Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексики и фразеологии

Вклад Ф.И. Буслаева в развитие методики

 

Ф.И.Буслаев, провозгласивший принцип всестороннего изучения языка, еще в середине ХIХ века первым прямо указывал на необходимость использования на уроках русского языка устойчивых образных выражений. Он считал, что в обучении отечественному языку "тесно совокупляется преподавание с воспитанием". В первой части своей книги "О преподавании отечественного языка" Ф.И.Буслаев писал: "Грамматика приуготавливает детей к логике". Он впервые ввел в школьный курс русского языка изучение отдельных лексических понятий: ономастику, архаизмы, заимствованные слова ("стихии чужеземные"), диалектные слова ("провинциализмы").

Полезность фразеологической работы в школе Ф.И.Буслаев видел в двояком аспекте: он считал фразеологию отечественного языка одним из ценных средств познания детьми окружающей действительности и в то же время - источником обогащения их речевой культуры, средством развития "у дитяти" "дара слова" и "образования ума". Во второй части книги "О преподавании отечественного языка" Ф.И.Буслаев подчеркивал, что знакомство с фразеологией поможет воспитать у детей "чутье к русской речи, формировать верный взгляд на окружающий мир". Поставить учащегося "на точку зрения народную можно только изучением выражений, в коих высказывается дух народа". Поэтому и надо "обогатить память" "многочисленными фигурными выражениями", в которых "мысль высказывается не отвлеченно, а ярко, в живом образе".

Ф.И.Буслаев считал фразеологические сочетания живым, содержательным языковым материалом для занятий с детьми. "Необходима фразеология, в которой обращается внимание не только на внешнюю форму предложения, но и на содержание". Русский язык располагает большим количеством таких "целых выражений", которыми можно метко, точно передать мысли. Так, по мнению ученого, вместо "много потрудился" можно сказать " много пота пролил на землю ".

Ф.И.Буслаев определил место фразеологической работы. Это уроки чтения литературных произведений. Источником "живого, содержательного" материала должно служить чтение. "Дети приуготовляются к грамматике, и начинают, и продолжают, и оканчивают ее чтением... Одна басня Крылова и ученику и учителю предложит материала для умственного упражнения гораздо более целой книги наглядного учения и тому подобного".

В свой "Учебник русской грамматики" (М., 1913) Ф.И.Буслаев включил цитаты из былин и песен, содержащие фразеологизмы, а в качестве иллюстрирующих примеров наряду со словами он использовал такие устойчивые словосочетания, как "того и гляди", "биться об заклад", "бить челом" и другие.

Кроме того, Ф.И.Буслаевым отмечены следующие особенности "известных обычных выражений" (пословиц, библейских афоризмов, обычных уподоблений, ходящих в устах народа в виде поговорок): их надо запомнить, они могут не соответствовать правилам грамматики или риторики; им присуща стабильность формы, что не исключает ее видоизменения при условии сохранения смысловой цельности, которая является ведущим признаком.

Эти идеи Ф.И.Буслаева, методиста, имевшего в виду преимущественно старшего школьника, оказали существенное влияние на школьную практику второй половины ХIХ века, а также на методические взгляды К.Д.Ушинского, И.И.Срезневского, которые разрабатывали вопросы фразеологии применительно к младшим школьникам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И методике русского языка | Лексики и фразеологии. Вклад К.Д. Ушинского в развитие методики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.