КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа изучения фразеологии И.И. Срезневского
Лекция № 2.
Программу последовательного изучения фразеологии в школе предложил И.И. Срезневский. В своих методических рекомендациях он научно обосновал пути фразеологической работы с младшими школьниками. Фразеологический состав русского языка он понимал широко, то есть включал в него пословицы, поговорки и крылатые слова, трудные для понимания детьми. И.И. Срезневский отмечал, что работа над "цельными выражениями", позволяющими передавать мысли с наибольшей точностью, должна занимать значительное место в воспитании речевой культуры учащихся. Ученый настоятельно рекомендовал обращаться к фразеологическому составу родного языка при обучении детей именно в младших классах. "... На выражения... и надо обратить внимание детей непосредственно после того, как возбуждено их внимание к словам отдельным: это нужно... потому, что есть такие выражения, которые... должны быть рассматриваемы только как нераздельные сочетания нескольких слов, например: по крайней мере, можете себе вообразить, само собой разумеется, что за беда, круглый год ". Работу над устойчивыми сочетаниями И.И. Срезневский предлагает проводить в два этапа. На первом этапе задача учителя - создание фразеологического запаса, когда учащиеся, вникая в содержание и форму выражений, усваивают их смысл, учатся отличать фразеологизмы от слов и свободных словосочетаний, знакомятся со структурой, правописанием, "выговором" фразеологических единиц. Ученый разработал некоторые "облегчительные приемы", направленные на уяснение формы и смысла фразеологизмов учащимися. Фразеологические единицы, выражающие "одно нераздельное представление", он подразделял на именные, глагольные, наречные, частичные и т.д., считая, что этот языковой материал посилен для понимания и усвоения младшими школьниками. При этом И.И. Срезневский имел в виду не простое запоминание детьми речевых оборотов, отмечая, что "эти выражения должны запечатлеваться в умах детей сознательно". Конечно, он не отрицает значения запоминания, заучивания некоторых фразеологизмов, но основной путь обогащения речи учащихся устойчивыми оборотами ученый видит в лексико-фразеологических упражнениях. Рекомендуются упражнения на сравнение фразеологических единиц с синонимичными словами, со свободными словосочетаниями, сравнение одних фразеологизмов с другими, упражнения на замену переменных словосочетаний или отдельных слов целостными оборотами. Очень ценны упражнения на самостоятельный подбор учащимися фразеологических словосочетаний соответственно поставленному учителем заданию. На втором этапе фразеологической работы школьники должны рассматривать фразеологизмы как "часть связной речи" и вводить их в свой активный словарный запас. И.И. Срезневский предлагает упражнения, направленные на развитие у детей наблюдательности к фактам фразеологии в языке. Материалом для этих упражнений служат литературные тексты. При анализе произведения учитель должен ставить вопросы так, чтобы обратить внимание детей на фразеологические обороты. Ученый рекомендует также упражнения с опорой на слуховое восприятие фразеологизмов и их запись в тетрадях "по насказке" с предварительным объяснением (диктант). Автором предлагаются специальные упражнения по раскрытию и уточнению смысла фразеологизмов в контексте и вне контекста с привлечением образцов их правильного употребления и правописания. Учащиеся обучаются разным приемам объяснения фразеологических сочетаний: описательному истолкованию, подбору синонимичных слов и выражений, замене перифразом и прочее. Особенно большое практическое значение И.И.Срезневский придает упражнениям, которые учат детей использованию фразеологических оборотов в своей речи. Конечную цель упражнений с фразеологическими единицами ученый видел в том, чтобы научить детей: а) ясно, правильно и отчетливо понимать все читаемое и рассказываемое, доступное возрасту; б) ясно, правильно и отчетливо рассказывать устно и письменно все, что узнали или о чем думали. Книга И.И. Срезневского "Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте" является первым значительным вкладом в отечественную методику изучения фразеологии в начальной школе. В этом труде теоретически разработаны вопросы фразеологии, даны методические рекомендации и конкретные "облегчительные приемы изучения" фразеологии. Наиболее ценно в этой работе то, что И.И.Срезневский считал правомерным и обязательным ознакомление детей с целостными выражениями родного языка именно в младшем возрасте, начиная "с 8-9 лет и естественным путем".
Вклад А.Я Острогорского, В.И. Водовозова,
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |