Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексики и фразеологии. Вклад К.Д. Ушинского в развитие методики

Вклад К.Д. Ушинского в развитие методики

 

В методической науке и практике школьной работы во второй половине ХIХ века и в начале ХХ века настойчиво выдвигается требование обучать детей преимущественно живому русскому языку, раскрывать перед ними всю сокровищницу народной речи, как носительницы глубоких идей, мыслей, чаяний и надежд русского народа. Эти мысли особенно ярко выражены в "Руководствах к преподаванию по "Родному слову" К.Д.Ушинского, в "Слове в защиту живого слова" известного педагога В.П.Шереметевского, в "Защите живого слова" В.И.Чернышева и многих других.

Трудно переоценить тот вклад, который внес К.Д.Ушинский в педагогику в целом и в частности в методику преподавания русского языка. Им составлены книги для учащихся "Родное слово", "Детский мир" и "Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику "Родное слово". Особое место в преподавании родного языка К.Д.Ушинский отводил развитию в детях "той врожденной душевной способности, которую называют даром слова", так как "дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова,... не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета". Как и Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский дает высокую оценку всем богатствам русского языка, включая его фразеологию. "Язык народа есть произведение творческой способности дара слова... бесчисленных поколений.... каждое слово языка,..., каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа".

Говоря о цели обучения детей отечественному языку, К.Д.Ушинский подчеркивал, что необходимо "ввести детей в сознательное овладение сокровищами родного языка", поскольку "речения, пословицы и поговорки" - лучшее средство приближения учащихся к пониманию всех проявлений духовной жизни народа и замечательных особенностей его языка. Высокое "педагогическое достоинство" народных выражений и заключается в том, чтобы через непосредственное знакомство с ними "ребенок взглянул на предметы... зорким глазом народа и выразился его метким словом".

Важнейшим условием успешного усвоения детьми целостных выражений К.Д.Ушинский считал понимание ими смысла выражений, для чего рекомендовал тщательно их отбирать и наиболее удачно определять место работы над этими языковыми единицами.

Так, в предварительных беседах перед чтением того или иного произведения он предлагал использовать в речи "народные выражения, которые встретятся в изучаемом произведении". Необходимо, "производя анализ литературного текста, обращать внимание детей на меткость выражений".

Разрабатывая различные виды упражнений для уроков по книге "Детский мир", К.Д.Ушинский советовал составлять с фразеологизмами предложения, строить аналогичные конструкции. "Встретился какой-нибудь идиотизм русского языка - опять дети придумывают на него устно и письменно свои собственные фразы".

Почти к каждому произведению в учебных книгах "Детский мир" и "Родное слово" К.Д.Ушинским подобраны народные загадки, отражающие в лаконичной форме замысел произведения. Во многих текстах литературных произведений, помещенных в "Детском мире" и "Родном слове", встречаются устойчивые сочетания: "откуда ни возьмись", "во все горло", "только и видели", "обмерла со страху", "несолоно хлебавши" и другие. Только в книге "Родное слово" содержится около 300 народных речений и рассказов по пословицам, раскрывающим смысл отдельных из них.

К.Д.Ушинский призывал к тому, чтобы, обогащая речь ученика "готовыми удачными оборотами", научить его употреблять их не как "готовую красивую оболочку", а как наиболее точное средство выражения своей мысли.

Явившись основоположником русской народной школы, К.Д.Ушинский оказал огромное влияние на дальнейшее развитие теории и практики начального образования в России. "Книга для первоначального чтения в народных школах" В.И.Водовозова, книга для чтения "В школе и дома" Н.Ф.Бунакова, "Мир в рассказах детей" В.П.Вахтерова, вышедшие вслед за учебниками К.Д.Ушинского, хотя и предназначались прежде всего для использования в общеобразовательных и воспитательных целях, содержали богатый фразеологический материал.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лексики и фразеологии | Программа изучения фразеологии И.И. Срезневского
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.