Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое образование в СССР

Российское экологическое образование имеет глубокие тради­ции формирования знаний о взаимоотношениях человека и приро­ды. Первоначально оно складывалось на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII в. Затем последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии. Уси­лиями таких ученых, как А.Н. Бекетов и К.А. Тимирязев, их педа­гогическими работами в конце XIX - начале XX в. был создан ес­тественно-научный фундамент экологического образования.

Известный философ Н.А. Умов считал, что исключение естест­вознания из курса общеобразовательных дисциплин ведет к вы­пуску школой «людей с доминирующими человеческими интере­сами» (антропоцентризм, эгоизм). Идеальная черта естествознания в том, что оно выводит мысль за пределы человеческого, в тот мир, который есть первоисточник всякой истины... Естествозна­ние имеет большое воспитательное значение. В советское время экологическое образование и воспитание в нашей стране сущест­венно эволюционировали.

Так, программы Наркомпроса (1924 г.) ставили перед школой задачу изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у питомцев школы полезных навыков в этом государственно важном деле. В 1920-30-е гг. началось вне­дрение в массовую практику форм и методов работы, активизи­рующих познавательную и практическую деятельность школьни­ков по изучению и охране природного окружения, особенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 1930-е гг. элементы природоохранных знаний были включены в учебные программы по биологии и географии, многие из которых сохрани­лись в неизменном виде вплоть до конца 1970-х гг.

В послевоенные годы принимается ряд постановлений по охране природы с участием органов народного образования для совершен­ствования изучения природы и формирования разумного отношения к ее охране. В 1950-60-е гг. во всех республиках СССР принимают­ся законы об охране природы; в учебном процессе усиливается природоохранительная тематика; в начальной школе выделяется само­стоятельный предмет «природоведение». В 1970-80-е гг. много внимания уделяется вопросам образования в сфере рационального природопользования и охраны природы. В 1972 г. в составе Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР была создана одна из первых в мире лаборатория природоохранительного просвещения.

Инновационной в экологическом образовании явилась разра­ботка программ факультативных курсов по охране природы.

В этот же период, когда сложилось понимание универсальной значимости экологического образования, были сформулированы его основные принципы: 1) междисциплинарный подход в форми­ровании экологической культуры школьников; 2) систематичность и непрерывность изучения экологического материала; 3) единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; 4) взаимосвязь глобального, национального и краеведче­ского раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Указанные принципы должны реализовываться при решении ряда специфических задач школь­ного экологического образования: 1) усвоение ключевых идей, по­нятий и научных фактов о природе, что позволило бы определить оптимальное воздействие человека на природу сообразно ее зако­нам; 2) понимание материальной и духовной ценности природы для общества и отдельного человека; 3) овладение практическими знаниями и умениями изучать и оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее улучшению, предви­деть возможные последствия своих действий для природы во всех видах трудовой деятельности; 4) развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия, стрем­ление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями; 5) сознательное соблюдение норм поведения, исключающее нанесение вреда природе или ущерба, загрязнение или разрушение окружающей природной среды; 6) активизация деятельности по улучшению окружающей природ­ной и преобразованной (антропогенной) среды, участие в пропа­ганде современных идей охраны природы.

Наряду с экологизацией школьного образования в СССР раз­вертывалась разноплановая и содержательная экологическая про­паганда, направленная на различные слои населения.

Первой формой такой работы является пропаганда в научно-популярных журналах.

Уже в 1917 г. редакция журнала «Природа» ввела специальный раздел по охране природы. В 1919 г. (№ 4-6) появилась статья П. Семенова-Тян-Шанского «Свободная природа, как великий жи­вой музей, требует неотложных мер ограждения», которая носила программный характер. Важную роль в пропаганде экологических знаний играл журнал «Человек и природа». В 1920-е гг. начинают издаваться журналы «Природа и люди», «Вестник знания», «Зна­ние - сила», «Юный натуралист», «Наука и жизнь». Часть из них до сих пор издается и пользуется большой популярностью среди самых различных кругов читателей.

Интересна тематика этих журналов. Так, в журнале «Наука и жизнь» в 1942 г. (№ 11-12) опубликована статья А.Е. Ферсмана «География на службе войны», в которой рассказывается о необ­ходимости знания местности, тропинок, бродов. Темой статьи профессоров М. Ильина и Е. Лавренко «Ботаника и война» (При­рода. 1942. № 3-4) явилось применение данных ботаники в орга­низации обороны страны: необходимость знания растительности при ведении боевых действий, при партизанской войне, озелене­нии аэродромов и т.д.

Любопытна проблематика отечественной периодики и в более позднее советское время. Вполне можно анализировать публика­ции тех лет и часть из них транслировать на читательскую аудито­рию XXI в.

Важной формой экологического образования в СССР была про­паганда в газетах. Газетная пропаганда более эффективна, чем периодическая. Ее воздействие на население является более мас­совым. Экологические материалы были во всех газетах, но больше преуспели «Лесная промышленность», «Водный транспорт» и «Учительская газета», в которой много писалось об экологическом воспитании и образовании. В «Комсомольской правде» существо­вала рубрика «Окно в природу». Автор, В.М. Песков, придержи­вался определенных принципов: писать недлинно (3-4 страницы), наличие фото, не «впадать в факты», писать предельно ясно, не нарушая научной достоверности. Материалы, излагаемые в газете, пользовались у читателей большой популярностью.

Более глубокую информацию давала серия «Человек и приро­да» издательства «Знание», выходившая двенадцать раз в год (с разъяснением экологической терминологии).

Существовали радио- и телевизионные формы экологической пропаганды («Родная природа», «В мире животных» и т.д.), но они в основном выполняли общепросветительскую функцию, что не умаляет их заслуг.

В эпоху перестройки, особенно после Чернобыльской катаст­рофы (1986 г.), наблюдается повышенный интерес к экологиче­ской информации, чему способствовали политика гласности и трансформация советской социалистической системы.

Таким образом, именно в советский период отечественной ис­тории были заложены основы экологического образования постсо­ветского периода, несмотря на все идеологические наслоения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели и методологические основы экологического образования | Основные каналы воздействия на сознание населения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.