Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии отбора дидактического материала для лексико-фразеологической работы в начальной школе

Лекция № 6.

 

Для изучения фразеологизмов в начальной школе необходимо определить перечень общедидактических и методических принципов их отбора.

Предпосылкой для отбора фразеологических оборотов могут служить рекомендации методистов по отбору словарных единиц для школы.

Каковы же главные критерии отбора словаря? М.А.Рыбникова в книге "Очерки по методике литературного чтения" указывает, что при отборе словаря необходимо определять словарно-тематические круги по классам. Таких кругов она намечает три:

- процессы движения, связанные с предметом, человеком, животным;

- восприятие человеком предметов и явлений внешнего мира;

- психологические состояния человека, характеристика героя.

Рекомендации М.А. Рыбниковой к отбору словарного материала по тематическим кругам с учетом возрастных особенностей детей вошли в практику нашей школы.

В "Методике русского языка в средней школе" А.В. Текучева принципам отбора слов посвящен целый параграф: "Принципы отбора материала для словарной работы", в котором обстоятельно анализируются точки зрения и взгляды методистов по этому вопросу, достигнутые к семидесятым годам XX столетия.

А.В. Текучев к методическим принципам отбора словаря относит доступность; строго регламентированное количество слов для определенного возраста, класса; последовательность в работе над словами (от более легкого к более трудному); индивидуальные особенности, исходя из состава активного словаря учащихся определенной параллели классов; различные темпы накопления словаря.

В.Ф. Гутенев в диссертации, посвященной работе с фразеологизмами в школе, при формировании предпосылок для отбора фразеологизмов основной упор делает на общедидактические требования: научность излагаемого материала по фразеологии; воспитывающий характер обучения; многоплановость изучения; систематичность изучения с учетом постепенного нарастания трудностей.

К методическим принципам В.Ф. Гутенев относит: 1) степень владения учащихся фразеологизмами; 2) доступность фразеологизмов с точки зрения понимания их школьниками; 3) наличие фразеологизмов в списках по литературе, рекомендованной для внеклассного чтения; 4) ценность фразеологизмов в плане образовательно-воспитательных задач.

Л.В. Агапова в диссертационном исследовании за основу отбора фразеологических единиц берет принцип соотнесенности фразеологизмов с частями речи.

Анализ рекомендаций по отбору языкового материала для усвоения в начальной школе, а также данные экспериментального обучения дают нам возможность наметить ряд общедидактических и методических принципов, положенных нами в основу отбора фразеологических единиц для изучения младшими школьниками, а именно: 1) коммуникативная значимость, 2) частотность употребления, 3) психолингвистические возможности усвоения фразеологических единиц, 4) познавательная ценность, 5) образовательно-воспитательная направленность, 6) преемственность и последовательность в изучении фразеологизмов.

Рассмотрим каждый из принципов более подробно.

· Критерий коммуникативной значимости

На современном этапе получает теоретическое обоснование коммуникативная направленность преподавания русского языка, которая характеризуется тем, что "на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации" (Быстрова Е.А.). Коммуникативно направленное обучение родному языку обеспечивает условия для сознательного, осмысленного, а не формального усвоения знаний, "содействует комплексному овладению культурой, формированию личности, ее всесторонней реализации" (К. Димчев). Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих целей обучения русскому языку и выступает как интегрирующая основа для объединения обучения грамоте, русскому языку и литературе в единую систему. Причем как необходимое условие общения рассматривается комплексное овладение всеми видами речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование).

Особенность коммуникативно ориентированного преподавания состоит в том, что на первый план выдвигается практическая цель – формирование навыков общения, а путь к этой цели – практическое пользование языком. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения.

Принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности учителя и учащихся. В учебной деятельности важное значение приобретает активность обучаемых на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает им новую информацию о фразеологизмах, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью. Учитель должен создавать такую речевую ситуацию, которая побуждает учащихся к употреблению в своем высказывании фразеологической единицы.

· Наличие и частотность употребления фразеологизмов в устной речи и художественной литературе, изучаемой в начальной школе

Анализ произведений, помещенных в учебных пособиях для начальной школы, показал, что авторы используют все три типа устойчивых словосочетаний по классификации В.В. Виноградова. Кроме того, в учебниках по русскому языку и чтению широко представлены пословицы и поговорки, а также крылатые выражения.

Естественно, что классификация фразеологических единиц В.В. Виноградова в силу своей сложности не может быть использована в работе по фразеологии в начальной школе.

О путях дифференцированного отбора фразеологических оборотов для изучения в школе методическая наука располагает очень небольшим количеством разрозненных рекомендаций.

Так, А.В. Текучев рекомендует производить отбор фразеологизмов по таким признакам:

- фразеологизмы, относящиеся к одной и той же части речи;

- фразеологизмы, имеющие в своем компонентном составе одно и то же слово;

- фразеологизмы, сгруппированные по определенным тематическим кругам;

- фразеологизмы, используемые в качестве каких-либо членов предложения.

На наш взгляд, в начальной школе наиболее применимы могут быть два признака: фразеологизмы с одним и тем же словом в своем компонентном составе (например, со словом нос: остаться с носом, повесить нос, держать нос по ветру, совать нос во что-либо, зарубить на носу и др.) и фразеологизмы, сгруппированные по определенным тематическим кругам (например, темы труда, движения, психического и физического состояния человека, обозначение расстояния, места, времени и т.п.).

Анализ учебных книг по чтению и русскому языку для начальной школы показал, что даже того фразеологического материала, который содержится в них, может быть достаточно для ведения лексико-фразеологической работы по специальной методике.

В современной начальной школе учителя используют различные программы и соответственно учебники. Анализ части их (например, учебников Р.Н. и Е.В. Бунеевых) показал, что фразеологизмы в них встречаются чаще, чем в традиционных учебных книгах, а в некоторых (например, "Родная словесность" Е.Н. Леоновича) есть целые разделы, посвященные изучению фразеологии. Кроме того, дети уже приходят в начальную школу с определенным фразеологическим багажом. Эти обстоятельства позволяют сделать вывод о целесообразности ведения работы по фразеологии в начальной школе на уроках чтения и русского языка.

· Психолингвистические возможности восприятия и усвоения фразеологических единиц на начальном этапе изучения фразеологии

Этот критерий основан на данных возрастной физиологии и психологии; учитывает особенности восприятия образных средств детьми младшего школьного возраста и возможность усвоения ими фразеологических единиц. при составлении программы изучения фразеологизмов в начальной школе необходимо прежде всего учитывать два фактора: во-первых, конкретность детского мышления, а во-вторых, возможность воспринимать переносное значение образных выражений.

Уровень доступности смысла фразеологизмов меняется по классам. Так, "... метафоры, подчеркивающие внешние, чувственно воспринимаемые признаки предметов, понимаются школьниками I-II классов легче, чем метафоры, выражающие моральную сторону человеческих отношений. С дальнейшим развитием мышления и речи школьников процесс понимания метафор расширяется и углубляется. Школьники III-IV классов способны понять метафоры, отображающие достаточно сложные человеческие отношения" (Громов М.Д.).

Недоступные пониманию младших школьников фразеологические единицы (типа кануть в Лету, Ахиллесова пята, достигнуть апогея) не следует включать в программу экспериментального обучения.

· Степень ценности фразеологических оборотов с точки зрения сфер их функционирования

Работа над фразеологическими средствами языка необходима для понимания детьми прочитанного, для использования ими этих языковых средств в своей речи.

Фразеологические обороты, использованные в литературных произведениях, помогают раскрытию образов персонажей, вскрывают авторское отношение к героям, обобщенно выражают сложные мысли по самым актуальным проблемам жизни человека. Введение их во фразеологический запас детей увеличивает речевые возможности учащихся.

· Обучающее и воспитывающее воздействие фразеологизмов на учащихся

В процессе анализа художественных произведений целесообразно проводить работу над всеми фразеологическими оборотами без исключения, так как это необходимо для раскрытия смысла прочитанного и понимания роли языковых средств в выражении авторского замысла. Здесь особое место принадлежит изучению пословиц и поговорок, составляющих особый пласт языка, в котором отражена народная мудрость.

Для упражнений, направленных на активизацию фразеологических единиц в речи учащихся, следует отбирать только устойчивые словосочетания литературного языка и межстилевые обороты.

Грубые, фамильярно звучащие обороты (точить лясы, чесать язык и подобные) при случае поясняются детям, но работа по введению их в активный словарь учащихся не проводится, так как делать их достоянием речи школьников любого возраста педагогически нецелесообразно.

Для обучающего и воспитывающего воздействия фразеологизмов на учащихся важно, чтобы учитель чувствовал границу и меру подачи фразеологического материала. Плохо, когда учащиеся редко знакомятся с новыми сочетаниями и не упражняются в их употреблении, но не приносит ожидаемого результата и чрезмерное увлечение количеством включенного в работу фразеологического материала. В этом случае не обеспечивается глубина ознакомления с фразеологизмами, притупляется внимание к ним, ослабевает интерес к такой работе.

· Критерий преемственности и последовательности

Этот критерий устанавливает связь обучения фразеологии в начальной школе с содержанием обучения в средней школе, предупреждает болезненный и резкий переход, наблюдающийся на стыке дошкольного, начального и среднего звена. Поскольку работа с устойчивыми выражениями в начальной школе носит пропедевтический характер, она является надежным фундаментом, на основе которого в средних и старших классах основной школы будет продолжено углубленное, систематическое изучение фразеологии как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Различные точки зрения на объем фразеологии | Теоретические методы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.