных видов ресурсов, улучшение среды обитания людей. 2. Уменьшение диспропорции между объемами совокупного национального богатства, приходящимися на долю различных групп населения, регионов, стран. 3. Возрастание объема совокупного национального богатства страны при соблюдении оптимальных пропорций между состоянием окружающей среды, природными ресурсами, национальным имуществом, квалификацией работающих и духовными ценностями. Нетрудно заметить, что многие аспекты концепции устойчивого развития носят декларативный характер. Поэтому отношение к данной концепции весьма неоднозначное, она имеет много сторонников, но и много противников. Так, Т.А. Акимова и В.В. Хаскин считают, что концепцию устойчивого развития разрабатывали вполне благополучные интеллектуалы. Отсюда - преувеличение «способности биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности», лицемерные сентенции о нищете, надежда на то, что толстосумы (страны, корпорации, люди) согласятся основательно раскошелиться, пустые слова о политической воле. Авторы концепции не могут не понимать истинного положения вещей и поэтому исходят из доводов «от противного». В конечном счете все это выглядит как пропагандистская и совершенно беспомощная попытка обойти закон «на всех не хватит». Первоначальная трактовка понятия sustainable development в экологической экономике означает поддерживающее развитие, т.е. развитие, поддерживающее состояние общества на экологически допустимом уровне, без количественного роста потребления природных ресурсов. В концепции устойчивого развития этот смысл искажен и превращен в плохо завуалированное и абсолютно безнадежное желание богатых стран и слоев общества сдержать стремление бедных к повышению благосостояния. Многократное повторение тезиса о том, что развивающиеся страны не должны следовать по пути, которым пришли к своему богатству и благополучию развитые страны, воспринимается в развивающихся странах как социально-политическая дискриминация. В концепции нет ни слова о необходимости остановить экономический рост и сократить масштабы материального производства. Наоборот, «устойчивое развитие» воспринимается большинством именно как устойчивый экономический рост. И потом возникает вполне естественный вопрос: что сделано (реально) для того, чтобы мир и Россия стали развиваться более «устойчиво?» После «Декларации Рио» (1992 г.) уже прошло определенное время... Итак, концепция устойчивого развития вполне уязвима для критики с разных направлений. Но справедливости ради отметим, что польза от данной разработки, несомненно, есть. Она стимулировала экологическое мышление во многих странах мира, появились правительственные программы и интересные организации, целью которых и является реализация идеи этой концепции. Например, в России действует Федеральная целевая программа (ФЦП) экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы), создан Центр содействия устойчивому развитию России (Президент - академик М. Залиханов). В июле 2001 г. Комиссия по проблемам устойчивого развития сформировала группу из видных российских ученых и общественных деятелей для работы над стратегией УР России. Итогом этой деятельности, учитывающей предложения широкой научной общественности страны, является труд «Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации». Комиссия Государственной Думы по проблемам устойчивого развития рекомендует этот документ как базу для разработки сценариев экономического развития страны, ее регионов. В концепцию устойчивого развития, несомненно, будут внесены определенные коррективы, но сейчас необходимо разрабатывать конкретные экономические и правовые механизмы регуляции отношений между обществом и природой. Экологическое законодательство обычно понимается в двух аспектах. В узком смысле слова оно представляет собой систему только законодательных актов, т.е. актов, принятых органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов. Эти акты носят нормативный характер. Все другие нормативные правовые акты должны рассматриваться как акты исполнения законодательства. В широком смысле слова термин «экологическое законодательство» обозначает систему не только законодательных, но и любых других нормативных правовых актов, регулирующих экологическую сферу. Систему экологического законодательства возглавляет Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Он задумывался как головной комплексный законодательный акт. Этот закон содержит свод правил охраны природы в условиях хозяйственного развития и является, таким образом, экологическим кодексом России. Задачи этого закона можно разделить на три блока: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности; оздоровление окружающей среды и улучшение ее качества Ведущим принципом, направленным на решение этих задач, закон называет сочетание экологических и экономических интересов, научно обоснованное с точки зрения сохранения, а при необходимости и восстановления природной среды и здоровья человека. Это научно обоснованное сочетание должно устанавливать нормативы качества окружающей природной среды - предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического и т.д.); предельно допустимые концентрации вредных веществ; предельно допустимые выбросы, сбросы вредных веществ; нормы радиационного и электромагнитного воздействия, шума, вибрации; нормы вредных остаточных веществ в продуктах питания и т.д. Для обеспечения выполнения нормативов качества окружающей среды закон формирует экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам и гражданам, которые несут ответственность за их неисполнение. Запрещается финансировать и реализовывать проекты и программы, не получившие положительного заключения государственной экологической экспертизы. В состав комиссии по приемке законченного строительства включаются представители органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического контроля. Без их подписи объект не должен приниматься. Закон устанавливает наложение крупного штрафа на членов приемных комиссий за прием к эксплуатации объектов с нарушением экологических требований. Уголовный кодекс РФ допускает привлечение таких лиц к уголовной ответственности за халатность или злоупотребление служебным положением. Впервые в нашем законодательстве в закон включен раздел, отражающий право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду, а также закреплено право граждан и общественных экологических движений участвовать в экологической экспертизе, требовать ее назначения, проводить митинги, демонстрации, обращаться в административные и судебные органы с заявлениями о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу. Сумма причиненного вреда взыскивается с причинителя, а если установить его невозможно, то за счет средств соответствующего государственного экологического фонда, т.е. в данном случае государство отвечает перед гражданами. В состав экономического механизма охраны окружающей среды по закону входят две категории факторов: позитивные и негативные. Их цель - обеспечить экономический интерес природопользователя к ограничению вредного воздействия на природу. Позитивные факторы создают прямые экономические стимулы к охране окружающей среды и обеспечивают финансирование, кредитование, льготы, уменьшенное налогообложение при внедрении экологически чистых технологий. Негативные факторы влияют на экономический интерес через изъятие части дохода в качестве платы за пользование природными ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Важную роль приобретают отраженные в законе принципы международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды, поскольку задачи экологического возрождения трансграничные и полноценно могут быть решены лишь усилиями всего международного сообщества. Россия подписала ряд международных соглашений об охране окружающей среды. Данный Закон «Об охране окружающей природной среды» задумывался как головной комплексный законодательный акт. Его существование предполагало принятие других законов, дополняющий головной. Это такие законодательные акты, как Закон о животном мире (1995 г.), Закон РФ «О недрах» (1992 г.). Кстати, 6 апреля 2002 г. в Министерстве природных ресурсов РФ был представлен проект новой редакции Кодекса РФ о недрах. Проект, сохраняя основные принципы принятого в 1992 г. действующего Закона РФ «О недрах», дополняет и уточняет его с учетом сложившейся практики его применения. Отметим также Указы Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» (1993 г.) и «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере (1997 г.) и т.д. 10 января 2002 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Головной Закон и другие законодательные акты опираются на экологические аспекты Конституции РФ (1993 г.), в которой содержится ряд статей, регулирующих отношения между обществом и природой. Так, в ст. 9 говорится, что «земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Статья 42 гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям». Итак, Конституция РФ - это основа для развертывания достаточно сложного экологического законодательства. Но следует учитывать, что на внутригосударственное право по окружающей среде влияют принципы международной охраны естественных экосистем. Они закреплены в различных международных документах. Например, принцип суверенитета государства над природными ресурсами в пределах своей территории нашел отражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» (1962 г.), в Декларации Конференции ООН по проблемам окружающей среды, принятой в Стокгольме (1972 г.), в Декларации по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Принцип, согласно которому деятельность отдельных государств не должна причинять ущерба окружающей среде других государств, сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г., в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., в Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. Для того чтобы норма международного права стала обязательной для государства (его физических, юридических лиц, органов), вводится процедура имплементации, т.е. трансформации международно-правовой нормы в национальные законодательные и иные правовые акты. Этот порядок установлен Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Только после соблюдения всех предусмотренных данным законом процедур международные договоры становятся обязательными на территории РФ. Однако любое национальное экологическое законодательство опирается на собственные принципы, пусть и подверженные вполне естественному влиянию международного права. И.Г. Игнатьева выделяет следующие принципы развития экологического законодательства: - конституционность развития экологического законодательства, а это означает, что все акты в этой области должны приводиться в соответствие с нормами Конституции РФ и не могут ей противоречить; - построение экологических законодательных актов по системе «права - обязанности - ответственность - процедуры реализации -гарантии соблюдения»; - разработка и включение в экозаконодательство правовых норм, регулирующих правовой, экономический, организационный, идеологический механизм его реализации; - научное обоснование экологических требований, привлечение широкого круга специалистов из различных отраслей науки для разработки и принятия новых законодательных актов; - периодическое обновление экологического законодательства с учетом практики его применения. При определении приоритетных направлений развития права в области охраны природной среды и природопользования необходимо учитывать, что отношения в этой сфере регулируются, наряду с собственно экологическими правовыми актами, нормами законодательства государственного, гражданского, уголовного, земельного и др. Без такой правовой и организационной структуры принятые законы и подзаконные акты не будут иметь необходимого правоприменительного механизма и не дадут желаемого эффекта. Как показывает мировой опыт, действенное природоохранное право должно включать следующие основные компоненты: - полное правовое определение качеств окружающей среды, природных объектов, процессов и других экологических ценностей, находящихся в государственной и частной собственности и под управлением РФ и субъектов Федерации; - опирающийся на Конституцию основной природоохранный акт, закон, устанавливающий принцип и приоритетные направления правового регулирования в этой сфере; - специальные законы, а в случае необходимости дополняющие их подзаконные акты и нормы, касающиеся конкретных природных объектов (воздух, реки, прибрежные зоны, почвы, недра, леса, животный и растительный мир, ландшафты, заповедные и охраняемые территории, природные объекты, представляющие исключительную научную, эстетическую, рекреационную ценность и т.п.); - организационные структуры, в том числе в юриспруденции, необходимые для эффективного применения экологического права; - механизмы экологического контроля, включающие систему экономического мониторинга, учета природных ресурсов, правила ведения соответствующих кадастров, экологическую аттестацию и экспертизу хозяйственных объектов; - правовое обеспечение и стимулирование участия населения в решении вопросов природопользования, охраны окружающей среды и в экологической экспертизе; - систему стандартов качества окружающей среды, состояния природных систем и юридического контроля экологических норм; - специальные нормы и правила, регулирующие экологическую регламентацию хозяйственной деятельности, ограничение вредных эмиссий, использование и удаление отходов, обязательны для государственных, муниципальных и частных природопользователей; - развернутое лицензионное законодательство, определяющее порядок установления квот, выдачи и аннулирования лицензий на использование природного объекта, на выбросы и стоки в окружающую среду, на захоронение отходов и т.д.; - специальные нормы, касающиеся ответственности за ущерб, причиненный природной среде, и подкрепляющие их методики расчета ущерба, основанные, в свою очередь, на разработанной системе оценки природных ресурсов и объектов, включая не только их хозяйственную, но и экологическую, рекреационную и эстетическую ценность; - систему применения штрафных санкций за нарушение экологических правовых норм; - нормы уголовного права об ответственности за нарушение экологических правовых норм. По мнению ТА. Акимовой и В.В. Хаскина, правовую структуру следует дополнить определенной ориентацией судебной системы и процессуальными нормами. Детализацию права необходимо ориентировать на внедрение экологических компонентов в экономику, причем на макроэкономическом уровне. Экологические законы должны быть законами конкретного прямого действия, а не всеохватными и многословными, как некоторые законы советского времени.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |