КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные каналы воздействия на сознание населения
Состояние экологического образования в современной России. В начале 1990-х гг. в России ускоряются процессы трансформации экологического образования. Построение системы данного вида образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 1980-х гг. такими учеными, как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравечина. Базовыми стали представления, что, человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история - часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями - основа физического и духовного здоровья человека; труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы. В 1990-е гг. было структурировано содержание экологического образования, основными компонентами которого явились знания и ценностные ориентации. В качестве ядра системы экологического образования А.Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный - основные идеи о характере взаимодействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения; ценностный - ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный - основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде; деятельный - виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера. Однако самые замечательные разработки ученых могут остаться невостребованными, если не будут сформированы механизмы их реализации, в том числе правовые. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) предусмотрена реализация экологического воспитания и образования в процессе дошкольного, школьного и профессионального (в средних и высших учебных заведениях) образования, а также в системах повышения квалификации. Это должно достигаться обязательным преподаванием основ экологических знаний в средней школе. Экологическое образование формируется как многоуровневое. Именно в таком ключе и развивалось оно в последнее десятилетие в России. В 1995 г. принят Закон РФ «О государственной политике в области экологического образования», в котором говорится, что экологическое образование - это «процесс обучения, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемый в экологически грамотной деятельности». В конце 1990-х гг. под влиянием ряда объективных причин, таких как углубление экологического кризиса, рост общественного сознания, пересмотр идеологических позиций, активная интеграция России в мировое сообщество, начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях российского экологического образования. По мнению Ю.Л. Хотунцева, итоги дискуссии можно свести к следующим положениям: необходима концентрация усилий ученых на комплексной психолого-педагогической и методической разработке условий формирования экологической ответственности, среди которых важнейшими являются гуманизация образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни; активизация экологического движения; применение знаний в практической деятельности как элемента экологической культуры; преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью; создание вариантов содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях. Главное в экологическом образовании - формирование соответствующего мировоззрения, экологического сознания. Современное экологическое образование пронизано духом прагматизма: в стране насчитывается около 40 учебников по охране природы (для университетов, институтов, техникумов). Но все они в основном рассматривают природные ресурсы (охрану недр, почв, вод), но не природу. Термин «охрана природы» постепенно оказался вытесненным понятием «охрана окружающей среды», служащей фоном для его деятельности. Поэтому не случайно в нашей стране все больше внимания уделяется идее непрерывного экологического образования, призванной изменить парадигму общественного сознания. В 1994 г. Проблемный совет по экологическому образованию Российской академии наук разработал концепцию непрерывного экологического образования, хотя в целом она и не была принята. Тем не менее, это достаточно любопытная разработка, получившая определенную известность в стране. По этой концепции целью непрерывного экологического образования является формирование экологического мировоззрения с раннего возраста, чтобы определить систему экологических ценностей, учитывая возрастные особенности психического развития детей. В младшем школьном возрасте обучение и воспитание следует строить на уровне природоохранных и системных экологических знаний, в 10-11-х классах - формировать основы экологического мышления. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения. Выделяют различные модели организации экологического образования, характерные в настоящее время для средней общеобразовательной школы. Это включение экологической информации в традиционные предметы; изучение вопросов охраны окружающей среды в специально выделенном предмете; формирование экологических знаний в разных учебных предметах, а затем их интегрирование в отдельный предмет; полная реформа учебного процесса. Большинство школ в стране (98%) работают по первой модели. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики. Вернемся к главному звену экологического образования и воспитания - к школе. Современные представления о вариативном образовании как в начальной, так и в средней школе соотносятся с преподаванием экологии - относительно нового предмета. Это требует от самого педагога и от его учеников творческого отношения к учебному процессу, главным результатом которого должно стать воспитание ответственности человека перед природой. Как считают В.А. Ситаров и В.В. Пустовойтов, важно, чтобы выпускник школы входил во взрослую жизнь, имея устойчивые ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных, и при обычных, бытовых отношениях с нею. При этом учителю экологии никак нельзя стесняться высокого стиля изложения своего предмета, донося до сознания учеников, что этот предмет действительно реально связан не только с их личным благополучием и благополучием их близких, но и с благополучием всего человечества. Эмоциональный, художественный, образовательный подход к душе человека - непременный элемент всей системы экологического просвещения, образования и воспитания. Следует отметить важный факт: сейчас в России действует сеть гимназий, лицеев, колледжей, школ экологического профиля, в которых ведутся факультативы «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», читаются специальные курсы по экологии. В их числе «Основы экологии» (в 1995 г. издан учебник «Экология» Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника и А.П. Сидорина для учащихся 9-х классов), «Природа и культура» и др. При сотрудничестве с вузами во многих регионах развертывается научно-техническая работа по важнейшим проблемам региональной и местной экологии. С 1994 г. регулярно проводятся Всероссийские экологические олимпиады школьников. Однако формирование новой парадигмы экологического образования в школе происходит не столь радужно, как может показаться на первый взгляд. В учебных планах школ большинства регионов РФ «Экология» как специальный предмет не значится. Экологическое образование учащихся в этих школах осуществляется по так называемому интегрированному варианту через предметы «Биология», «География», «Химия» и др. И если вопросы прикладной и социальной экологии рассматриваются на уроках географии, то основная нагрузка изучения «биоэкологии» ложится на предметы биологического цикла. По словам А.Л. Самсонова, главного редактора журнала «Экология и жизнь», экология не только оказалась среди предметов, перегружающих школу, но в 2002 г. усилиями Министерства образования была вытеснена из стен школы. Тем не менее экологические идеи постепенно «овладевают массами», поэтому есть основания надеяться на то, что ситуация с изучением экологии в школе нормализуется. Тем более что в России в вузовской системе существует более десяти экологических специальностей. Студентам преподаются такие дисциплины, как «Экология», «Природопользование», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность и экологичность продукции», «Утилизация и захоронение отходов», «Экологическая экспертиза проектов» и др. Однако для решения экологических проблем нужны новые формы экологического образования. Ю.Л. Хотунцев справедливо отмечает, что лозунги, лекции и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Как сделать, чтобы принцип Римского клуба «Мыслить глобально, действовать локально» стал достоянием каждого? Эти и другие важные проблемы обсуждались на круглом столе «Экологическое образование в РФ: шаг в XXI век», прошедшем в конце августа 2002 г. в Министерстве природных ресурсов. Тема: «Средства массовой информации в экологическом просвещении населения». Главный вывод — без СМИ экологические идеи не овладеют массами. В радио- и телевизионных программах, газетах была и есть информация экологического содержания. (Появилась информация и в Интернете.) Но возникает вопрос, достаточно ли этого для активизации экологического мышления? Очевидно, что необходимо и увеличивать объемы, и искать новые формы подачи информации. На наш взгляд, интереснее развивается экологическая периодика. В 1990-е гг. появились новые журналы: «Экология и промышленность России», «Экое», «Экология и жизнь» и др. Весь этот объем новой и подчас острой информации и призван (наряду со школьным образованием) содействовать психологической включенности личности в мир природы и формированию системы адекватных экологических представлений. ЛИТЕРАТУРА Абрамян Э~А. Экологическое образование должно быть непрерывным // Экология и жизнь. 1998. № 3. Белов С.В. Охрана окружающей среды: аспекты образования // ЭКИП. 1996. № 7. Валитова А.И. Экологическое сознание: сравнительный анализ // Социологические исследования. 1999. № 3. Вишняков Я.Ф. и др. Экологическая подготовка управленцев и экономистов на этапе вузовского обучения // ЭКИП. 1996. № 9. Иоселиани А. Христианство, техносфера и экологическое сознание // Свободная мысль. 1999. № 11. Казарян В.П. У истоков экологического мышления в России // Вестник МГУ. Сер. 7. 1998. № 1. Каханова ЛЛ, СМИ и экологическое просвещение // Экология и жизнь. 2002. №5. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М.: ВЛАДОС, 1998. Маркович Д. Глобализация экологического образования // Социологические исследования. 2001. № 1. Маркин Б.М, Наумова Л.Г. Экологии в школе нет... // Экология и жизнь. 2002. №3. Мозговая А.В. Экологически устойчивый образ жизни: факторы становления // Социологические исследования. 1999. № 8. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995. Самсонов АЛ. Посеявший ветер пожнет бурю // Экология и жизнь. 2003. № 1. Соломкина МЛ. Экологическое сознание: понятия, типология, интерпретация // Экология человека. 2000. № 2. Тарасова Н.П. Образование как фактор устойчивого развития // ЭКИП. 2000. №10. Урсул АД. Устойчивое развитие цивилизации и образования в XX веке // Зеленый крест. 1995. № 4. Шайхиев P.P. Формирование нового экологического мышления: реальность и перспективы // Экология человека. 2000. № 1. Экологическая пропаганда в СССР. М.: Наука, 1984.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |