КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 3. Возрастание интереса к фразеологии в послеоктябрьский период
Возрастание интереса к фразеологии в послеоктябрьский период. Вопросы фразеологии в работах К.Б. Бархина и М.А. Рыбниковой
Заметно усилилось внимание педагогов и методистов к фразеологии русского языка в послеоктябрьский период. Это отразилось в программах, изданных в 1915 и 1919 годах. В Примерной программе по русскому языку 1919 г. рекомендуется в целях развития речи учащихся больше использовать фразеологизмы, употребляемые самими детьми, приучать школьников вдумываться в смысл образных выражений и самостоятельно объяснять их "художественную форму". Программа предлагала использовать для лучшего усвоения материала подбор фразеологизмов с общим компонентом типа не с руки, рукой подать, правая рука и т.д. В Примерном плане школ 1-й ступени г. Москвы и Московской губернии на 1921/22 уч. год говорится, что "чутье к художественной речи" пробуждается в детях: "1) обращением, как бы мимоходом, внимания на удачные выражения при чтении и при беседе, 2) приведением кстати отрывков красивых стихотворений,... 4) употреблением загадок, пословиц, поговорок и т.п...". Однако рекомендации, данные в программах, не получили своего развития в последующий период, потому что из школьного курса был вообще исключен русский язык как отдельный предмет. Лишь в 1929-1932 годах при создании единой общеобразовательной школы он был восстановлен. Хотя в новой программе 1932 г. и предусматривалась работа с языком художественных произведений и даже предлагалось выделять в них идиомы типа "рукой подать", "ноги протянуть" и др., специального места ни в этой, ни в последующих программах фразеологизмам не отводилось. Как отмечает профессор М.Т. Баранов, в советской школе отдельные лексикологические и фразеологические понятия "то включались в действующие программы по русскому языку 20-40-х и 60-х годов, если перед нашим предметом ставились задачи, направленные на всестороннее развитие учащихся,..., то исключались, если задачи ограничивались изучением грамматики для формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков". Вместе с тем без работы над лексикологическими и фразеологическими понятиями трудно было обойтись как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, поэтому и методисты русского языка, и методисты литературы в своих работах рекомендовали учителям работать над лексикологическими и фразеологическими понятиями. Взгляды К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой, Н.П. Каноныкина, Н.А. Щербаковой, С.П. Редозубова, П.И. Колосова, В.В. Голубкова, Н.В. Колокольцева не расходились с основными положениями И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, В.И. Чернышева. Значителен вклад в решение вопросов развития речи младших школьников известного методиста, профессора К.Б. Бархина, создавшего пособия по культуре речи для учителей и учащихся начальных классов. К.Б. Бархин указывал на то, что "задача словарной работы в школе - не одно только расширение словарных запасов учащихся, как думали некоторые методисты: слов у детей и подростков довольно много... Задача преподавателя - поднять класс и отдельного учащегося до настоящего понимания слов в художественном произведении..., развить быструю и сильную реакцию на слово". Ученый подчеркивал, что для расширения и обогащения словаря школьников необходима система словарной работы, в том числе серия упражнений по фразеологии, или работа с метафорами, как ее называл К.Б.Бархин. В начальных классах методист предлагал сравнивать выражения типа никого не видели и только его и видели, голубые глаза и куда глаза глядят, ручные часы и не по дням, а по часам. При таком сравнении "выясняется... разница между выражениями точными, простыми и выражениями условными, образными (метафорами)". К.Б. Бархин считает возможным давать младшим школьникам понятие "об источниках, родниках, питающих метафорические потоки". Такими "родниками" являются профессиональный язык, поэтический язык и язык повседневного обихода. Дети могут понять, что выражения на всех парусах и выбросить за борт породил морской быт, а заварить кашу - профессия кулинаров. Несложные упражнения с такими оборотами К.Б. Бархин советует проводить уже в III классе. Методист советовал чаще показывать учащимся образцы употребления авторами произведений выражений с переносным смыслом. При разработке заданий по фразеологии для младших школьников К.Б.Бархин советовал вносить в эту работу элементы занимательности, развивающие сообразительность, смекалку и поддерживающие у детей интерес к занятиям по русскому языку. Хотя в ряде случаев К.Б. Бархин не проводил четкого разграничения между свободным словосочетанием, в котором слово употреблено в переносном значении, и фразеологизмом, созданные им методические разработки и учебные пособия по культуре речи представляют большую ценность для учителей и учащихся начальных классов. Вопросам фразеологии уделяла большое внимание и М.А. Рыбникова, считавшая, что "этот раздел идиоматических выражений (русицизмов) чрезвычайно слабо обслуживается и нашим языкознанием, и нашей методикой". Она подчеркивала, что проводить работу по развитию речи лучше всего на материале художественной литературы. Поскольку "обогащение и уточнение словаря учащихся, фразеологические упражнения пронизывают все уроки литературного чтения: пересказ, устный и письменный, своими словами и близко к тексту, работу над планом, все виды сочинений", необходима, по мнению М.А. Рыбниковой, стройная система словарно-фразеологической работы, которую она предлагала выделить в самостоятельный раздел и "назвать культурой фразеологии на материале фольклора и художественной литературы". М.А. Рыбникова определяет три "тематических круга", по которым следует идти в словарной работе: "1) процессы движения; 2) предмет, явление внешнего мира и восприятие его через наши органы чувств; 3) психологические состояния человека, определения внутренних его качеств, характеристика героя". М.А. Рыбниковой предложены следующие задания творческого характера: 1) наблюдение над языком литературных произведений, отыскивание в них устойчивых словосочетаний, выявление их роли в текстах, заучивание наизусть с целью использования их в своем речевом общении; 2) составление планов изучаемых произведений с опорой на фразеологические обороты, выражающие содержание прочитанного; 3) различные виды пересказов прочитанного с введением в них фразеологических средств языка; 4) составление рассказов по аналогии с прочитанным с привлечением в качестве концовки устойчивого выражения; 5) распределение фразеологизмов по их общим смысловым признакам; 6) составление рассказов по данной фабуле, предложенной учителем в форме списка фразеологизмов; 7) объяснение смысла фразеологизмов, перифраз; 8) составление своих предложений с употреблением в них устойчивых сочетаний слов; 9) восстановление текста с пропущенными фразеологизмами, анализ выполненных детских работ и сопоставление их с литературными образцами; 10) сочинения на темы, выраженные в форме фразеологического оборота, или по пословице. Хотя систему словарно-фразеологической работы М.А. Рыб-никовой нельзя считать завершенной, основные ее положения в плане первоначального ознакомления детей с фразеологизмами не утратили научного и практического значения и актуальности для современной начальной школы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |