КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зарубежный опыт в области природоохранной деятельности
Многие проблемы в области экологической безопасности России имеют в мировой практике стандартные, отработанные решения. Основным методом планирования и реализации деятельности по защите и улучшению жизненной среды в международной практике признаны государственные (национальные) и территориальные предметно ориентированные программы. С их помощью обеспечивается координация научных исследований и значительно повышается эффективность расходуемых средств. По каждой программе должен быть заказчик и исполнитель (на конкурсной основе). Интересен опыт экологического программирования в США в рамках Агентства по охране окружающей среды (ЕРА). Существует хорошо отработанный жесткий алгоритм подготовки и принятия программ: 1. Поручения Федерального правительства на подготовку программ. 2. ЕРА запрашивает доклады агентств штатов, исследовательских центров, университетов, институтов. 3. ЕРА поручает конкретному институту подготовку программы. 4. Экспертиза программы и предложений по проектам и объектам инвестиций. 5. Формируются основные направления, приоритеты, цели и критерии оценки достижения целей как всей программы, так и ее отдельных этапов, сроки реализации программы, инвестиции, принципы управления и т.д. 6. Экспертиза проектов, подведение итогов конкурса, подготовка предложений о выделении грантов. 7. Передача программы и проектов по ее разделам в федеральное правительство. 8. Подготовка законопроекта по программе. 9. Выпуск закона. 10. Открытие финансирования. К примеру, такую процедуру прошел законопроект о чистой воде (вступил в силу 4 февраля 1987 г.). Объем ассигнований - 20 млрд долл. Львиная доля - 18 млрд долл. - ушла штатам, и именно они несли финансовую ответственность за выполнение этих работ. Главная задача - реконструкция городских очистных сооружений для вторичной очистки сточных вод, а цель всей программы - обеспечение экологической безопасности водоемов с 1994 г. С февраля 1993 г. сброс сточных вод в поверхностные водоемы осуществляется только с разрешения Агентства по охране окружающей среды. Изложенная последовательность подготовки программ характерна и для других стран, например для Англии - проект «Темза», Франции - проект «Сена-Маас», Германии - проект «Рейн» и т.д. Есть положительный опыт международных программ, таких как программа по оздоровлению Великих американских озер (США, Канада). В США загрязнение окружающей среды стало одной из важнейших социально-экологических проблем. Такое загрязнение наносит ущерб не только природным богатствам, но и непосредственно хозяйству страны, ставит под угрозу здоровье, жизнь и благополучие населения. Масштабы его составляют 3-5% от ВВП (данные на 1990 г.). До 1970-х гг. были проблемы с получением достоверной информации о выбросах вредных веществ, объемах твердых и жидких отходов, а также способах их переработки, обезвреживания или захоронения (частные компании и корпорации отказывались давать данные, ссылаясь на коммерческую тайну). Этому способствовал и правовой механизм, отстаивающий интересы частной собственности. Однако именно в 1970-е гг. начинается эпоха нового экологического мышления. Неделя Земли в апреле 1970 г., когда «зеленые» движения по всей территории США провели выступления, демонстрации, лекции об экологической пропасти, в которой находится их страна, привела к формированию новой политической ситуации. Экологическая безопасность становится частью общественного сознания, атрибутом нового мышления и одним из направлений внутренней и внешней политики. Ужесточаются законодательные меры, направленные на пресечение загрязнения внешней среды и разрушение природных объектов, что проявилось в совершенствовании норм и стандартов, регламентирующих уровни антропогенного воздействия, в отработке системы экологического регулирования через законодательный механизм, что привело к росту инвестиций в экологическое приборостроение, разработке и практической реализации систем мониторинга и оперативного экологического контроля. Данные содержатся в экоинформационных системах, которые управляются ЕРА, получившим своеобразные полицейские функции, т.е. ставшим экологической полицией. Все-таки почему полиция? Когда резко возросли размеры штрафов, корпорации стали делать нелегальные залповые выбросы и сбросы. Ответные меры ЕРА - инвестиции в фискальные системы в местах выбросов, ужесточение штрафных санкций, судебные иски, которые обычно выигрывает агентство. Любопытна и ответная реакция корпораций: рост интереса к средствам защиты окружающей среды (по очистке сточных вод, переработке отходов, защите от шума, вибрации и т.д.); финансирование фирмами исследований по системам контроля выбросов и сбросов непосредственно на предприятиях и закупка этого оборудования. Инвестиции в новый сектор экономики составили существенную часть от капиталовложений в основное производство (целлюлозно-бумажная - 22,8%, черная и цветная металлургия - 14,8%, нефтяная - 12,7%). Были и другие последствия, такие как рост экологической адвокатуры, которую нанимали предприниматели, недовольство профсоюзов (дополнительные затраты, сокращение объемов производства, занятости). Трудно представить, как бы развивались события дальше, но в 1973 г. разразился энергетический кризис. Страны ОПЕК подняли цены на сырую нефть в четыре раза. Удар пришелся по энергоемким предприятиям. Б. Коммонер критикует общество потребления, которое развивалось в сторону энергоемкого производства и нерационального использования природных ресурсов. (В США с 1946 по 1979 г. объем загрязнения окружающей среды возрос в 10 раз, а общий объем производства - на 40%.) После кризиса 1973 г. ресурсосбережение стало главной стратегией и целью экономической и инвестиционной политики США и других развитых стран. В США ведется выявление и изучение районов, потенциально подверженных влиянию вредных выбросов. В список внесено 1200 неблагополучных районов. На проведение экологических работ были выделены значительные средства, которые в 1992 г. составили 110 млрд долл. В результате законодательной активности - основного инструмента экологического регулирования в США - и финансовых затрат в целом удалось добиться определенного позитивного изменения в имевшей место тенденции к деградации природной среды. Наибольшие успехи были достигнуты в деле ограничения загрязнения воздуха отработанными газами автомобилей, хотя в ряде городов (Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.) состояние воздушной среды все еще остается неблагоприятным. В последние годы в государственном регулировании природопользования наметилась тенденция к принятию мер, которые предупреждали бы нежелательные последствия для окружающей среды в ходе хозяйственной деятельности, к внедрению превентивных методов борьбы с загрязнением среды. Главное место при этом отводится механизму экологической экспертизы, проводимой по инициативе и под контролем государства. Экологическую экспертизу можно определить как комплекс мер юридического и экономического характера, предшествующих реализации конкретных проектов и хозяйственных планов в целом в целях оценки их возможностей и приемлемости с точки зрения воздействия на окружающую среду. Сложившийся в США в течение 1970-80-х гг. механизм экологической экспертизы включает в себя: - экологическую экспертизу хозяйственных проектов с целью корректировки их экологических параметров или принятие альтернативного варианта, более полно отвечающего природоохранным требованиям; - экологическую экспертизу действующих предприятий в форме предоставления разрешения на их эксплуатацию или модернизацию; - экологическую экспертизу новой продукции. Экологи США считают, что учесть экологические факторы на стадии проектирования - значит существенно сократить расходы на охрану окружающей среды. Исследования, проведенные в США, показали эффективность экспертной оценки проектов как с природоохранной, так и с экономической позиций. Затраты на экологическую экспертизу хозяйственного проекта составляют десятые доли процента от стоимости его реализации, а общие расходы на охрану окружающей среды — не более 3% от ассигнований на внедрение проекта. Экономические результаты экологической экспертизы значительно превосходят эти затраты. Однако иногда результаты экологической экспертизы приводят к отказу или отсрочке выполнения представленных проектов. В среднем в США ежегодно проводится экологическая экспертиза для 1 тыс. новых федеральных проектов, при этом временная или частичная приостановка выполнения проектов запрет на их осуществление касаются не более 2-3% их общего числа. Принимаются меры государственного контроля за экологическими параметрами новой продукции, в том числе автомобилей, продуктов питания, косметики, химикатов и др. Введены предельные нормы на применение пестицидов в сельском хозяйстве. Если опыт США представляет интерес прежде всего для макро-экологической политики государства, то опыт Японии интересен и полезен для улучшения экологической ситуации в регионах. Япония, достигнув значительных успехов в экономике и научно-технических областях, вместе с тем испытала на себе все «прелести» экологического кризиса. В конце 1960-х - начале 70-х гг. по масштабам загрязненности окружающей среды Япония опережала другие страны. Были обнаружены случаи массовых неизлечимых заболеваний и даже гибели людей в результате повседневного вдыхания ими воздуха, отравленного вредными отходами предприятий и потребления воды, содержащей ядовитые вещества. Страна узнала тогда о таких страшных явлениях, как болезнь Минамата, возникающая при попадании в пищу соединений ртути, о массовых заболеваниях астмой в результате загрязнения воздуха отходами нефтекомбинатов. В 1970 г. японский парламент одобрил основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды, что положило начало созданию правовых основ природоохранной деятельности. В 1993 г. в Японии был принят новый «Основной экологический закон». В его основу положен «принцип предупреждения общественного ущерба». Государство берет на себя обязательство: 1. Поощрять предпринимателей за природоохранную деятельность. 2. Оказывать техническую, экономическую и иную помощь предпринимателям. Впервые в законе появляются статьи (ст. 2) о международном сотрудничестве. Вводится понятие «глобальное сохранение окружающей среды». Государственная экополитика - это высший уровень экополитики в Японии. Низший, но немаловажный уровень -деятельность местных властей (префектур) с правом выхода на международные отношения. Японская практика показывает, что ждать результатов в охране окружающей среды можно только тогда, когда государство, местная администрация, народ начинают думать об охране природы, действовать согласованно. Суровые экономические законы, введенные руководством страны по загрязнению воды, атмосферы, шумам, вибрациям, запахам, послужили одним из краеугольных камней японского экономического чуда. Экологические проблемы заставили промышленные круги искать новые пути развития, переходить на энерго- и ресурсосберегающие, а также безотходные технологии. Важную роль в охране природы (как и в США) играет экологическая экспертиза промышленных и социальных проектов. Экологическая оценка проводится по следующим пунктам: 1. Семь видов нарушения окружающей среды: загрязнение воздуха (соответствие допустимому уровню), загрязнение почвы тяжелыми металлами и химическими соединениями, оседание грунта, уровень шума, вибрация, неприятные запахи. 2. Влияние на естественную природу и культурные памятники; воздействие на живую природу и обеспеченность среды элементами живой природы, воздействие на культурные памятники, ландшафт (стандарт озеленения и ряд требований к эстетичности). 3. Пять видов влияния на социально-экономическую систему: затененность соседних домов (соответствие стандарту), создание помех для радиоволн, утилизация и захоронение твердых отходов, влияние на коммуникации, степень безопасности. В Японии имеются стандарты, которые вряд ли можно встретить за ее пределами. Стандарт озеленения определяет количество зеленых насаждений на осваиваемой территории. Минимальное значение, равное 1, получают территории, не имеющие зелени; фермы, луга, травяные газоны, поля, сады имеют индекс от 2 до 4; заросли кустарников и бамбука - 5; посадки деревьев - 6; молодой вторичный (посаженный) лес - 9; особо ценный первичный лес -10. После завершения строительства объекта средний индекс освоенной территории должен быть не ниже 6. Поэтому, чтобы компенсировать залитые асфальтом участки, строители должны сажать деревья. Стандарт затенения требует, чтобы суммарное время затенения новостройкой окон прилегающих домов не превышало 2 часов в сутки в любое время года. Из-за этого приходится строить дома причудливой формы, напоминающие пирамиды. Существует также стандарт на сохранение в городе старых заповедных территорий естественной природы и памятников старины. В Японии имеются порядок классификации архитектурных памятников и целая система регламентов, связанных с их охраной, реставрацией и эксплуатацией. Стандарт воздействия на экосистемы, в отличие от физико-химических стандартов загрязнения воды, воздуха, почвы, позволяет интегративно оценить качество среды (так, качество водоемов пресной воды классифицируется в зависимости от того, какая рыба там живет). Экологическую экспертизу проходят проекты даже небольших предприятий и социальных объектов. В подобных экспертизах обязательно участвует и само население. Можно выделить три наиболее ценных момента в японском варианте экологической экспертизы: стандартизация работ по экспертизе; их компьютеризация; достижение широкого участия общественности в обсуждении проекта и контроля за природной средой в регионе. Последнее возможно после наделения местных органов власти достаточными правами. В Стране восходящего солнца существует сильный административный аппарат. В 1971 г. образовано Управление по вопросам окружающей среды (на правах министерства). К функциям данного управления относятся: 1) разработка общего курса правительственной экополитики; 2) координация деятельности различных природоохранных органов; 3) выработка проектов законов; 4) оказание помощи местным администрациям. Управление руководит НИИ охраны окружающей среды и финансовой корпорацией по предотвращению ущерба окружающей среде. Но, парадокс, управление не имеет права вмешиваться в дела других министерств. Возможно только косвенное влияние через правительство. Другие министерства проводят свою экономическую политику (министерство внешней торговли и промышленности, министерство сельского хозяйства, управление по науке и технике). Главным инструментом экополитики Японии является составление планов. В 90-е гг. XX в. эти планы охватывали 35 небольших по площади районов (9% территории страны, где проживало 54% жителей Японии и производилось 63% промышленной продукции). Существует комплексный экологический план, который принимается кабинетом министров. Центральное место в системе прямого административного регулирования занимают стандарты и нормативы, система применения которых отличается гибкостью. Основные виды нормативов - показатели концентрации загрязнителя в различных средах. Но это на общегосударственном уровне. Другие устанавливаются местными властями в городских и сельских районах с соответствующей дифференциацией. В целом государственная нормативная политика в Японии отличается реалистичностью и строится не на принципах конфронтации, а на сотрудничестве с частным сектором. Контроль за окружающей средой проводится с помощью мониторинга полностью автоматизированного (в стране действует 2,5 тыс. станций наблюдения за состоянием воздуха 6,6 тыс. - воды, свыше 9 тыс. - измеряющих уровни шума и вибрации). Станции не только собирают информацию, но и могут предвидеть превышение по нормативным показателям за несколько часов. В этом случае виновники оповещаются заранее. Широко практикуется в Японии и такая форма административного регулирования, как заключение соглашений по экологическим вопросам. В настоящее время заключено около 25 тысяч таких соглашений. Заключаются они на базе местных нормативных актов. В 72% соглашений оговорены меры, которые должны принимать владельцы предприятий против загрязнения в целом. Много соглашений по отдельным средам и видам загрязнения (в зависимости от профиля предприятий). Среди санкций, предусмотренных в этих соглашениях: 1) инспекционный осмотр предприятий; 2) временная приостановка предприятия; 3) выплата компенсаций за ущерб; 4) судебные иски. Возможны даже аресты служащих предприятий (в крайнем случае, за нелегальный сброс отходов). Японское правительство тратит 4-5% ВНП на охрану окружающей среды. Действует принцип «загрязнитель платит», что, по мнению К. Миямото, оборачивается принципом «потребитель платит», т.е. перенос экологических затрат на цены продукции. Но государство ради общих целей помогает предприятиям через льготное кредитование, по сравнению с обычным коммерческим: срок погашения 10-20 лет при 5-7% годовых. Существуют льготы в налогообложении недвижимого имущества для очистных сооружений, на регистрацию «незагрязняющих» автомобилей (электромобилей, работающих на метаноле). Таким образом, создание правовой, организационной и финансовой базы, а также системы оперативного управления качеством среды позволило Японии решить многие экологические проблемы, но не все: это загрязнение атмосферы городов автотранспортом, безопасность АЭС, защита и очистка морских шельфовых территорий, постоянные шумы транспортных средств и предприятий. Жалобы населения в местные органы власти на шумы составляют примерно 30% общего числа жалоб, на зловоние - около 20%. Самое серьезное внимание в Японии уделяется неприятным запахам, источниками которых являются животноводческие предприятия (26%), индустрия сервиса (21%), промышленные предприятия (13%), хозяйство соседей (10%), канализация (7%). Тем не менее, общество в Японии усвоило и приняло как руководство к действию новую экологическую идеологию. Основой государственной экополитики Японии является сохранение ее чистой для себя и будущих поколений. Прямое влияние на экологические идеологии отдельных стран оказывает международное сотрудничество. В 1972 г. в Стокгольме при ООН была создана специальная структура United Nations Environment Programme (ЮНЕП), под эгидой которой на средства ООН разрабатывались и реализовывались различные международные программы по охране окружающей среды. В частности, так осуществлялась борьба с опустыниванием в Африке и на других континентах. Значительное развитие природоохранные работы на международном уровне получили и под эгидой ЮНЕСКО. В первую очередь это относится к программе Man and Biosphere (МАЕ), принятой в 1970 г. Она состоит из 14 разнопрофильных проектов - биоэкологических, геоэкологических и социоэкологических. Например, «Сохранение природных районов и содержащегося в них генетического материала», «Изучение загрязнения окружающей среды и его воздействия на биосферу», «Понимание состояния окружающей среды». Позднее, в 1979 г., в Женеве была подписана Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (CLRTAR). Документ стимулировал разработку пяти специализированных программ международного сотрудничества, подготовленных рабочей группой европейской экономической комиссии ООН. Среди них важнейшие - это европейская программа мониторинга переноса воздушных загрязнений (ЕМЕР), Программа лесного мониторинга (ICI Forest) и Программа интегрального мониторинга (ICI IM). Все программы призваны обеспечить достоверные оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы, принципы которой гласят: 1. Природа должна охраняться, а основные процессы в ней - не нарушаться. 2. Генетическое разнообразие на Земле не должно ставиться под угрозу. 3 Принципы охраны природы должны распространяться на всю Землю - и на сушу, и на океан. 4. Все экосистемы и природные ресурсы должны использоваться так, чтобы сохранялась оптимальная устойчивая продуктивность. 5. Природа должна быть застрахована от деградации, связанной с военными действиями. Хартия отразила стремление общества к поддержанию природного гомеостазиса в рамках планеты, хотя определенные нарушения уже произошли. Перечень конференций, симпозиумов, встреч по международному сотрудничеству достаточно велик, как и принятых ими документов. В заключение остановимся на наиболее важных их них. Усилия резко улучшить ситуацию в деле охраны и управления окружающей средой на глобальном и региональном уровнях были предприняты в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, где состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств. В числе трех главных приоритетов, декларированных конференцией ООН, стали: 1) сохранение биоразнообразия; 2) противодействие потеплению климата; 3) борьба с опустыниванием. Форум призвал страны мира искать пути перехода к устойчивому развитию, отметив, что создание устойчивого общества пока возможно. Спустя десять лет, на саммите в Йоханнесбурге (ЮАР, 26 августа- 4 сентября 2002 г.) была вновь подтверждена приверженность принципам РИО и другим документам. Однако согласно докладу Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, посвященному анализу выполнения ранее принятых решений, прогресс за прошедшее время был крайне незначителен. Глобализация не принесла пользы большей части человечества. Для перенаселенных стран с высоким приростом населения и с бедными природными ресурсами важнейшим приоритетом является борьба с голодом и нищетой, из-за чего экологические цели остаются в этих странах без внимания и реализуются только тогда, когда от них напрямую зависит развитие экономики. Таким образом, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды необходимо и корректировать и углублять, а в ряде сфер жизнедеятельности активно использовать передовой зарубежный опыт. Это касается абсолютно всех стран мира. ЛИТЕРАТУРА Акимова ТЛ., Хаскнн ВМ. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. Гизатуллин Х.Н., Троицкий ВЛ. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма // Общественные науки и современность. 1998. № 5. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 1998. Иванцов Г.Б. Экологическая политика российского государства: социально-экономические основы. Екатеринбург, 1995. Игнатьева ИЛ. Соотношение источников экологического права // Государство и право. 2001. №2. Конституция РФ. СПб.: Литера, 1998. Концепция устойчивого развития России // Зеленый мир. 1995. № 5. Ларионов ГЛ. Функции общественного экологического контроля // Государство и право. 1996. №2. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М.: ВЛАДОС, 1998. Маклярский Б.М. Устойчивое развитие и экологические потребности // Социологические исследования. 1995. № 4. Наше общее будущее. М., 1989. Охрана окружающей среды в Великобритании // ЭКИП. 2001. № 4. Сборник нормативных актов по экологическому праву РФ. М.: Институт между-нар. права и экономики, 1995. Т. 2. Стратегия устойчивого развития России // ЭКОС. 2002. № 2. Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика М.: Наука, 2000. Фомичев С.Т. Крайне зеленые // Социологические исследования. 1995. № 8. ХотунцевЮЛ. Экология и экологическая безопасность. М.: Академия, 2002. Экология и политика. СПб., 1993. Яницкий О.Н. Экологическая политика // Социологические исследования. 1995. №4. Яницкий О.Н. Экологическое движение в «переходном обществе»: проблемы теории // СОЦИС. 1998. № 10.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |